Главные вкладки

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ " ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ"  (Детский сад №22 "Звёздочка" Балашихинский район)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_-_zemlya_-_nash_obshchiy_dom.do46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тема : «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

     Программные задачи:

     -познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
    -развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
    - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

    - ключевые слова: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза. 

    - развивать аккуратность, взаимопомощь.

      Группа:

    подготовительная группа (6-7 лет).

     

      Оборудование и материалы:

      Компьютерная презентация (фотографии вулканов, изображение римского бога Вулкана, репродукция картины К.Брюллова "Последний день Помпеи",  )   кусочки пемзы, обычные камушки и миски с водой на каждого ребенка, модель вулкана, картинки с изображением вулканов; карта России; поддоны, картон, клей; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
    чайные ложки; пипетка.

    Ход занятия:

    Педагог:

    -Ребята, сегодня почтальон принес необычную посылку, предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что лежит в посылке. ( В посылке аудиокассета с записью рассказа о вулканах Для аудио записи: Вулканы образно называют огнедышащими горами. Происходит от имени древне римского бога огня Вулкан. Извержения вулканов - опасное для людей явление. Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Вулканы бывают действующими, спящими и потухшими. ). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопрос: Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей).(Иллюстрация с  изображением  вулкана)

    В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они "спят" они мало отличаются от других гор, но стоит им проснуться, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, на Камчатке (картинка с изображения вулкана). Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие (показать изображения: извержение вулкана - это действующий вулкан; озеро в кратере потухшего вулкана).

    Почему же они так называются? Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов (  изображение римского бога Вулкана). Ребята, древние римляне верили, что кузница этого бога находится под горой на острове в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана на экране).

    Прежде чем, мы перейдем к  несложному опыту с извержением вулкана, сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
    "Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом, ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана) гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами". Интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
    Дети:
    - Похож на пирамиду, конус.
    Педагог:
    - Правильно, ребята,  вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
    Дети:
    -На большую яму, воронку.
    Педагог:
    - Верно.  Вершина горы из которой извергается вулкан, называется  кратер вулкана.
    -Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
     Вам бы хотелось одним глазком взглянуть на извержение вулкана.
    - Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашего,   у нас тут и кратер в ней будет.
    Дети:
    -Да, хотим.

    Физкультминутка:

     П: -Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Слушайте и будьте внимательны.  Цель игры – первым добраться до «вулкана», не наступить при этом в «лаву», то есть пол.ю а перебраться по камешкам . Перед тем как отправиться в путь, попросите детей надеть воображаемые защитные костюмы, объясняя, что лава очень горячая, а газы, выходящие из недр вулкана, могут быть чрезвычайно ядовитыми.
    Воспитатель:

    Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.

    П: - Ребята , давайте склеим из картона конус,  это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? : Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.

     П: - Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?
     заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана.
    П:- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава  вытекает "спокойно" . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

    Экспериментирование.

    (На столе стоят миски с водой, камни и кусочки пемзы на каждого ребенка).
    П: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу-камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем.
    Д: в пемзе очень много дырочек.
    П: а как вы считаете эти дырочки пустые или в них что-то есть?
    Д: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
    П: очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?
    Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

    П: Ребята, как вы считаете, сегодня происходят извержения вулканов? (мнения разделились). Посмотрите внимательно на картинки (  фотографии извержения вулканов на Камчатке и в Индонезии)  Ребята, и в наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты, доказательством этому являются фотографии, которые вы видите.

    П: Ребята, скажите об извержениях вулканов мы откуда можем узнать?( из информационных программ телевидения, радио, газет, Интернета)

    ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА и вытекающей из неё лава, является  причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, а так же деревни, города. А кому нужны деревья в лесу?

    1. Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)

           -    Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)

    1. Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).

           -    Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев).

    Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

    1. Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся сколько хочешь).

    Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.

    -Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).

           Дерево, трава, цветок и птица

           Не всегда умеют защититься.

           Если будут уничтожены они

           На планете мы останемся одни.  (Д.Радович).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие Капельки"

    Формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

    Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"

    Занятие с детьми с опытами и экспериментами  в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

    "Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности 2015 - 2016 учебный год"

    Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность  детей.Задачи:1. Формировать познавательную активность, любознательность;2.Умение пользоваться приборами-помощниками при проведении иг...

    Экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада

    Экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада...