ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Выступление на городской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование социальной компетенции | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Парамонова Татьяна Геннадьевна
ГБУ ГППЦ ДО гМосквы
Территориальное отделение «Переделкино»
Социальный педагог
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Если ребенок не имеет успеха и позитивного опыта в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, не стремится к самостоятельному поиску решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий, он плохо приспособлен к жизни, ориентирован не на процесс, а на результат.
Поэтому задачей современного педагога становится оказание помощи ребенку в приобретении собственного опыта побед и неудач, формирование осознанного, гармоничного выбора способов жизни. В связи с этим воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с современными требованиями образования. Этим требованиям в полной мере отвечает новый «компетентностный подход», целью которого становится формирование социальных компетентностей дошкольников с ОВЗ. Эта цель на сегодняшний день очень актуальна.
Социальная компетентность в дошкольном возрасте означает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием с взрослыми и сверстниками.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в детском саду, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье.
В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ОВЗ мы рассматриваем следующие умения:
- коммуникативные - умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;
- личностные - умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;
- общекультурные - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых
Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.
Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.
Структура начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ представлена тремя компонентами: когнитивным, мотивационно – ценностным, поведенческим, имеющими в своем составе эмоциональную составляющую.
Эмоциональная составляющая в выделенных компонентах отражает готовность ребенка с ОВЗ к эмоциональному отношению принятия/непринятия себя, эмоциональную оценку себя другими детьми и взрослыми, понимание индивидуальных эмоциональных проявлений и состояний окружающих.
Когнитивного – представления о самом себе и своих особенностях, возможностях (своей индивидуальности); представления о сверстниках и специфике взаимодействия с ними (социокультурных нормах, правилах); представления о нравственных и социокультурных нормах и правилах поведения (жизни) в обществе; знания о равных правах и возможностях людей; понимание детьми особых потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; Когнитивный компонент свидетельствует об овладении ребенком знаниями и представлениями социального характера.
Мотивационно – ценностного – потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей; соподчинение мотивов во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; ценностные ориентации ребенка; Мотивационно-ценностный компонент отражает мотивы включения ребенка в деятельность, его отношение и заинтересованность.
Поведенческого, включающего умения эффективного взаимодействия со средой (умение контролировать свое поведение, умение действовать в коллективе сверстников (коммуникативные навыки и социальный статус ребенка в группе сверстников)); характер усвоения норм поведения. Поведенческий компонент обеспечивает готовность ребенка к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Модель процесса формирования социальных компетенций дошкольников с ОВЗ базируется на таких взаимодополняющих подходах, как:
- компетентностный, определяющий единство образовательного процесса, ориентированного на формирование начальных социальных компетенций;
- деятельностный, обеспечивающий становление и развитие субъектности ребенка;
- гуманистический, ориентирующий на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.
Данные компоненты представляют целостную структуру процесса формирования начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ.
При моделировании следует опираться на принципы гуманизации, интеграции, индивидуализации, активности.
Модель отражает внутренние и внешние связи взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают включение ребенка с ОВЗ в детско-взрослое сообщество.
Совокупность педагогических условий, предопределяющих и обеспечивающих эффективное формирование начальных социальных компетенций у детей с ОВЗ, включает в себя:
- создание адаптивной образовательной среды ДОО, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников;
- организацию процессов адаптации, коммуникации, здоровьесбережения, социализации на основе экспериментальной программы социального развития детей с ОВЗ, способствующей обогащению опыта их социального взаимодействия; определение индивидуального образовательного маршрута дошкольников с ОВЗ с целью выравнивания их стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество;
- выработка единых взглядов и требований к процессу сопровождения ребенка с ОВЗ в ходе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ребенок, находясь в дошкольном учреждении, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе социального взаимодействия, а также усваивает эстетические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутри личностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье.
Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ в условиях ДОУ имеет свои специфические особенности, которые нужно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса:
а) разный стартовый уровень подготовленности детей к пребыванию в условиях общественного воспитания (в силу специфики заболевания);
б) недостаточный опыт социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
в) отсутствие мотивации у педагогов и способов взаимодействия в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;
г) несоответствие условий ДОО для реализации воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности дошкольников ведется по следующим направлениям:
1. Работа с семьями воспитанников:
- педагогическое просвещение родителей;
- «воспитание» родителей – предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с воспитанниками детского сада:
- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- организация детского досуга
3. Работа с документацией:
- формирование информационного банка данных по уровню сформированности социальной компетентности у детей;
- разработка перспективного и текущего плана работы;
- подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога;
- создание социальных паспортов.
В целом же можно отметить, что процесс социализации дошкольника через формирование у него соответствующего уровня социальной компетенции – сложный, комплексный, систематический, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен. И одним из важных условий его правильной социально-педагогической организации является включение диагностической методики, как обязательного компонента модели социальной компетентности дошкольника.
Начальные социальные компетенции у дошкольника с ОВЗ можно считать сформированными, если его деятельность и общение в рамках общности адекватны ее ценностям, и направлены на продуктивное взаимодействие с ней в реальной жизни.
Список литературы
- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». М.. 2004 г.
- Доронова Т.Н. и др. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития». М.: - 2001 г
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – СПб.:«Просвещение», 2004.
- Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. –2010. № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек нов...
«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...
Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компет...
«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...
«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»
Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
Что же такое социальная компетентность?Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связ...