ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Выступление на городской конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Парамонова Татьяна Геннадьевна

ГБУ ГППЦ ДО гМосквы

Территориальное отделение   «Переделкино»

Социальный педагог

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Если ребенок не имеет успеха и позитивного опыта в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, не стремится к самостоятельному поиску решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий, он  плохо приспособлен к жизни, ориентирован не на процесс, а на результат.

Поэтому задачей современного педагога становится оказание помощи ребенку в приобретении собственного опыта побед и неудач, формирование осознанного, гармоничного выбора способов жизни.     В связи с этим воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с современными требованиями образования. Этим требованиям в полной мере отвечает новый «компетентностный подход», целью которого становится формирование социальных компетентностей дошкольников с ОВЗ. Эта цель на сегодняшний день очень  актуальна.

Социальная компетентность  в дошкольном возрасте означает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием с взрослыми и сверстниками.

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в детском саду, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье. 

В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ОВЗ мы рассматриваем следующие умения:

- коммуникативные - умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;

- личностные - умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;

 - общекультурные - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых

Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.

Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.

Структура начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ представлена тремя компонентами: когнитивным, мотивационно – ценностным, поведенческим, имеющими в своем составе эмоциональную составляющую.

Эмоциональная составляющая в выделенных компонентах отражает готовность ребенка с ОВЗ к эмоциональному отношению принятия/непринятия себя, эмоциональную оценку себя другими детьми и взрослыми, понимание индивидуальных эмоциональных проявлений и состояний окружающих.

Когнитивного – представления о самом себе и своих особенностях, возможностях (своей индивидуальности); представления о сверстниках и специфике взаимодействия с ними (социокультурных нормах, правилах); представления о нравственных и социокультурных нормах и правилах поведения (жизни) в обществе; знания о равных правах и возможностях людей; понимание детьми особых потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; Когнитивный компонент свидетельствует об овладении ребенком знаниями и представлениями социального характера.

Мотивационно – ценностного – потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей; соподчинение мотивов во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; ценностные ориентации ребенка; Мотивационно-ценностный компонент отражает мотивы включения ребенка в деятельность, его отношение и заинтересованность.

Поведенческого, включающего умения эффективного взаимодействия со средой (умение контролировать свое поведение, умение действовать в коллективе сверстников (коммуникативные навыки и социальный статус ребенка в группе сверстников)); характер усвоения норм поведения. Поведенческий компонент обеспечивает готовность ребенка к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Модель процесса формирования социальных компетенций дошкольников с ОВЗ базируется на таких взаимодополняющих подходах, как:

 - компетентностный, определяющий единство образовательного процесса, ориентированного на формирование начальных социальных компетенций;

 - деятельностный, обеспечивающий становление и развитие субъектности ребенка;

 - гуманистический, ориентирующий на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Данные компоненты представляют целостную структуру процесса формирования начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ.

При моделировании следует опираться на принципы гуманизации, интеграции, индивидуализации, активности.

Модель отражает внутренние и внешние связи взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают включение ребенка с ОВЗ в детско-взрослое сообщество.

Совокупность педагогических условий, предопределяющих и обеспечивающих эффективное формирование начальных социальных компетенций у детей с ОВЗ, включает в себя:

  • создание адаптивной образовательной среды ДОО, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников;
  • организацию процессов адаптации, коммуникации, здоровьесбережения, социализации на основе экспериментальной программы социального развития детей с ОВЗ, способствующей обогащению опыта их социального взаимодействия; определение индивидуального образовательного маршрута дошкольников с ОВЗ с целью выравнивания их стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество;
  • выработка единых взглядов и требований к процессу сопровождения ребенка с ОВЗ в ходе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ребенок, находясь в дошкольном учреждении, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе социального взаимодействия, а также усваивает эстетические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутри личностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье.

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ в условиях ДОУ имеет свои специфические особенности, которые нужно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса:

 а) разный стартовый уровень подготовленности детей к пребыванию в условиях общественного воспитания (в силу специфики заболевания);

б) недостаточный опыт социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

в) отсутствие мотивации у педагогов и способов взаимодействия в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

г) несоответствие условий ДОО для реализации воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности дошкольников ведется по следующим направлениям:

1. Работа с семьями воспитанников:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • «воспитание» родителей – предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
  • удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
  • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с воспитанниками детского сада:

  • организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
  • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
  • организация детского досуга

3. Работа с документацией:

  • формирование информационного банка данных по уровню сформированности социальной компетентности у детей;
  • разработка перспективного и текущего плана работы;
  • подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога;
  • создание социальных паспортов.

В целом же можно отметить, что процесс социализации дошкольника через формирование у него соответствующего уровня социальной компетенции – сложный, комплексный, систематический, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен. И одним из важных условий его правильной социально-педагогической организации является включение диагностической методики, как обязательного компонента модели социальной компетентности дошкольника.

Начальные социальные компетенции у дошкольника с ОВЗ можно считать сформированными, если его деятельность и общение в рамках общности адекватны ее ценностям, и направлены на продуктивное взаимодействие с ней в реальной жизни.

Список литературы

  1. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». М.. 2004 г.
  2. Доронова Т.Н. и др. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития». М.: - 2001 г
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.
  4. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. –  СПб.:«Просвещение», 2004.
  5. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. –2010. № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек  нов...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного  возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компет...

«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связ...