Экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бондарева Татьяна Вячеславовна

Экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально – исследовательская деятельность

     Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

 Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

  Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира.

Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

       Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

       С первого класса ребёнок погружается в поисково - исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку  очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

А.Н. Поддъяков определяет  исследовательское  поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия  живых существ с  реальным миром, направленную  на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель экспериментально – исследовательской  деятельности– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • Развитие у детей представления о химических свойствах вещества.
  • Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)
  • Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
  • Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
  • Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
  • Развитие у детей умственных способностей.
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Задачи исследовательской деятельности
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы  

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности:

  •  постановка и решение вопросов проблемного характера
  •  наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой
  • природе)
  • опыты
  •  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
  • трудовой деятельности
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
  • ситуации
  • трудовые поручения, действия

Принципы экспериментально – исследовательской деятельности

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

Структура проведения экспериментирований

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
  • Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.
  • Проверка гипотез.
  • Подведение итогов, вывод.
  • Фиксация результатов. (используются журнал, интерактивная доска)
  • Вопросы детей.

   

Примерный  алгоритм  проведения  экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

Примерная структура  организации экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Дидактический материал и техническое оснащение

     Основное  оборудование:

  • Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную  одежду (халаты, головные уборы);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом.

В условиях детского сада  используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они  безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

         Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям

План работы с детьми по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе на 2016 – 2017 учебный год

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

Диагностика детей

Элементарная исследовательская деятельность  «Свойства мокрого песка»

Выявить познавательный интерес детей

Познакомить детей со свойствами песка.

Октябрь

1 неделя

«Экспериментирование с водой .Окрашивание воды»

Закрепить знания о свойствах воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

2 неделя

«Волшебные чернила»

Сформировать  элементарные представления у детей о невидимых чернилах.

3 неделя

«Камень.

Эти загадочные камни»

Развивать  познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

4 неделя

«Сокодвижение в стебле растения».

Познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду;

Ноябрь

1 неделя

«Магнит.

Испытание магнита»

Познакомить детей с физическим явлением (магнетизмом), магнитом и его особенностями.

2 неделя

«Прозрачность веществ»

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность).

3 неделя

«Солнечная лаборатория».

 Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

4 неделя

«Растворение»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются;

Декабрь

1 неделя

«Ходят капельки по кругу»

Дать детям первые представления о круговороте воды в природе, используя миску с водой; обсудить с детьми, куда исчезла вода, что с ней случилось; показать данное явление с помощью иллюстрации.

2 неделя

«Парафин»

Познакомить со свойствами парафина. вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.

3 неделя

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

4 неделя

«Электрический театр»

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает;

Январь

1 неделя

«Мыльные пузыри»

Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги; объяснить, почему они летают.

2 неделя

«Радуга в комнате»

Познакомить детей с природным явлением – радугой; показать роль воды в данном явлении; дать представление о солнечном спектре; закрепить цветовую гамму;

3 неделя

«Желатин»

Познакомить со свойствами желатина

4 неделя

«Свойства льда» «Изготовление цветных льдинок»

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности

Февраль

1 неделя

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3 неделя

«Опыты с пресной и соленой водой»

Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

 свойства пресной воды и соленой.

4 неделя

«Посадка лука»

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя

«Два апельсина»

Доказать, что апельсин в кожуре не тонет, а без идёт ко дну.

2 неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя

«Плесень»

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия

4 неделя

«Вот какая пена»

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя

«Что такое молния?»

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; формировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

2 неделя

«Почему тёмный камень теплее?»

Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя

«Как образуется тень»

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

4 неделя

«Как устроены перья у птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Май

1 неделя

«Притягивание одних предметов через другие»

Закрепить знания детей о свойствах магнита магнетизме

2 неделя

«Цветовая симфония»

Закрепить знания о свойствах мыла

3 неделя

Развлечение «Слёт лаборантов»

 Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха, магнита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"

В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"

Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"media","view...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воронкой"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21664806","attribu...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....