Методическая разработка Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида № 395 городского округа Самара

443031, г. Самара, ул. Демократическая, 1а, тел: (846)952-49-10 факс (846)952-29-83

Методическая разработка

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»

Автор: Никонова Татьяна Михайловна

2014

Цель: Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «движение», «трение», «инерция»;
  2. Расширять представления детей о причинах движения предметов;
  3. Ввести понятие «сила» и «покой»;
  4. Провести эксперимент «Равновесие»;
  5. Познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения.

Развивающие задачи:

  1. Развивать невербальное воображение;
  2. Развивать зрительное внимание, память, моторику;
  3. Развивать образное мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику.

Методы и приемы

  • Практические (опыты, игровые упражнения, эксперименты, лепка, работа в тетради).
  • Наглядные (рассматривание, наблюдение).
  • Словесные (беседа, разъяснения, анализ, выводы).

Материалы и оборудование

  • Машинки, шарики, тележки;
  • Разные поверхности: стекло, ковер, деревянная крышка стола;
  • Коробка из-под обуви, в которой вырезано квадратное отверстие;
  • Линейка;
  • Десять неграненых фломастеров или карандашей;
  • Воздушный шарик
  • Пластилин

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование, объяснение смысла эксперимента.

Игровая

Игра с мшанками, тележками, театрализованные игры «Бегун», «Пешеход»

Двигательная

Физминутка

Познавательно-исследовательская

Эксперименты, опыты

Лепка

«Человек»

Логика образовательной деятельности

  1. Ига «Покатаем»

Воспитатель предлагает детям покатать машинки, шарики, тележки по разным поверхностям.

Вопросы детям:

Почему предметы по-разному катятся?

Что катится быстрее?

Проблемная ситуация «Движутся и останавливаются». Найти причину остановки.

Выводы: если толкнуть машинку один раз, то она катится по инерции, а останавливается от трения колес и поверхности. Чем более гладкая поверхность, чем дольше движется машинка. По стеклу ей ехать легче всего, а по ковру машинка почти не едет, потому что сила трения очень большая. Если пустить одинаковые машинки соревноваться наперегонки по разным поверхностям, то победит та, которая едет по более гладкой поверхности. Но на стоящей дороге, если очень скользко, машиной сложно управлять, потому что ее сложно остановить там, где необходимо. Значит в гололед, дождливую погоду надо идти дальше от дороги и при переходе улицы учитывать, что машины хуже тормозят, а их инерция, напротив, велика.

  1. Пантомима «Человек в движении»
  • Человек идет
  • Человек стоит
  • Человек бежит

Рассматривание иллюстраций «Пантера бежит», «Машина едет», «Марафон», «Ленивиц».

Выводы: движения людей, животных и предметов имеют различное направление (по прямой, по кривой) и виды (вращение, как маятник – из стороны в сторону).

  1. Эксперимент «Трение и инерция»: Вырезаем посередине коробки отверстие в виде квадрата. Кладем в коробку шарик так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуваем шарик и зажимаем его отверстие пальцами. Кладем под коробку фломастеры. Отпускаем шар.

Выводы: шар сдувается и коробка движется вперед, потому что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух полностью вышел из шарика, коробка продвинулась еще некоторое расстояние по инерции и остановилась из-за трения между коробкой и фломастерами. Трение заставляет предметы останавливаться.

  1. Физминутка «Малые качели».
  2. Эксперимент. Трем ладоши друг о друга. Ощущаем тепло

Выводы: рукам стало тепло, потому что при трении предметы нагреваются

  1. Лепка: лепим из пластилина человека в движении
  2. Итог занятия. По окончании работы каждый ребенок должен рассказать о своих впечатлениях и сделать выводы. Объяснить, почему предметы движутся и останавливаются.

Свободная деятельность детей с надувными шарами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Образ кошки в живописи, прикладном искусстве и в предметах быта»

Приобщение детей к восприятию предметного и живописного творчества, по средствам исследовательских умений....

" Ой ты, Масленица" методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Изготовление теста (с помощью алгоритма) и выпекание блинов – увлекательнейшие занятия, которые помогут эмоционально окрасить впечатления о празднике Масленица....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы . Тема: «Волшебная страна знаний» (с использованием ИКТ, здоровьесберегающие технологии и критическое мышления)

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Волшебная страна знаний»Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличн...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математики»

Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп  ДОО, как основа для конструирования педагогом собст...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний»

Создание условий для развития познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....