Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Ирина Николаевна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество и экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. Наше занятие направлено на расширение и обобщение знаний о свойствах лимона, выявление его «секретов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Детский сад 60, Кировского района, г. Санкт-петербург

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности

Занятие «Удивительный лимон»

Подготовила: Михайлова И.Н.

   Актуальность: исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество и экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. Наше занятие направлено на расширение и обобщение знаний о свойствах лимона, выявление его «секретов».

Познавательная ценность работы: заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции. Формирует умения применять разные способы исследования. У ребенка появляется ценность к экспериментаторской деятельности. Предоставляется возможность с помощью взрослых исследовать реальные свойства лимона, его применение, обсуждать результаты опытной деятельности. 

     Знания о полезных свойствах лимона очень актуальны сегодня. Лимон – это вкусно и невероятно полезно. Лимон занимает особое место среди средств «зеленой аптеки» как для профилактики, так и для лечения многих заболеваний. Этот ароматный плод используется в бытовых целях, в косметике и парфюмерии, витаминах и пищевых добавках. Знания о полезных свойствах лимона помогут сэкономить время и деньги, а также принесут большую пользу здоровью. Кроме того, наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям:

• стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает; • способствует созданию модели изучаемого явления и обобщению результатов, полученных действенным путем;

 • дают возможность сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя

Предполагаемые результаты: реализация данного занятия способствует

- узнать много интересной информации о лимоне;  

- развитию познавательной активности у детей группы;

- умению совместно с взрослым и самостоятельно проводить опыты;

- поможет детям усвоить правила экспериментирования;

- дети смогут научиться устанавливать причинно – следственные связи и делать самостоятельные выводы;

Тема: Удивительный лимон

Цель: расширять представления детей о растении - лимон и его удивительных свойствах.

Задачи:

1. Дать представления о лимоне и его свойствах. Формировать умение рассуждать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

2. Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

3. Воспитание дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа: просмотр презентации о лимоне; разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория», «грамм» в сюжетно-ролевой игре «Магазин», игра «Чудесный мешочек».

Методы и приемы:  

Наглядный: демонстрация слайдов, рассматривание картинок, иллюстраций;

Практический: проведение опытов, артикуляционная гимнастика.

Словесный: ритуал приветствия, беседа, рассказ, художественное слово.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, шапочки и халаты на каждого ребенка, лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре), лимонный сок, влажные салфетки, мешочек, сахар - рафинад, емкость с водой, весы, одноразовые стаканчики, чай, ложечки, кружки, бутылки пластмассовые, воздушные шарики, сода, ватные диски, йод, ватные палочки, альбомные листы;

Словарная работа: лимонное дерево, цитрусовые растения, памелло, грейпфрут, лайм, здоровье, витамины;

Ход НОД:

1. Психологический настрой.

Ритуал приветствия.

«Мы веселые ребята!

Мы ребята- дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!»

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.

  2. Вводно - организационный этап (2 мин).

- Ребята, я предлагаю вам посетить лабораторию.

- Давайте вспомним, что такое лаборатория?  (ответы детей)

- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.

- Все сотрудники лаборатории всегда надевают   халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота (надевают халаты и шапочки и садятся на стульчики).

3. Мотивационно-побудительный этап.

- А вот чтобы узнать с каким предметом мы сегодня познакомимся, вам надо пройти 3 испытания. Только у меня одно условие: вы не должны называть этого предмета вслух. Пока я об этом не спрошу.

  • Сначала определим на ощупь. Вам нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его (по очереди нащупывают лимон). Не называя предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он?  (он шершавый, твердый, овальный)
  • Теперь попробуем определить по запаху.  Возьмите все по стаканчику и понюхайте. Есть запах или нет?
  • Определим теперь на вкус.  Попробуйте содержимое стаканчика. Что можете сказать про вкус?  (он кислый)

- Итак, ребята, с чем мы будем работать? (ответы детей)

— Это ЛИМОН (1слайд).  Посмотрите на экран.

- Давайте повторим, что мы узнали о лимоне.

- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, шершавый, овальной формы, кислый, имеет запах).

- Сегодня мы побольше узнаем об этом фрукте.

4. Восприятие и усвоение новых знаний.

-Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).

2 слайд

- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.

— Это дерево не растет в нашей стране. Как вы думаете, почему (ответы детей)?

- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.

- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона (ответы детей)?

3, 4 слайд

- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям.  Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, памелло, грейпфрут, лайм.

-Итак, давайте узнаем, какие еще удивительные свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.

5 слайд – состав лимона

Опыт №1 «Тонет-не тонет»

Для этого нам понадобятся: весы, емкости, с водой и парочка лимонов (1-очищенный, 2 – в кожуре).

- Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение)

-Весы нужны для того, чтобы измерить вес лимона.

-Измерим вес очищенного лимона. Запомним эту цифру.

-А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.

-Что произошло? (лимон утонул)

-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче?

-Давайте его взвесим. Действительно тяжелее.

-Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)

-Проверим.

-Что произошло?

-В чем же секрет? (секрет в кожуре)

-Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)

-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

Вывод: неочищенный лимон легче очищенного.

- Давайте немножко отдохнем. Присядьте на стульчики.

Артикуляционная гимнастика.

- Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.

  1. А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.
  2. А теперь вы съели корочку лимона.
  3. Поедим варенье из лимона. Молодцы.

6 слайд

- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.

- А какие блюда можно приготовить с лимоном? (салаты, чай, солянка, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.

-А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?  

- Лимон нужно класть в теплый чай для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

Опыт №2 «Чай с лимоном»

Цель: узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.

Гипотеза: предположим, что лимон из-за своей кислоты, обесцвечивает цвет чая.

Мы возьмём 2 кружки и нальем в них крепкий чай. После этого, мы положим в одну из кружек кусочек лимона.

- Что произошло с чаем? (ответы детей)

- Правильно

Вывод – лимон обесцветил чайную окраску.

-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым.

7 слайд- использование лимона в быту;

Опыт №3 «Лимон – пятновыводитель»

Цель: узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде.

Гипотеза: По результату предыдущего опыта, мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

Мы возьмём йод и капнем на ватный диск. Затем выжмем из дольки лимона несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло.

Вывод - Лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ

4 опыт: «Лимон надувает воздушный шарик»

Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.

Гипотеза: при гашении соды в кулинарии используют уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды и выделять летучий газ.

- В пластиковую бутылку мы насыплем соду, затем туда же выльем выжатый лимонный сок и быстро наденем на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, наш воздушный шарик начал надуваться.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

5 опыт: «Засекреченное послание»

Цель: узнать, как ведет себя лимон при нагревании

Мы выжмем несколько капель лимона, возьмём ватную палочку и нарисуем на листе солнышко. Но рисунок наш не виден и, поэтому, я предлагаю нагревать наш рисунок перед лампой. Сначала ничего не было видно, а затем наш рисунок нагреется и проявится.

Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

5. Заключительный этап

-Итак, что нового мы узнали про лимон?

- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)

- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (шершавый, овальный желтый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"

Занятие с детьми с опытами и экспериментами  в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Методическая разработка по экспериментально – исследовательской деятельности «Необычные приключения детей и их родителей в сказочной стране - Химия"

В некотором царстве, в небольшом государстве под названием «Жемчужинка», жили-были дети. Жили дружно, не тужили, не горевали, а песни пели , да плясали.Но с некоторого времени стала одолев...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...