Главные вкладки

    Семинар-практикум Дидактические игры с экологическим содержанием
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

    «Дидактические игры

    с экологическим содержанием»

    (из опыта работы)

    Подготовила воспитатель: Чумченко Н.Ю.

    Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

    Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

    Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

    Целью моей работы в этом направлении было определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    В соответствии с целью были определены следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.

    3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

    4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

    Методами своей работы я выбрала:

    - изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

    - наблюдение за дидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении;

    - проведение дидактических игр экологического содержания

    - экскурсии, наблюдения в природе, исследовательская деятельность

    ●●●

    В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

    1. - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
    2. - настольные печатные игры;
    3. - словесные игры.

    Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

    Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

    Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению,  такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

    Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

    Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Я использовала игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах давала как часть занятия.

    Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. я использовала такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

    Творческие игры уже отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

    Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми я руководила.  Помогала детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывала способы его использования. 

    Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения провожу либо со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

    Использование мною дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста.

    В младших группах на первом этапе я проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры я сообщала одно правило и тут же его реализовала. При повторной игре сообщала дополнительные правила. На втором этапе я выключалась из активного участия в игре, руководила со стороны, направляя игру. На третьем этапе дети играли самостоятельно.

    Начиная со средней группы путь обучения игре, был иной. Вначале я рассказывала содержание игры, предварительно вычленяя одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивала эти правила, показывала игровые действия, давала дополнительные правила. На следующем этапе дети играли самостоятельно, я наблюдала за игрой, исправляла ошибки, разрешала конфликты. Когда интерес к игре спадал, я предлагала новый ее вариант.

    Организацию дидактических игр я осуществляла в трех основных направлениях:

    1. подготовка к проведению дидактической игры,
    2. её проведение  
    3. анализ

    В подготовку к проведению дидактической игры включала:

    1. - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
    2. - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
    3. - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
    4. - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
    5. - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
    6. - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
    7. - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
    8. - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр направляла на:

    1. - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
    2. - объяснение хода и правил игры. При этом я обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
    3. - показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
    4. - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
    5. - подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

    Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

    Таким образом, руководство дидактическими играми по экологии требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

    Рекомендации для педагогов:

    1. Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.
    2. Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да - нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственного труда. Игра «Кем быть» (2 варианта).
    3. Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.
    4. Использовать в работе игры с различными усложнениями

    ВЫВОДЫ:

    1. В процессе изучения психолого - педагогической и методической литературы мною было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

    2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

    3. В ходе моей работы были раскрыты и изучены: сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста, виды игр детей и их значение, значение эколого - развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении для экологического воспитания.

    4. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

    5. Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

    1. формирование у детей элементов экологического сознания;
    2. формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
    3. воспитание гуманного отношения к природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи в дидактических играх с экологическим содержанием

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению С.Н...

    «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

    Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

    Дидактические игры с экологическим содержанием

    Картотека дидактических игр с экологическим содержанием...

    Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

    Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

    Семинар-практикум «Дидактические игры с экологическим содержанием».

      Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содейс...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Дидактические игры по экологического содержания:

    Развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам; формирование быстроты реакции, двигательных навыков....