Конспект игрового занятия на тему "Введенье пришло - зиму в Парму привело"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Выдрина Людмила Владимировна

Игровое занятие с детьми в условиях этнографического музея детского сада "Русская изба" является частью совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с культурой народов, населяющих Пермский край и направлено на формирование представлений детей с культурой коми-пермяцкого народа: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней: воспитание интереса, уважительного отношения к культуре коми-пермяцкого народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411» г.Перми

Занятие в музее «Русская изба»

на тему «Введенье пришло – зиму в Парму привело»

руководитель музея: Буторина Маргарита Михайловна

воспитатель: Выдрина Людмила Владимировна

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с культурой народов, населяющих Пермский край

- Познакомить с коми-пермяцкой народной культурой: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней.

- Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа

Предварительная работа: чтение коми-пермяцких народных сказок, просмотр видеофильма,  слушание песен на коми-пермяцком языке, разучивание произведений малых форм фольклора, народных игр. Переписка с детьми из Кудымкарского детского сада.

Ход занятия

Хозяйка:

Добрый день!

Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…

Вот и наступила матушка-зима. Декабрь уж на дворе. 4 декабря – по народному календарю - Введенье. Люди говорили:

- Введенье пришло – зиму привело!

Введенье считают воротами зимы. «Наложило Введенье на воду толстое леденье», открыло санные пути и зимние торги. На Введенье устраивались в старину базары, ярмарки, на которых продавали различные сани: троечные, парные, сани-самокаты, крестьянские дровни и детские саночки.

И как приятно прокатиться в санях, да на разудалой чудо-тройке!

Ребёнок:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и звенит…

Давайте и мы отправимся в путешествие по нашему Пермскому краю, от Перми на север – в Кудымкар.

Воспитатель (показывает письмо): Нас пригласили в гости в Кудымкар, дети из детского сада «Алёнушка». (читает письмо)

Отправляемся в путь (фонограмма тройки)

Вот мы и в Кудымкаре. А на какой реке стоит город Кудымкар? (на Иньве)

Выходят дети – коми-пермяки, приветствуют всех на своём языке.

1-й ребёнок: Коми-пермяки очень давно живут в пермском крае. Главный город – Кудымкар, он называется так по имени  героя коми-пермяцких сказаний – Кудым-Оша. Ош – по коми-пермяцки «медведь».

2 ребёнок: Народный костюм коми-пермяков походит на русский, но есть и отличие. Женщины носили вышитые рубахи – туники, сарафаны – дубасы, передники, на ногах – вязаные чулки.

3 ребёнок: Мужчины носили холщовые штаны, суконные чулки, рубахи – туники, а сверху – лузан - накидку охотника.

Все подпоясывались поясами – кушаками.

4 ребёнок: У коми-пермяков свой язык, народные песни, сказки про Кудым-Оша, Перю-богатыря. Есть писатели и поэты, которые любят и прославляют свой край:

Парма, Парма, ты ли это?

Как же ты красива!

Реки радостного света –

Людям, травам, нивам!

Хозяйка: Прекрасные стихи! Да, коми-пермяки ласково называют свой край Пармой. Прекрасен край коми-пермяков, добрые, работящие, чуткие люди живут там.

Пословицы:

  1. Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – родная земля!
  2. Дружбу помни, а зло забывай
  3.  Без труда нет добра
  4.  Птичке родная ветка дороже золотой клетки
  5.  Семья – ключ к счастью

(Рассматривают кукол в коми-пермяцкой одежде)

Игра «По-за городу гуляет царевич-королевич»)

Хозяйка:

А загадку отгадаете?

В старину в ней дети спали, ммы, сёстры их качали,

Что же это за кроватка, сать в которой очень сладко?  (люлька)

Девочки: А мы вам колыбельную споём!

Колыбельная

Спи же моя кагочка, спи, малина – ягодка,

Солнце спит – совсем темно, голубок уснул давно,

Э-э-ва, э-э-ва, поскорее засыпай.

Э-э-ва, э-э-ва, наша кагочка, бай-бай!

Хозяйка: Есть у коми-пермяков свои игры, считалки.

Считалка

Ёкута-мокута, чукота-ма,

Явися, павися, чур-чурила,

Криво да косо, ерш да голец,

Голо да босо, вот и конец!

Коми-пермяцкая игра «Топ-топ»

Дети выбирают коня и всадника.

Конь и всадник едут, дети говорят:

Топ – топ на конях,

Скрип- скрип на санях,

Едем к бабушке на оладушки,

Будет, будет нам пирог,

Блин с подмазочкой,

Будет, будет вечерок

С доброй сказочкой.

Топы-топы-топы-топ!

На пути большой сугроб!

(приседают)

Хозяйка:

Коми-пермяцкий округ – лесной край, 90 видов животных встречается здесь. Издавна коми-пермяки промышляли охотой, поэтому им было важно знать, в какое время на каких птиц и зверей можно было охотиться.

Каким был древний календарь коми-пермяков, можно узнать из журнала «Силькан» («Колокольчик»)

Время медведя – с 22 марта по 27 апреля, время оленя – с 28 апреля, время белки – с 25 января, время куницы – с 22 февраля

Игра «Метелица»

Метелица, метелица, снег повсюду стелется,

Кто кружится и вертится, тот и заметелится!

(изображают зверей, охотник ходит, ищет зверя)

Хозяйка: А где же сказочка? Вылетают три воробья: мама, папа и сын.

Мама: Чив, чив, воробей, сбегай, грядки полей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Папа: Чив, чив, воробей, в крыше дырку забей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Мама: Чив, чив, воробей, самовар подогрей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Папа: Чив, чив, воробей, сядь за стол поскорей!

Сын: Мигом, папенька, сел я, маменька!

А теперь мы отправляемся в село Белоево, недалеко от Кудымкара.

Выходит гостья в коми-пермяцком костюме, с прялкой.

Поёт песню «Ленок»

Знакомится с детьми, рассказывает о себе.

Гостья:

Наша барыня-сударыня

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Шанежек нам напекла! Что это? (Печка)

                                        Угощает детей шаньгами



Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411» г.Перми

Занятие в музее «Русская изба»

на тему «Введенье пришло – зиму в Парму привело»

руководитель музея: Буторина Маргарита Михайловна

воспитатель: выдрина Людмила Владимировна

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с культурой народов, населяющих Пермский край

- Познакомить с коми-пермяцкой народной культурой: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней.

- Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа

Предварительная работа: чтение коми-пермяцких народных сказок, просмотр видеофильма,  слушание песен на коми-пермяцком языке, разучивание произведений малых форм фольклора, народных игр. Переписка с детьми из Кудымкарского детского сада.

Ход занятия

Хозяйка:

Добрый день!

Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…

Вот и наступила матушка-зима. Декабрь уж на дворе. 4 декабря – по народному календарю - Введенье. Люди говорили:

- Введенье пришло – зиму привело!

Введенье считают воротами зимы. «Наложило Введенье на воду толстое леденье», открыло санные пути и зимние торги. На Введенье устраивались в старину базары, ярмарки, на которых продавали различные сани: троечные, парные, сани-самокаты, крестьянские дровни и детские саночки.

И как приятно прокатиться в санях, да на разудалой чудо-тройке!

Ребёнок:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и звенит…

Давайте и мы отправимся в путешествие по нашему Пермскому краю, от Перми на север – в Кудымкар.

Воспитатель (показывает письмо): Нас пригласили в гости в Кудымкар, дети из детского сада «Алёнушка». (читает письмо)

Отправляемся в путь (фонограмма тройки)

Вот мы и в Кудымкаре. А на какой реке стоит город Кудымкар? (на Иньве)

Выходят дети – коми-пермяки, приветствуют всех на своём языке.

1-й ребёнок: Коми-пермяки очень давно живут в пермском крае. Главный город – Кудымкар, он называется так по имени  героя коми-пермяцких сказаний – Кудым-Оша. Ош – по коми-пермяцки «медведь».

2 ребёнок: Народный костюм коми-пермяков походит на русский, но есть и отличие. Женщины носили вышитые рубахи – туники, сарафаны – дубасы, передники, на ногах – вязаные чулки.

3 ребёнок: Мужчины носили холщовые штаны, суконные чулки, рубахи – туники, а сверху – лузан - накидку охотника.

Все подпоясывались поясами – кушаками.

4 ребёнок: У коми-пермяков свой язык, народные песни, сказки про Кудым-Оша, Перю-богатыря. Есть писатели и поэты, которые любят и прославляют свой край:

Парма, Парма, ты ли это?

Как же ты красива!

Реки радостного света –

Людям, травам, нивам!

Хозяйка: Прекрасные стихи! Да, коми-пермяки ласково называют свой край Пармой. Прекрасен край коми-пермяков, добрые, работящие, чуткие люди живут там.

Пословицы:

  1. Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – родная земля!
  2. Дружбу помни, а зло забывай
  3.  Без труда нет добра
  4.  Птичке родная ветка дороже золотой клетки
  5.  Семья – ключ к счастью

(Рассматривают кукол в коми-пермяцкой одежде)

Игра «По-за городу гуляет царевич-королевич»)

Хозяйка:

А загадку отгадаете?

В старину в ней дети спали, ммы, сёстры их качали,

Что же это за кроватка, сать в которой очень сладко?  (люлька)

Девочки: А мы вам колыбельную споём!

Колыбельная

Спи же моя кагочка, спи, малина – ягодка,

Солнце спит – совсем темно, голубок уснул давно,

Э-э-ва, э-э-ва, поскорее засыпай.

Э-э-ва, э-э-ва, наша кагочка, бай-бай!

Хозяйка: Есть у коми-пермяков свои игры, считалки.

Считалка

Ёкута-мокута, чукота-ма,

Явися, павися, чур-чурила,

Криво да косо, ерш да голец,

Голо да босо, вот и конец!

Коми-пермяцкая игра «Топ-топ»

Дети выбирают коня и всадника.

Конь и всадник едут, дети говорят:

Топ – топ на конях,

Скрип- скрип на санях,

Едем к бабушке на оладушки,

Будет, будет нам пирог,

Блин с подмазочкой,

Будет, будет вечерок

С доброй сказочкой.

Топы-топы-топы-топ!

На пути большой сугроб!

(приседают)

Хозяйка:

Коми-пермяцкий округ – лесной край, 90 видов животных встречается здесь. Издавна коми-пермяки промышляли охотой, поэтому им было важно знать, в какое время на каких птиц и зверей можно было охотиться.

Каким был древний календарь коми-пермяков, можно узнать из журнала «Силькан» («Колокольчик»)

Время медведя – с 22 марта по 27 апреля, время оленя – с 28 апреля, время белки – с 25 января, время куницы – с 22 февраля

Игра «Метелица»

Метелица, метелица, снег повсюду стелется,

Кто кружится и вертится, тот и заметелится!

(изображают зверей, охотник ходит, ищет зверя)

Хозяйка: А где же сказочка? Вылетают три воробья: мама, папа и сын.

Мама: Чив, чив, воробей, сбегай, грядки полей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Папа: Чив, чив, воробей, в крыше дырку забей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Мама: Чив, чив, воробей, самовар подогрей!

Сын: Нет, папенька, нет, маменька!

Папа: Чив, чив, воробей, сядь за стол поскорей!

Сын: Мигом, папенька, сел я, маменька!

А теперь мы отправляемся в село Белоево, недалеко от Кудымкара.

Выходит гостья в коми-пермяцком костюме, с прялкой.

Поёт песню «Ленок»

Знакомится с детьми, рассказывает о себе.

Гостья:

Наша барыня-сударыня

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Шанежек нам напекла! Что это? (Печка)

                                        Угощает детей шаньгами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия во второй младшей группе "В гости ёлочка пришла"

Организованная образовательная деятельность по формированию понятий о геометрических фигурах во второй младшей группе....

Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Осень к нам пришла".

Конспект игрового занятия на котором дети продолжают знакомиться с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ», учатся повторять слова и действия по обр...

Конспект физкультурного занятия в средней группе "Зима пришла"

Программное содержание:1.     Упражнять в бросании мяча вверх и ловле его двумя руками. Развивать умение перепрыгивать подряд через 2-3 предмета. Развивать ловкость, способность ор...

Конспект игрового занятия " В гости к зайке мы пришли" для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Занятие можно проводить в период адаптации детей к дошкольному учреждению.Возраст и количество детей может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников....

Конспект игрового занятия для неслышащих дошкольников. "Игрушки пришли в гости".

Игровое занятие "Игрушки пришли в гости" ориентированно на  неслышащих дошкольников 2-3-года обучения с целью формирования начальных знаний по этикету. В конспекте отмечена словарная ра...