сценарий открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста "Русь колокольная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Плотникова Наталья Владимировна

Цель:                   Дать представление о колокольных звонах, колоколах

Программное  содержание:

                            Познакомить с музыкальными произведениями, в которых композиторы изображают  колокольный звон.

                            Воспитывать любовь к историческому  прошлому своего народа,  к  классической и народной музыке.

                            Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, добиваться ансамбля

Скачать:


Предварительный просмотр:

сценарий открытого мероприятия

для старшего дошкольного возраста

 «Русь колокольная».

Цель:                Дать представление о колокольных звонах, колоколах

Программное  содержание:

        Познакомить с музыкальными произведениями, в которых композиторы изображают  колокольный звон.

        Воспитывать любовь к историческому  прошлому своего народа,  к  классической и народной музыке.

        Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, добиваться ансамбля

Предварительная работа:

 Совместно с детьми и родителями  изготовить сувениры -  Валдайские куклы-колокольчики,

Организовать  выставку колокольчиков(вязаные, стеклянные, новогодние, керамические, глиняные, металлические, фарфоровые и.т.д.); провести  беседу о колоколах; слушание музыкальных произведений; разучивание стихотворений, пословиц, музыкальной игры «Колокольчик»; рассматривание иллюстраций, слайдов; рисование на тему : «самый необыкновенный колокольчик». Учить детей играть

на музыкальных инструментах (ложки, колокольчики, бубны) ритмично под музыку.

Словарная работа.  Обогащать словарный запас слов.

Музыкальный репертуар: «Колокольный звон»

        «Звонили звоны» - Г.В. Свиридов.

        «На тройке» - П.И. Чайковский

        «Кампанелла» Н. Паганини.

        «Бубенчики» Е.Тиличеевой.

        «Вальс- шутка» Д. Шостакович.

        Музыкальная игра «Колокольчик»

        «Колокольный перезвон»  Полька  песня  «Россия»

Зал празднично украшен. На центральной стене купола церкви, птички, солнце. По краям берёзки (ж, лист). Сбоку стол – выставка колокольчиков, стол с музыкальными инструментами (колокольчиками, треугольники, ложки, бубны) звучит колокольный звон светлый радостный.

Дети  нарядные входят в музыкальный зал и располагаются свободно по залу.

М.Р.                 Колокольный перезвон?

                        Слышен он со всех сторон!

                        Что случилось? Не пойму!

                        Может это не к добру?

Ребёнок                Что вы, что вы – этот звон

                        Нам напомнил об одном

                        Колокольный перезвон

                        Слышен он со всех сторон

                        Весь народ к себе зовёт,

                        Он  - добро нам всем несёт!

Звучит колокольный перезвон

М.Р.                    Ребята, вас встретила сегодня необыкновенная музыка! Как вы думаете, что это были за звуки?

Дети.                Это звучали звоны колоколов.

М.Р.                Да это звон колоколов радостный, торжественный светлый. Где его обычно можно                        услышать?

Дети.                Звон колоколов можно услышать в церкви, в храме.

М.Р.                Правильно. Колокола, есть в каждом храме, в церкви, но звучат они везде по-разному. У каждого колокола своё звучание. Особенно красивы праздничные колокола, их перезвоны.

Дети слушают.

М.Р.        Дети, в какой стране мы живём?

Ребёнок.        Мы живём в России.

М.Р.        Но есть ещё одно название нашей Родины России, Русь колокольная.

        А как вы думаете, почему Русь колокольная?

Ребёнок.        Я думаю, что на Руси много колоколов.

М.Р.        Колокола, колокольчики, бубенчики, бубенцы. Они действительно на Руси издавна и повсюду. Я приглашаю вас на выставку колокольчиков (дети рассматривают, апробируют колокольчики)

        (садятся на стульчики).

М.Р.        Любила Русь колокольный звон. Колокола делали в Москве, Новгороде, изготовляли их в пушечных мастерских! Великий мастер Борис положил начало литью колоколов в России. Литьё колоколов считалось почётным делом, но очень трудным. Для изготовления колоколов использовали медь  олово, добавляли серебро для благозвучности. Отсюда и выражение «Серебряный звон». А ещё доказано учёными, что время звучания колокола воздух действительно становиться, чище и здоровее.

М.Р.        Дети, а на что похож колокол?

Дети        Колокол похож на грушу. А внутри есть язычок, который издаёт волшебный звук достаточно его встряхнуть.

        (Ребёнок звонит колокольчиком)

М.Р.        С колоколами были связаны различные поверья. Когда например, приступали  к литью крупного колокола, то нарочно распускали ложный слух, чтобы молва расходилась, от села к селу; от города к городу. Считалось что, чем дальше распространится звук, тем сильнее будет гудеть колокол.

        Было и дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе, тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя нехороших новостей.

М.Р.        А вообще наша Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь и в радости и в горе. Они звучали на всех праздниках. Даже в нашем поселке Федоровском  на праздниках звучат колокола, когда идёт богослужение!

        На колокольный звон шёл к людям заблудившийся  путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу» вылечивать от разных болезней, отводить грозу и беду.

        Во время народного гуляния в их весёлый перезвон часто вплетались плясовые ритмы.

        Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях. Они так и называются (будничный, свадебный, ветреный, красный, праздничный).

М. Р.                  Ребята, мы с вами услышим, как изображают колокольный звон в музыке разные композиторы. С помощью колокольного звона можно передать разное настроение- веселое, праздничное, грустное- задумчивое, тревожное или скорбное.

         Узнаем, как, какими средствами музыкальной выразительности композиторы отражают в музыке звучание колоколов.

        Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал пьесу «Звонили звоны». Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания.

        Послушайте и скажите, о каких событиях- радостных, печальных или тревожных- возвещает этот колокольный звон?

Дети слушают произведение «Звонили звоны»  Г.В. Свиридов.

Дети (высказываются)

        Пьеса начинается распевно, но потом звучит все громче, тревожнее, напряженно.

М. Р.        А как в музыке передается это настроение?

        Музыка громкая, тяжелая, резкая, острая. Будто каждый звук вызванивается отдельно, грозно.

        К концу пьесы колокола звучат проницательно.

М. Р.        В этом произведении колокола оповещают, о каком то тревожном событии, бьют в набат (те предупреждают об опасности)

М. Р.        Итальянский композитор Никола Паганини написал знаменитую пьесу «Кампанелла» что в переводе с итальянского означает «колокольчик» Послушайте, как он звучит?

        Дети слушают произведение «Кампанелла» Н. Паганини.

М. Р.        Как изображают звуки маленького колокольчика композитор Паганини? Какой у него звук?

Дети        Звонкий, чистый, сверкающий, легкий.

М. Р.        Какое настроение передается в музыке?

Дети        Музыка звонкая, веселая, сверкающая, игровая, танцевальная, звучит светло.

М.Р.        А в каком регистре?

Дети.        В высоком.

М.Р.        Правильно, создается ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали. В «Кампанелла» слышен быстрый, нежный звук маленького колокольчика. Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким.

М.Р.        А сейчас я предлагаю послушать, узнать и назвать произведение великого русского композитора.

(Дети слушают произведение «На тройке» П.И. Чайковского)

М.Р.        Как называется это произведение?

Дети.        Это произведение «На тройке», написал великий композитор П.И. Чайковский.

Муз.Р.        Какое настроение композитор передает в музыке?

Дети.        Музыка спокойная «мечтательная, мелодичная, красивая» 1 части.

        Во 2-ой части композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы, бубенчики. Музыка легкая, звонкая, игривая, прозрачная.

Ребенок.        Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик- веселее и не собьешься с пути в пургу. Летишь, а вокруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки. Вдыхаешь свежий морозный воздух, как красиво вокруг.

        Оздоровительная дыхательная гимнастика.

Муз.Р.        Дети, а сейчас мы исполним распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

Воспитатель.        Ребята, я знаю очень интересную легенду, о колокольчиках, колоколах…

        В народе верили, что цветы колокольчики, как и музыкальные колокольцы, обладают способностью издавать тихий звон. Считалось , что особый нежный звон колокольчиков сопровождает появление ангелов.

        Если цветы колокольчики получили своё название за сходство с музыкальными инструментами церковные колокола, согласно легенде ведут своё происхождение от цветов.

        Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паумений предаваясь молитвам и размышлениям о боге. На закате лучи солнца земли всё вокруг золотым цветом. Священник пришёл в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа , чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение, тут ему почудилось, будто слышит он едва различный, но мелодичный и приятный звон.

        Этот звон гудавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под лёгким ветерком. Епископ обрадовался вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчик. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый колокол

        Импровизация танца с колокольчиками.

Ребёнок.        Путь он кроха и юнец

        Колокол – его отец -        

        Музыкальный инструмент

        Нужный всем в любой момент

Музыкальная игра с колокольчиком

Ребёнок        Колокольчик хрупок, статен

        Не подумаешь, что он

        Царю – колоколу братец

        Хоть с Валдая привезён

        А как только заиграет

        Перезвон со всех сторон

        Ну – ребята, мы покажем,

        Что, способен делать он!

   «Колокольный перезвон» Полька.

Игра на д. м. и.

М.Р.        О колоколах, и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных пословиц, поговорок загадок…

1р - к        Первый звон – пропадай мой сон

2р–к        Другой звон – земной поклон

2р –к        Третий ребёнок – из дома вон.

Воспитатель        А я загадаю вам загадку.

        Сидит петух на воротах

        Косы до полу

        Голос до небу. (колокол).

        Звучит колокольные звоны

        Русь колокольная

Воспитатель         Русь во все века в колоколах

        И звенит с заката до рассвета

        В «вечевых», «разгонных», «вещунах» -

        В каждом звоне есть своя примета.

        Им встречали дорогих гостей,

        Возвещали свадьбы, смерти, казни,

        Был помощником он всех царей

        и «Ратный», «вестовой», Всё время разный

М.Р.        «Праздничный», «сплошной» ,«проводной»,

 «пленный», «карноухий» и «осадный»

То чужой, а то такой родной

С радостью и болью. Очень разный.

        Колокольный звон,  как Божий спас

Возвещал рожденья и утраты

Звук его - соцветие дивных фраз

Наши больно – памятные даты

Судьбы вечевых колоколов

Чем-то схожи с судьбами людскими

Что с церковных смотрят куполов

В грустные глаза моей России.

Ребёнок                Громко колокол поёт

                        В колокольнях он живёт

                        Людям музыка его

                        Ближе и родней всего.

                        Звучит радостный колокольный звон.

Воспитатель. Дорогие гости, дети приготовили для вас сюрприз. (Раздают гостям                         сувениры –  Валдайские куклы - колокольчики).

Воспитатель. Кукла - колокольчик – кукла добрых вестей. Родина этой куклы         - Валдай. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху         напоминает солнышко. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом         радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. У куколки три         юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И         счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе         радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Мы вам желаем         получать только хорошие известия и поддерживать  радостное и         веселое настроение.

        Дети уходят в группу, где их ждут вкусные и сладкие  «колокольчики»         - груши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Путешествие на речном трамвайчике». Область "Социально-коммуникативное развитие""

Уважаемые коллеги! Представляю свою разработку открытого мероприятия, посвящённую Дню рождения Санкт-Петербурга. В увлекательной игровой форме дети закрепляют знания о роном городе, формируют чувство ...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её ...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»...

Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста «Это нужно не павшим, это нужно живым!»

Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста«Это нужно не павшим, это нужно живым!»Актуальность:, Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня од...

Сценарий спортивного мероприятия детей старшего дошкольного возраста ко дню защитника Отечества "Будут новые ряды казаков"

Сценарий будет полезен педагогам дошкольных учрежлений в рамках празднования дня защитника Отечества....

Сценарий открытого мероприятия в старшей группе «Солнышко» для родителей и детей «Азбука безопасности или дорожный дозор».

Сценарий открытого мероприятия в старшей группе «Солнышко» для родителей и детей «Азбука безопасности или дорожный дозор». Цель: способствовать формированию у де...