Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Занятие с детьми с опытами и экспериментами  в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по экспериментально - исследовательской деятельности

в подготовительной группе

 « Путешествие в город Мастеров»

 

Воспитатель первой категории  

ГБДОУ Детский сад №28

Красносельского района  

г.Санкт-Петербурга

Тарасовская Н.Е.

 Санкт-Петербург

2014 г.

 Тема «Путешествие в город Мастеров»

Цель:Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: 

обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;

уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;

формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;

обсудить вопросы гигиены органов чувств.

Развивающие:

развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;

развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;

развивать быстроту мышления, творческое воображение;

расширять кругозор.

Воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;

воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

наглядные (показ, демонстрация) ;

словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ) ;

игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра) ;

практические (рисование, упражнения, экспериментирование, самонаблюдение) .

Предварительная работа:

беседа об органах чувств у животных и человека;

беседа по теме «Профессии разные важны»;

беседа по теме «Зрение»;

беседа по теме «Наши руки»;

чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;

сюжетно ролевая игра «Больница»;

разучивание комплекса упражнений для глаз;

цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)

рассматривание познавательных рисунков;

разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

физкультурная минутка;

динамические упражнения для языка.

Воспитатель: Ребята я сегодня получила необычное письмо. Хотите я вам его покажу и зачитаю?  «Здравствуйте дорогие ребята! Я мастер Трудяжка. У нас в городе Мастеров случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наслала на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает размер; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов; Скульптор совсем не ощущает рук. Прошу вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться!  Ребята, я знаю, в этом городе живут замечательные люди, про таких говорят: «Дело мастера боится». Как вы думаете почему? Да, это потому, что они выполняют так хорошо свою работу, что все дела у них получаются. Что же нам теперь делать? Как же им помочь? (Побуждает детей к высказываниям, выслушивает предложенные ими варианты.)

Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А на чем мы доберемся в этот город ? ( высказывания детей рассуждения). Если на самолете, но ведь у нас топлива нет. На машине тоже бензина нет. На корабле тоже нужно топливо, чтобы заправиться. И на чем же мы поедем? Ребята, а вы занете что у нас с вами есть волшебный ковер-самолет? Усаживайтесь поудобнее и мы отправимся в город. Но для этого нужно волшебные слова , чтобы взлететь. Вы знаете какие -  нибудь заклинания?  (Крибле - крабле бумс!!! Крекс Пекс Фэкс!!!) Давайте  закроем глаза и представим , мы летим над горами, над лесами, над реками. И вот мы добрались до этого города.

(Звучит фонограмма, появляется мастер Трудяжка)

Трудяжка: Здравствуйте ребята, спасибо вам, что согласились помочь жителям нашего города. Пойдёмте же скорее на улицу Вкуснотеево, там живёт наш Повар. (Подходят к столу на котором изображен повар и стоят баночки с жидкостью разной по вкусу).

Ему срочно нужна помощь, он совершенно не различает вкусы и поэтому готовит сладкие борщи, и солёные компоты, наши жители даже похудеть успели от такого питания. Чтобы заклятие исчезло, надо рассказать нашим мастерам об органах чувств, которые им так необходимы, и показать, как ими пользоваться.

Воспитатель: Не волнуйся Трудяжка, мы постараемся вам помочь. Ребята, какой орган подвёл повара? (язык) Для чего человеку нужен язык? (помогать жевать, произносить звуки, определять вкус). На поверхности языка расположены рецепторы, они то и помогают определить вкусы. Разные участки языка воспринимают определённый вкус. Скажите, какими продукты бывают на вкус? (сладкие, кислые, солёные, горькие).

(Д/игра: «Угадай на вкус»)  Теперь возьмите каждый палочку, обмакните в жидкость и определите какая она на вкус. ( сахар, лимон,соль,кофе, редька,калина).Скажите, у кого какой вкус можно соотнести с этим символом ( 4 вкусовых символа) . Какие продукты бывают такого вкуса? ( подвести к рассуждению).

Ребята, вы все правильно определили вкусы,  пусть ваши язычки будут всегда такими же  чувствительны и ловкими.

Трудяжка: Молодцы, вы хорошо прошли испытание и теперь чары колдуньи исчезли! Наш Повар теперь будет готовить, как и раньше отменные блюда. Спасибо вам ребята. Но это только начало. Нам нужно торопиться на улицу Слухачей, тут живёт наш Музыкант. Раньше он сочинял красивейшую музыку, а сейчас не может даже различить простейших звуков.

(подходят к ширме на которой изображён музыкант)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем и Музыканту. Как вы думаете, у жителей улицы Слухачей, какой орган развит лучше всего? (слух) Орган слуха – уши. Ушки нам помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Ребята, рассмотрите друг у друга ушки, а теперь дотроньтесь до своих ушей: то, что мы видели и до чего дотронулись, называется – ушными раковинами. Сами они не слышат, а усиливают звук, а вот чувствительная часть находится внутри ушной раковины. В конце ушного прохода находится тоненькая плёночка – называется она перепонкой. Благодаря этой перепонке мы и слышим звуки. Ребята, как вы думаете, как можно усилить звук? (предположения детей)

Эксперимент:

Давайте с вами поэкспериментируем: есть такое присособление для усиления звука . Нужно свернуть лист бумаги  воронкой и подставить его к уху. Слышимость стала намного лучше. А теперь покажите Музыканту, как вы умеете определять музыкальные инструменты по звуку.

(Д/игра: «Угадай на чём играю? ») ( За ширмой лежат музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен, колокольчик, флейта, погремушка. Дети угадывают звук) .

Трудяжка: Спасибо, благодаря вам, наш Музыкант опять стал слышать!

Воспитатель: А для того, чтобы с ним не приключалось ни какой беды, наши детки расскажут, как надо беречь ушки. (ответы детей)

  • Не ковырять в ушах .
  • Не допускать попадания воды .
  • Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.

Воспитатель: Молодцы ребята!!!

Трудяжка: Ну, а нам надо отправляться к Художнику, на улицу Зоркая. Он тоже ждёт не дождётся вас ребята.

Воспитатель: А для того чтобы нам быстрее добраться мы с вами сделаем зарядку и с новыми силами отправимся в путь.

Трудяжка :                                    (Физкультурная минутка)

Для начала только глазками вращаем.

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко умеем.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

Поворот за поворотом,

То к окну, то к стене.

Выполняем упражнение.

Чтобы отдых дать спине.

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем.

Отдохнули мы чудесно,

А теперь пора на место.

(подходят к столу на котором изображён Художник, на столе стоят краски, кисти, бумага, трафареты различных животных) .

Воспитатель: Ребята, скажите, когда человек не видит – это хорошо? Почему плохо? (предположения детей) Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Что можно определить с помощью глаз? (расстояние, размер, форму, цвет) . Видеть – это очень хорошо. Но если человек плохо видит, к какому врачу ему надо обратиться? (окулист) Что может прописать окулист? (очки) Наш Художник видит, но совсем разучился различать размер.

Д/игра « Помоги художнику »Посмотрите, он нарисовал картинки, на них изображены красивые животные. Ребята, давайте присядем за стол и поправим художника. Что -то он сделал неправильно? Как вы считаете , почему ?(подвести детей к тому что художник неправильно изобразил по размеру животных , на картинках они все одного размера). Давайте подумаем , а что если  бы  животные были одного размера?(Ребята работают в парах по 2 человека - 4 картинки. Рассуждения детей ). А теперь  давайте расположим животных в порядке возрастания. Молодцы ребята!!!

Воспитатель: Ребята давайте теперь нашему Художнику расскажем, как нужно беречь глаза.

            (дети перечисляют правила)

  • Нельзя глаза тереть грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от режущих и колющих предметов.
  • Нельзя долго и близко смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, смотреть вдаль.

Трудяжка .А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте научим Художника.

(гимнастика для глаз)

Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.

А внизу растет крапива, Посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква.

Посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква, Влево - вправо.

Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.

Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.

Выбрать ничего не смог Зажмурить глаза,

И без сил на землю слег. поморгать 10 раз, .

Трудяжка: Спасибо, ребята вы так нам помогли, у Художника тоже рассеялись чары злой волшебницы, и теперь мы будем ждать от него новые красивые картины. Ребята, вы знаете, есть еще  улица Рукодельников. Там живёт известный Скульптор, его изделиями пользуются все жители нашего города. Но сейчас Скульптор в отчаянии, он совершенно ничего не ощущает на ощупь. Прошу вас, помогите и ему.

Воспитатель: Не переживай Трудяжка, ребята постараются помочь и этому Мастеру. В дорогу.

(подходят к столу на котором изображён Скульптор, на столе разложены две миски : с крахмалом и мукой)

Скажите, что нам помогает чувствовать всё на ощупь, определять горячее или холодное, какая поверхность у предметов… (ответы детей) Конечно же, это руки – орган осязания. Осязание – это ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему – либо. Наш Скульптор делал замечательные произведения искусства из дерева , кожи, глины, камня, металла, потому что у него очень чувствительные руки, а какие руки у вас я сейчас проверю.

Д/игра «Угадай вещество в миске на глаз» (миски с крахмалом и мукой). Сравните эти вещества по цвету( Вывод : вещества разные по цвету :мука не совсем белоснежная, как крахмал ).

Эксперимент. 

Давайте определим  эти вещества на ощупь. Как вы думаете из чего они сделаны ? Какие это вещества по вашему мнению ? На что похоже крахмал? ( Он скрипит как снег).

Трудяжка: Вы очень хорошо потренировали свои пальчики, и глядя на вас Скульптор стал тоже ощущать всё своими руками. Пусть и ваши  пальчики будут  сильными, ловкими и чувствительными .

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему Скульптору, как правильно ухаживать за кожей.

  • Надо чаще мыть кожу
  • Защищать кожу от переохлаждения
  • Защищать кожу от перегревания
  • Не трогать незнакомые растения и насекомых, не гладить бездомных собак и кошек, голубей и т. д.
  • Не играть с огнём.
  • Очень осторожно пользоваться колющими и режущими предметами

Трудяжка: Вы многим помогли в нашем городе, помогите, пожалуйста ещё одному мастеру. Ребята, давайте зайдём в нашему Парфюмеру, здесь работает очень хороший работник, он по запаху мог угадать любое вещество. Он использует эти запахи для изготовления духов. Но сейчас об этом, приходится только мечтать.

Воспитатель: Не расстраивайся Трудяжка, ребята постараются помочь и Парфюмеру.

Д/игра «Назови по запаху свою фантазию» . Давайте понюхаем запахи духов. Что вы представляете, пофантазируйте, на что они похожи , где бы вы сейчас хотели оказаться? (подходят к столу с изображением Парфюмера, на столе стоят флакончики  духов . Дети брызгают на бумажку и говорят предположения).

Ребята, скажите, какой орган стал плохо работать у Парфюмера? (нос) Для чего нужен нос? (ответы детей) Правильно нос нужен для дыхания, ртом конечно тоже можно дышать, но это неудобно и вредно для организма. Стенки внутри носа покрыты маленькими, тоненькими волосками. Когда мы вдыхаем, в нос попадают пылинки и прилипают к волоскам, а когда выдыхаем, то пылинки вылетают наружу. Из за этого вредно дышать ртом, так как все пылинки и частички попадают в организм. А ещё когда мы дышим носом, воздух проходит по нему и нагревается, и попадает в организм тёплым. Конечно же, нос нужен и для того чтобы чувствовать запахи.

Трудяжка.Молодцы, все справились с этим заданием. А для того, чтобы наши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

(дыхательная гимнастика)

Кошка и воробей»

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их .

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

 Влево - вправо приседаем –

Запах «воробья» вдыхаем.

Трудяжка: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли нашему городу, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Мы теперь знаем как необходимы нам, наши помощники – органы чувств. Но я хотел бы побольше узнать, какие органы чувств в большей степени, нужны той или иной профессии. Например художнику? (зрение, осязание)

А водителю? (зрение, осязание, слух)

Музыканту(слух, осязание)

Парфюмеру? (обоняние) Массажисту (осязание)

Повару (вкус, зрение, осязание, обоняние)

Парикмахеру (осязание, зрение) и т. д.

А скажите, какой орган чувств может помочь определить: Кислый, солёный; Зелёный, белый; Лимон, чеснок; Далеко, близко; Гладкий, шершавый; Горячий чай; Духи и т. д.

Какие вы молодцы! Сегодня вы потрудились на славу, и за это я хочу вас угостить вкуснейшим чаем с лимоном и сладкой конфеткой. (дети садятся за столы на чаепитие)

Трудяжка: До свидания ребята. Будем очень ждать вас в гости к нам в город Мастеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках театрализованной деятельности в подготовительной группе «В мире масок» (совместное занятие с родителями)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы, проработка внутренней позиции отношения к миру.         Обоснование разработки: зан...

Методическая разработка по экспериментально – исследовательской деятельности «Необычные приключения детей и их родителей в сказочной стране - Химия"

В некотором царстве, в небольшом государстве под названием «Жемчужинка», жили-были дети. Жили дружно, не тужили, не горевали, а песни пели , да плясали.Но с некоторого времени стала одолев...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество и...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...