Методическая разработка на тему"Воспитание любви к природе через устное народное творчество".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Федонюк  Любовь Анатольевна

Фольклорные произведения(песенки,потешки,поговорки,загадки,русские народные игры)Перспективный    план работы  с        детьми,перспективный план работы с родителями,  перспективное планирование работы по экологическому воспитанию,2-конспекта занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx222.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ                                               ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Выполнила:

Федонюк Любовь Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 20

«Снегурочка» г. Охи

Оха, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Актуальные проблемы воспитания любви к природе через устное народное творчество в научно-педагогической литературе ………………………………………………. 3

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.     Формирование интереса к природе у детей дошкольного возраста ……………………..5

1.2.     Содержание экологического воспитания дошкольников ………………………………...5

1.3.     Влияние устного народного творчества на воспитание любви к природе .......................

1.4.     Правила взаимодействия в природе......................................................................................

1.5.     Краткие выводы по главе 1 …………………………………………………………………

2. РЕАЛИЗАЦИЯ  ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ

2.1.   Итоги констатирующего этапа исследования.......................................................................

2.2.    Реализация системы мероприятий, направленной на воспитание любви к природе через устное народное творчество в практике работы детского сада ..................................................

2.3.   Итоги заключительного этапа исследования.......................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальные проблемы воспитания любви к природе через устное народное творчество в научно-педагогической литературе

«Человек был и всегда остается сыном

природы, и, то, что роднит его с природой,

должно использоваться для его приобщения

к богатству духовной культуры»

В.А.Сухомлинский

На нашей планете в последнее время отмечается серьезное нарушение механизмов саморегуляции различных систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными. Вместе с тем, с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на единстве и взаимозависимости всего живого на Земле, с другой стороны многие педагоги до сих пор разделяют представителей флоры и фауны на вредных и полезных, опасных и неопасных.

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы, как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экологические души», «экология человека». Многие ученые и педагоги уверены, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитание у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому любой содержательный материал, будь то тексты художественной литературы или математические задачи, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию по отношению к природе.

Произведения устного народного творчества имеют огромное воспитательное значение, помогают установить эмоциональный контакт с ребенком. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменим средством проявления самостоятельности, индивидуальности. «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка...» писал В.А.Сухомлинский. Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Издавна известна воспитательная, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтичной форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по - иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям. Народные пословицы, поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости. Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка.

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Воспитанники находятся в том возрасте, когда легко стимулировать их любознательность и естественный интерес к природе, затронуть чувства, возбудить фантазию, повлиять на формирование ценных ориентиров. В разное время много ученых и педагогов обращали свое внимание на экологическое воспитание. Ранее это были:М.Лучич, В.Дрязгунова, Е.Золотова, С.Веретенникова, Саморукова, В.А.Сухомлинский и много других. В наши дни вопросы экологического воспитания затронуты в трудах О.Воронкевич, С.Николаевой,Н.Кондратьевой, О.Дыбиной и многих других.

ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект:экологическое воспитание.

Предмет: воспитание любви к природе.

ЦЕЛЬ: определить пути и охарактеризовать условия формирования любви к природе через устное народное творчество в практике работы детского сада.

ЗАДАЧИ

1. Определить наиболее эффективные методы воспитания любви к природе.

2. Применить в практике работы наиболее действенные формы, методы и  приемы воспитания любви к природе.

Новизна исследования: установления взаимосвязи между экологическим воспитанием, нравственным воспитанием, устным народным творчеством

Практическая значимость: данную систему работы можно применить в практике работы любого детского сада, а также в семейном воспитании.

ГИПОТЕЗА: воспитание любви к природе через устное народное творчество будет происходить наиболее спешно при соблюдении следующих условий:

•   использование разнообразных форм работы с детьми;

•   учитывать возрастные особенности детей;

•   тесное сотрудничество с родителями.

ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Iэтап – констатирующий

Выявить уровень воспитания любви к природе через устное народное творчество при помощи методов: диагностики, анкетирования, беседы. Сроки: сентябрь 2009 г.

IIэтап - формирующий

Реализация системы мероприятий, направленной на воспитание интереса к природе у детей дошкольного возраста через устное народное творчество. Сроки: октябрь 2009 г. - май 2010 г.

IIIэтап – заключительный

Повторно выявить уровень воспитания любви к природе через устное народное творчество при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Срок: июнь 2010 г.

Глава 1.  ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.  Формирование интереса к природе у детей дошкольного возраста

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс это сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а, поэтому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть навсегда. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы.

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

  1. в стремлении познать природу (живую и неживую);
  2. в чтении (слушании) книг о природе;
  3. в деятельности по защите природы;
  4. в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
  5. в увлечениях связанных с природой (изготовлении поделок, коллекционирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интереса к природе и ее охране, могут выступать проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса к природе у дошкольников являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

  1. Содержание экологического воспитания дошкольников

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том большая часть населения Земли оторвана от природы, так как люди живут в городах среди асфальта, в домах из кирпича и бетона. Как же спасти природу? Как научить детей беречь богатства Земли? С какого возраста следует начинать экологическое воспитание?

Началом формирования экологического мышления личности по праву считают дошкольное детство, так как в это период закладывается фундамент осознанного отношения к природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь в памяти человека.

Показателем экологического мышления человека любого возраста можно считать действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Задачи оздоровительной направленности

  1. Охранять и укреплять здоровье детей.
  2. Учить их правильно взаимодействовать с природой.
  3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармонического развития личности.
  4. Учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

Задачи образовательной направленности

  1. Формировать элементарные экологические знания и представления.
  2. Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  3. Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.
  4. Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
  5. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса; знакомить с особенностями жизни животных.
  6. Показывать взаимосвязь растений и животных и их средой обитания; показывать многообразие живых организмов и сообществ.
  7. Формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека.
  8. Познакомить с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности:

  1. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы; доброжелательное отношение к живым существам.
  2. Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту.
  3. Сохранять уважительное отношение к традициям своего народа.
  4. Развивать интерес и любовь к родному краю.
  5. Формировать представления об экологических проблемах своего города.
  6. Формировать умение создавать и    поддерживать необходимые условия для роста растений, жизни животных в неволе.
  7. Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к лесным богатствам.
  8. Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

1.3.    Влияние устного народного творчества на воспитание любви и заботливого отношения к природе

На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество - народная педагогика. Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из которой можно черпать знания. При воспитании у детей любви к природе, бережного отношения ко всему живому, очень помогают такие виды фольклора, как заклички,  потешки,поговорки, пословицы, доступные пониманию детей. В произведениях устного  народного  творчества  много  познавательного  и   воспитывающего. Они способствуют воспитанию таких качеств, как доброта, любовь ко всему живому.Окружающий мир можно использовать как основу для формирования любви и заботливого отношения к природе. Народные потешки, песенки, поговорки можно  использовать  как  педагогический  прием,  для  того,  чтобы  придать привлекательность тому или иному объекту природы или наблюдению, или работы в уголке природы. Заклички, приговорки тоже очень помогают при воспитании у  детей добрых  чувств,  так  как они преисполнены  веры  вовсемогущее: силы неба, земли, и в них очень много забавного («Уж дождь дождем, поливай ковшом»)...

Важным жанром в работе с детьми является загадка. Иносказательный образ загадки является для ребенка необычным, ярким, поражает их своей странностью, но в то же время загадки открывают для детей много нового, интересного, яркого. Это загадки о животных, растениях, природных явлениях. Загадки являются важным аспектом при ознакомлении детей с природой («На дворе горой - в избе водой», «Вся мохнатенькая, усатенькая, четыре лапки, а в лапках царапки»).

Наблюдение в природе и изучение явлений в природе немыслимо без пословиц и поговорок. Народная пословица - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо явление. Детская речь по природе эмоциональная, легко сближается с народными поговорками «Не поклоняясь земле, гриба не достанешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»...

Очень привлекают детей образные выражения: «Солнце, как печка, всех согревает», «Осень словно золотом дорогу устлала», «Первый снег, как лебяжий пух», «Сосульки тают, как свечи», «Поле весной, словно в платье цветном», «Березки как девоньки, в сарафанах беленьких»...

Используя    все    виды    фольклора   при    наблюдениях,    экскурсиях,прогулках можно сделать мероприятия яркими, эмоциональными, детям нравится слушать яркий, образный язык, и они лучше воспринимают окружающий мир. Не будет восприятия окружающего мира, облагораживание чувств, если не использовать художественное слово.

Сколько красоты душевной, любви к природе в стихах русских поэтов. Что бы научить детей видеть прекрасное, заботливо относиться к природе, беречь ее, все живое вокруг, необходимо использовать художественное слово при экскурсиях, прогулках, наблюдениях. Если только вслушаться в стихи, понять образ, насладиться созвучием слова, то дети будут по иному относиться к природе, беречь ее, заботиться. Очень любят дети сказки. И самый распространенный вид - сказки о животных. В каждой сказке есть свой смысл, он полезен ребенку, ребенок должен определить для себя место в жизни, усвоить морально-эстетические нормы поведения. На основе сказок формируется чувство доброты, заботливого отношения к животным. В сказках о животных много песен: «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Вы, ребятушки, вы козлятушки». Присутствуют в сказках и веселые присловья: лиса-краса, комар-пискун, муха-горюха. Детям очень нравиться слушать волшебные сказки. В особенности их тревожит судьба героев, сказки учат заботливому отношению к животным, растениям: «Гуси-лебеди», «СестрицаАленушка», «Крошечка - Хаврошечка» и другие. Каждый воспитатель знает,какую роль в жизни ребенка играет песня. Игры, занятия, труд нередко сопровождаются песней. Очень много у русского народа песен, они разнообразны, напевны. Русские национальные мотивы очень оригинальны. В песнях воспевается красота труда, они протяжны, ласковы. Детям очень нравится слушать песни в грамзаписи. Детям больше нравятся песни, которые сопровождаются играми: «Во поле березка стояла», «На горе-то калина», «По малину в сад пойдем» и другие. Русские народные игры природоведческого характера тоже имеют значение в воспитании у детей любви к животным. Они связаны с подражанием повадкам животных и некоторых отражений неживой природы. Это игры: «Наседка и цыплята», «Перелет птиц», «Гуси-лебеди». Применение различных жанров устного народного творчества является неоценимым помощником при воспитании у детей любви и заботы к природе.

  1. Правила взаимодействия в природе

Для сохранения целостности связей живого со средой обитания следует оставлять животных и растения в привычных условиях, к которым они приспособились. Необходимо пресекать неправильное поведение сверстников, уметь объяснить, почему нельзя выносить животное или растений из привычной среды, как создать нужные условия. При отказе поступить правильно, необходимо обратиться за помощью к взрослому. Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам, удовлетворять их потребности с учетом времени года.

ЗИМОЙ

  1. Окапывать снегом корни кустов и деревьев, стряхивать снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада, чтобы они он сломались.
  2. Реже поливать комнатные растения, некоторые из них помещать в более холодные места.

ВЕСНОЙ

  1. Вместе с взрослыми подкармливать комнатные растения, пересаживать их.
  2. Убирать перегнившую листву.
  3. Подрезать сухие ветки деревьев.
  4. Производить посадки семян.

ЛЕТОМ

  1. Поливать растения цветника и огорода.
  2. Рыхлить землю и окучивать посадки.
  3. Подсевать траву на участке.

ОСЕНЬЮ

  1. Подкармливать многолетние растения.
  2. Укрывать на зиму корни опавшими листьями.
  3. Готовить кормушки для птиц.

Отношение к природе

Доброжелательность в отношении к людям, животным, растениям. Любопытство к ярким особенностям внешнего вида и проявлениям жизни живых существ, интерес к их состоянию. Удовольствие от общения с природой. Восхищение красивыми явлениями природы, добрыми поступками людей. Радость от хорошего самочувствия людей, животных, растений.

Сопереживание и сочувствие к живому, находящемуся в неблагоприятном состоянии - при нарушении его целостности, неудовлетворенности потребностей; эмоциональная готовность оказать помощь знакомым живым существам: пожалеть, погладить, ласково поговорить, с помощью взрослого выполнить уход, соответствующий состоянию объекта.

Стремление учитывать самочувствие, настроение, поведение живого при взаимодействии с ним. Сохранение целостности живого организма.

  1. Краткие выводы по главе 1

Таким образом, воспитание любви к природе - одна из главнейших задач экологического воспитания дошкольника. Воспитание любви к природе имеет огромное значение для всестороннего развития личности ребенка: эстетического, интеллектуального, физического, нравственного. Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают творческие способности, мышление, воображение, память, обогащают речь. Загадки, потешки, пословицы, поговорки, помогают ребенку по иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, пробуждают к поэтическому восприятию многокрасочности и образности мира.

Глава 2.    РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ

2.1. Итоги констатирующего этапа исследования

Педагогическое исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи в подготовительной группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.

В группе созданы условия для экологического воспитания детей - в наличии уголок природы, где расположены комнатные растения, паспорта растений, инвентарь, экологический столик, природный материал. Также оборудован уголок экологии, где ребята играют в игры природоведческого содержания, рассматривают альбомы о природе, открытки, атласы, карты, гербарий, коллекции. В книжном уголке вниманию детей предложена подборка книг с произведениями о природе.

Работа по выявлению у детей уровня воспитания любви к природе, началась с проведения беседы по теме «Умеем ли мы любить природу?». Вопросы к беседе были подобраны заранее, беседа носила обобщающий характер.

Детям были предложены следующие вопросы

  1. Как надо относиться к природе?
  2. Чего нельзя делать в природе?
  3. Назовите правила поведения в природе.
  4. Какие пословицы, поговорки, о природе вы знаете?
  5. Какие загадки о природе вы знаете?
  6. Как надо заботиться о растениях?
  7. Как надо ухаживать за животными?

В ходе беседы ребята были малоактивные, давали односложные ответы, не могли грамотно обосновать его. Знания детей очень узкие, в основном дети отвечали так - нельзя жечь костер, нельзя ломать ветки. Во время разговора о пословицах, поговорках, загадках ребята испытывали большие трудности. Подводя итог беседы, сделала вывод, что у детей не сформировано заботливое и бережное отношение к природе, дети не знают правил поведения в природе, не знают произведения устного народного творчества.

Для получения наиболее достоверных результатов было решено провести диагностику уровня воспитания любви к природе.

Диагностика проводилась по следующим параметрам:

- умение заботиться о животных;

- умение ухаживать за растениями;

- знание правил поведения в природе;

- умение вести себя в природе;

- умение видеть красоту природы;

- умение восхищаться красотой природы;

- знание загадок о природе;

- знание пословиц и поговорок;

- знание потешек и песен.

После  обработки  результатов  диагностики  были   получены следующие результаты.

Уровень

Процентное отношение

Высокий

15%

Средний

60%

Низкий

25%

Так как полноценное воспитание и развитие ребенка невозможно без помощи и поддержки родителей, мы не могли оставить их без внимания. С родителями было проведено анкетирование, в котором приняло участие 20 родителей. Им было предложено ответить на 8 вопросов.

1.  Любит ли ваш ребенок бывать на природе?

2.  Замечаете ли вы у своего ребенка негативное отношение к природе?

3.  Замечает ли ваш ребенок прекрасное в природе?

4.  Умеет ли ваш ребенок ухаживать за растениями?

5.  Умеет ли ваш ребенок ухаживать за животными?

6.  Есть ли у вас в доме животные?

7.  Знаете ли вы произведения устного народного творчества о природе?

8.  Знакомите ли вы ребенка с фольклором?

№ вопроса

Положительные ответы (в%)

Отрицательные ответы (в%)

1

50%

50%

2

45%

55%

3

40%

60%

4

40%

60%

5

55%

45%

6

30%

70%

7

55%

45%

8

40%

60%

Проанализировав итоги констатирующего этапа исследования, сделала ВЫВОД, что уровень воспитания любви к природе невысок, дети и родители не умеют замечать прекрасное в природе, не знают произведения устного народного творчества. Есть необходимость в разработке системы мероприятий, направленной на воспитание любви к природе через устное народное творчество в практике работы детского сада.

2.2.  Реализация  системы  мероприятий,  направленной  на  воспитание любви к природе через устное народное творчество в практике работы детского сада

Первоначально нами был составлен перспективный план по работе с детьми(Приложение 1) и перспективный план по работе с родителями (Приложение 2).

Наша работа с детьми началась с изучения художественной литературы о природе - потешки, песни (Приложение 3), стихи, пословицы, поговорки, приметы. Далее отобрала материал, который соответствует возрасту детей. Перед тем, как начать процесс воспитания любви и заботливого отношения к природе, была проведена предварительная работа с детьми.

Было проведено много занятий по экологии, на которых ребята знакомились с растительным и животным миром Сахалина, особенностями строения растений, ухода за ними, повадками животных, средой обитания и многим другим. Большое внимание уделялось чтению произведений художественной литературы - рассказы, сказки, стихотворения и так далее. Знакомили детей с правилами поведения в природе. Но невозможно показать красоту и неповторимость всех природных явлений без использования устного народного творчества.

Большую работу по воспитанию любви к природе проводили на прогулках, экскурсиях, во время наблюдений. Были организованы и проведены экскурсии в парке, сквер в разное время года, чтобы дети имели возможность рассмотреть одни и те же явления в разное время года. Во время рассматривания цветов на участке использовали загадки «Стоят в поле сестрички, желтый глазок и белые реснички», «Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь, яркий, синий и пушистый, и совсем он не душистый». Такие загадки позволяют обратить внимание детей на самобытность и неповторимость каждого цветка, как объекта природы, учатся любоваться красотой природы родного края, и восхищаться ими.

Также загадки использовались во время рассматривания деревьев «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, белом сарафане». Также было организовано знакомство детей с русской народной песней «Во поле березка стояла», сопровождающимся рассказом о том, что береза является символом русского народа, также ребята водили хоровод вокруг березы.

Также загадки использовались во время проведения наблюдений за насекомыми, птицами, животными. Загадки помогали детям по-другому взглянуть   на   то,   что    их   окружает    каждый   день.    Очень   помогали произведения русских поэтов и писателей, которые воспевали красоту, неповторимость природы. На прогулке во время наблюдения за объектами неживой природы также включали художественное слово, наблюдая за громом, прочитала детям строки Тютчева «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром...», и читала радостно, весело, и дети перестали бояться, объяснила, что все происходящее в природе закономерно, взаимосвязано, и не надо бояться. Когда на улице шел дождь, я сопровождала его ход словами «Шел долговяз, в сыру землю увяз». Также рассказывала о том, что дождь важен и полезен людям, животным и растениям, как вода, тепло, свет.

Во время наблюдений за явлениями природы на прогулках обращала внимание детей на красоту неба во время дождя « Небо, как большое покрывало всех укрыло». Во время наблюдений за изменениями в жизни растительного мира старалась сделать так, чтобы ребята стали первооткрывателями, чтобы происходящие изменения вызывали у них восторг, восхищение, удивление, радость. Весной в момент появления первой только, что пробудившейся травки прочитала детям потешку «Травушка-муравушка от сна поднялась». Объяснила детям, что она такая нежная и молоденькая, нельзя ее портить, а надо ее беречь.

Во время проведения экскурсий в парк, использовала загадки о растениях, ягодах, грибах. Это давало возможность проникнуться любовью, заботой, сочувствием ко всему живому. Осенью, рассматривая куст рябины, употребила сравнение «На рябине, будто красные солнышки висят». Эти приемы оказывали воспитывающее значение на детей, на формирование нравственного сознания и личностного развития.

Рассматривая иллюстрации, также использовала художественное слово, например «Крепкий подберезовик растет под березой». Во время проведения занятий по ознакомлению с родным краем пели песни о Сахалине, читали стихи Сахалинских поэтов. Строки песен и стихов стали любимы детьми, и был проведен конкурс чтецов «Сахалин- моя маленькая Родина».

Также были организованы экскурсии в Охинский краеведческий музей, где ребята знакомились с теми растениями и животными, которые невозможно увидеть в натуральном виде. Все явления природы вызывают у детей интерес, дети удивлялись переменам, происходящим в природе.

Во время зимней прогулки, объясняя детям полезность каждого природного явления, например снега, говорила детям «Спасибо мороз, что снегу нанес»,«Снега надует - хлеба прибудет». Во время прогулок знакомила детей с приметами времен года. Например, «Дым коромыслом - будет мороз», «Птицы летят низко к дождю», «Звезд на небе много- к ясной погоде».

Также народные приметы использовались при знакомстве детей с особенностями времен года, например, «Зима-мачеха, лето-матушка», «Дождливое лето к холодной зиме» и т.д. (Приложение 4)

Помимо организации и проведения занятий по экологии, устное народное творчество использовала во время проведения всех занятий, режимных процессов. С детьми было проведено много бесед о родном крае, о воспитании любви к нему, о правилах поведения в природе (Приложение 5).

В группе высажен огород на окне, где ребята ухаживали за укропом, луком, горохом. На прогулках ребята с удовольствием собирали мусор, трудились в цветнике. Играли в русские народные игры «Жнец», «Сидит ворон на дубу», «Береза», «Перелетные птицы», «Два мороза», «Гуськи», «Еще вейся плетень», «Волк в лесу», «Голуби», «Гори, гори ясно», «Ай да птица, что за птица» и т.д.

Произведения устного народного творчества оказывали большую помощь и поддержку в воспитании у детей любви к природе. Работа велась согласно перспективному плану.С детьми были проведены занятия «Знакомство с правилами поведения в природе», в ходе которого ребята не только знакомились с правилами поведения в природе, но и учились их соблюдать, «Занятие о русской березе», «Русская народная песня», «Красная книга – сигнал опасности», «Давайте беречь природу» (Приложение 6).

Также с ребятами были разучены русские народные игры «Утеня» (Приложение 7), «У бабушки Маланьи», «Как по улице воробушек гуляет» (Приложение 8), «Кукушка», «Коршун» и т.д. Был проведен КВН «В гости к нам пришла весна», где ребята соревновались в отгадывании загадок, лучшем исполнении песни на зимнюю тематику, чтении стихов о зиме, назывании примет, пословиц, поговорок, а также интеллектуальная игра «Что, где, когда?» на тему «Приглашает клуб знатоков экологии» (Приложение 9). Ребята   приняли участие в посиделках «Зимушка-зима» - ребята совершенствовали свое мастерство в знании фольклора.

Параллельно  велась работа с родителями,  согласно перспективному плану. С родителями были организованы и проведены консультации «Влияние устного  народного творчества  на воспитание любви  к природе», «Воспитание   нравственных   чувств   через   природу»,  «Значение экологического воспитания в жизни детей дошкольного возраста» (Приложение 10), «Воспитание любви к родному краю».

Проведено родительское собрание на тему «Как научить детей любить и ценить родную природу». Была организована фотовыставка «Я и природа Сахалина». В заключение была проведена викторина «Люблю природу сильно я», где родители практиковались в применении произведений устного народного творчества для воспитания любви к природе.

2.3. Итоги заключительного этапа исследования

После проведенной системы мероприятий, направленной на воспитание любви к природе через устное народное творчество было проведено повторное выявление уровня сформированности любви к природе при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе.

Сначала была проведена беседа по той же теме, что и на констатирующем этапе «Умеем ли мы любить природу?». В ходе беседы ребята были очень активны, проявляли заинтересованность. Отвечали полными ответами, аргументировали свой ответ, устанавливали причинно-следственные связи. Продемонстрировали знание правил поведения в природе, дети знают не только почему нельзя поступать неправильно, но и как сделать правильно. В ходе беседы ребята показали отличное знание песен, стихов, пословиц, поговорок о природе. Научились любить природу родного края, восхищаться красотой каждого объекта природы.

Для получения наиболее достоверного результата, была проведена повторная диагностика сформированности уровня воспитания любви к природе. После обработки диагностики, получены следующие результаты (Приложение 11).

Уровень

Процентное отношение

Высокий

65%

Средний

35%

Низкий

__

Также было проведено повторное анкетирование родителей по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе. После обработки анкет получены следующие результаты.

№ вопроса

Положительные ответы

Отрицательные ответы

1

100%

2

100%

3

90%

10%

4

95%

5%

5

100%

6

70%

30%

7

95%

5%

8

90%

10%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав результаты констатирующего и заключительного этапов, видно, что подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, действенной, возрос уровень воспитания любви к природе, заботливого отношения ко всему живому, сочувствия, сострадания, сопереживания. В ходе реализации системы мероприятий повысился уровень нравственного воспитания, уровень личностного развития. Дети показывают отличное знание произведений устного народного творчества-потешек, пословиц, поговорок, загадок,закличек. Следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание № 7 – 2005.

3.  Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. Спб., 2001.

4. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. / Автор-составитель И.Г. Сухин. Худож. В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

5.  Дыбина О. Неизведанное рядом. - М., 2001.

6. Зерщикова Т. Экологическое воспитание в  процессе  ознакомления  с окружающим // Ребенок в детском саду № 7 - 2005.

7.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика. -М.: Гранд, 2001 с.223

8.  Казачук     Г. Дидактические  игры    в   экологическом   воспитании дошкольников // Ребенок в детском саду № 2 - 2005 с.

9.  Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с  детьми старшегодошкольного возраста / авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.

10.  Митчелл П. 101 ключевая идея - экология. - М.: Академия, 2000.

11. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей / Сост. И.А. Мазнин. 2-е издание. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Приложения


Приложение 1

Перспективный план работы

с детьми

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

- Занятие «Знакомство с правилами поведения в природе»

- Разучивание     русской     народной игры «Как по улице воробушек гуляет»

- Экскурсия в музей «Люблю родную природу»

- Занятие «Муравьи – санитары леса»

- Игра «Урожайная»

- Конкурс чтецов «Осень золотая»

- Знакомство с закличками

- Игра-песня «Закличка дождя»

- Развлечение «Перелетные птицы»

- Посиделки «Зимушка-зима»

- Разучивание русской народный игры «Заинька, выходи»

- Знакомство с русскими народными песнями

- Занятие «Красная книга – сигнал опасности»

- КВН «В гости к нам пришла зима»

- Знакомство с Рождественскими колядками и новогодними песнями «Пришла коляда – отворяй ворота»

- Игра-эстафета «Пословиц и поговорок о природе»

- Занятие «Лес – это живой организм (этажи леса)»

Февраль

Март

Апрель

Май

- КВН по русским народным сказкам Знакомство с частушками

- Вечер на поляне «Загадок»

- Занятие «Загадки природы»

- Занятие «Беседа о русской березе»

- Викторина «Слабое звено» (потешки)

- Беседа «Растения просят помощи»

- Рассказ воспитателя о Масленице

- Занятие «Русская народная песня»

- Игра «Живые цепочки»

- Конкурс чтецов «Весна, весна, тебя я жду»

- Занятие «Давай будем беречь природу»

- Вечер «В гостях у лета»

- Рассказ воспитателя «Зеленая аптека»

- Игра-путешествие в лес «Знакомство с приметами весны»

- Беседа «Поможем природе

вместе»

- Интеллектуальные игры «Что, где, когда?», «Приглашает клуб знатоков экологии»

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию

Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

Утро

Экологическая игра

1.  «Вершки и корешки» (1 неделя)

2.  «Когда это бывает» (IIIнеделя) Дидактические игры

Магазин «Овощи-фрукты» (IIнеделя)

«Аукцион» (IV неделя)

Беседы

«Как лето с осенью встречается» (I неделя)

«Для чего человек сажает леса» (IV неделя)

Экологическая игра

1.  Игровое упражнение «Одуванчик» (I неделя)

2.  «Консервный завод» (II неделя) Дидактические игры

1 .Игра-развлечение «Колобок учит детей выпекать булочки» (IIIнеделя)

2.«Загадай и отгадай» (IV неделя)

Беседы

«Для чего дереву листья» (I неделя)

«Где зимуют лягушки» (IIнеделя)

«Как человек может помочь природе подготовиться к зиме» (IV неделя)

Прогулка

Наблюдения

1.  За растениями (за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников) (IV неделя)

2.  Наблюдение за птицами (IIнеделя)

3.  Наблюдение за насекомыми (I неделя) Дидактические игры

1.  «Каких листьев больше» (IIIнеделя)

2.  «Угадай и назови» (I неделя) Хороводная игра «Жнец» Труд

Сбор листьев и растений для гербарий, сбор природного материала на участке

Наблюдения

1.  Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семян, форме кроны

2.  Рассмотреть семена, что помогает семенам перезимовать (снег)

3.  Наблюдение за отлетом гусей и уток Труд

Перекопка земли у кустарников,

сбор листьев и семян для изготовления поделок (в течение месяца)

Дидактическая игра

«С какой ветки детки»

Вечер

1.  Д/и «Придумай загадки» (овощи, фрукты) (IIнеделя)

2.  Д/и «Я знаю пять названий» (овощи) (I неделя) Чтение художественной литературы М.Михалков «Лесные хоромы»

Д.Зуев «Жизнь леса»

Экологическая игра

1 .«Откуда хлеб пришел» (11 неделя)

2.«Почтальон принес открытку» (IIIнеделя)

Чтение произведений

И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.Бланки «Белкина сушильня»

Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Фольклор

Народный календарь на октябрь, поговорки, загадки об осени

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Утро

Экологическая игра

1.  «Что сначала, что потом» (I неделя)

2.  «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (IV неделя) Беседы

1 .«Какие семена путешествуют по воде и воздуху» (II неделя) 2.«Где живут капли воды в детском саду»» (III неделя)

3.  «Ноябрь - ворота зимы» (IV неделя) Опыт

«Вода способна испаряться»

Экологическая игра

1.  «Кто где живет» (I неделя)

2.  «Найди что неверно» (III неделя) Опыт

Выявления механизма образования облаков (II неделя) Беседы

1.  «Где рождается снег и иней» (I неделя)

2.  «Елкины иголки» (II неделя)

3.  «Декабрь - полночь года» (III неделя)

Прогулка

Наблюдения

1.  За осадками (изморозью и первым снегом) (I неделя)

2.  За деревьями, которые сбросили листву последними Труд

1.  Изготовление и установка кормушек для подкормки птиц

2. Утепление снегом молодых деревьев Подвижная игра

«Дуб - дубок» (I неделя)

«Беги в дом, какой назову» (II неделя)

«Вокруг себя обернись и в зверя превратись» (III неделя)

Экскурсия в зимний парк Опыт

1.  Выявляющий защитные свойства снега (значение снежного покрова для жизни растений)

2.  Выявление механизма образования инея Труд

Уборка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев

Подвижная игра

«К названному дереву беги» (I неделя)

«Все по домам» (II неделя)

Вечер

Дидактическая игра

1.  «Времена года» (I неделя)

2.  «Когда это бывает» (III неделя)

3. «Путешествие капельки» (IV неделя) Чтение произведении

1.  А Фет «Поутру вчера дождь»

2.  И.Бунин «Первый снег»

3.  В.Бланки «Заячьи хитрости» Фольклор

Народные приметы, связанные с ноябрем

Дидактическая игра

1. «Угадайте» (II неделя)

2.  «Угадай, какой наш дом» (IV неделя) Чтение произведений

М. Пришвин «Этажи леса», Н.Некрасов «Мороз-Красный нос»,

С.Маршак «Эта снежная страница»

Опыт

По выявлению плавучести предметов

Фольклор

Народный календарь на декабрь, скороговорки и чистоговорки о декабре

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

Утро

Экологическая игра

1.  «Каждую птицу на свое место» (III неделя)

2.  «Ни сорока, ни ворона» (IV неделя) Беседы

1 .«Может ли мороз убить дерево?»

2.«Как зимуют животные Севера» (II неделя)

Моделирование

Приспособление животных и растений к жизни в условиях Крайнего

Севера»

Дидактические игры

1.  «Кто где живет»

2.  «Отгадай мой домик»

3. «Пищевые цепочки» Беседы

1.  «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»

2.  «Что помогает животным выжить»

Опыт   познакомить детей с магнитом и его свойством Моделирование   «Этажи леса» приспособление зверей к зиме Книжный уголок   поместить картину А.Саврасов «Зимний пейзаж»

Прогулка

Опыт с вертушкой

Установить связь между силой ветра и формой, местонахождений сугробов

Наблюдения

1.  За явлением снеговала

2.  За поведением птиц на кормушке Подвижная игра

«Северные олени». «Ястреб и утки», «Птицелов» Труд

1.  Стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада.

2.  Заливка дорожек для катания

3.  Ежедневная подкормка птиц

Опыт

Знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется

Наблюдение

1.  За снежным покровом

2.  За продолжительностью светового дня

3. За осадками (во время метели, вьюги) сходство и различие Подвижная игра

1.  «Лисы и зайцы»

2.  «К названному дереву беги»

3.  «Лиса мышкует» Труд

1. Окучивание снегом кустов и деревьев

2. Посыпание дорожек песком

3.  Подкормка птиц

Вечер

Дидактическая игр2

1 .«Где чей хвост» (I неделя)

2.«Где чье гнездо» (11 неделя)

Опыт   «Почему не тонут корабли»

Беседа «Народный календарь о январе»

Чтение произведении

Г.Снегирев «Про птиц», В.Зотов «Клест», В.Бланки «Кто к кормушке

прилетел», Г.Рогожин «Северное сияние», С.Маршак «Пожар»,

«Рассказ о неизвестном герое»

Фольклор

Дразнилки о птицах, песенки, потешки, поговорки о январе, загадки об огне

Дидактическая игра

1.  «Какие бывают растения»

2.  «Отгадай мой домик» Беседа «Рождение леса» Чтение произведении

Б.Заходер «Про всех на свете». Б.Бианки «Лес зимой»,

Ю.Ковать «Заячьи тропы», В.Танасийчук «Цепочки в лесу»

Фольклор

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях

МАРТ

АПРЕЛЬ

Утро

Экологическая игра

1 .«Узнай растение» (I неделя)

2.«Отгадай, что за растение» (III неделя)

Беседы

1 .«Почему они так называются?» (I неделя)

2.«Вредители комнатных растений» (II неделя)

3.«Три победы весны» (III неделя)

Опыт

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет

(прозрачность)

Моделирование «Модель увеличения светового дня»

Книжный уголок   картина А.Саврасов «Грачи прилетели»

Дидактическая игра

1.  «Живое — не живое»

2.  «Что растет в родном краю» Беседы

1.  «Птичий календарь»

2.  «22 апреля - международный день земли»

Книжный уголок поместить картинку А.Грицай «Половодье» Моделирование разных частей растений

Прогулка

Наблюдения

1.  За изменениями в жизни животных

2.  За солнцем на небе Подвижная игра

1.  «Солнце и месяц»

2.  «Гуси»

3.  «Невод» Труд

1.  Расчистка участка и дорожек от снега

2.  Скалывание льда

Весенняя экскурсия в парк Наблюдения

1.  За солнцем

2. За деревьями

Опыт закрепить представление о том.что в почве есть вода и воздух Подвижные игры

1.  «Дедушка Мазай и зайцы»

2.  «Сова»

3.  «Сокол и лиса»

Труд сбор листьев, обрезка сухих веток с деревьев и кустарников

Вечер

Дидактическая игра

1.  «Где спрятано растение» (II неделя)

2.  «Найди, что опишу» (IV неделя) Чтение художественной литературы В.Бианки «Март». К.Ушинский «Утренние лучи», В.Сухомлинский «Весенний ветер»

Труд в уголке пересадка комнатных растений Фольклор

1.  Народные приметы в марте

2.  Загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах

Дидактическая игра

1.  «Собери цветок»

2.  «Земля, вода, огонь, воздух»

Беседа «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?»

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Ледоход», М.Пришвин «Жаркий час»,

В.Бианки «Синичкин календарь»

Фольклор

Поговорки и пословицы об апреле, весенние приговорки и заклички,

народный календарь на апрель

МАИ

Утро

Экологическая игра 1.«Бывает или нет?»

2. «Эхо»

3.  «Чье гнездо?» Беседа

«Да сохраним шар земной»

Труд в уголке природы

Подкормка комнатных растений минеральными удобрениями

Моделирование признаки весны

Прогулка

Наблюдения

1.  За растениями

2. За насекомыми Подвижная игра

1.  «Ручеек»

2.  «Комары и ребята»

3.  «Лягушки и цапля» Труд

1. Перекопка земли (на клумбе)

2. Уборка участка

Вечер

Дидактическая игра

1.  «Бывает или нет?» ( неделя)

2. «Кому что по вкусу» (IV неделя)

3.  «Я человек, потому что» (III неделя) Чтение художественной литературы

Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают», Б.Заходер «Про всех на свете»,

В.Бианки «Чей нос лучше», М.Горький «Воробьишко»

Фольклор

Песенки, потешки о перелетных птицах,

народный календарь на май

Приложение 2

Перспективный план работы

с родителями

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Консультация

«Воспитание  нравственных чувств через природу»

Родительское собрание

«Пусть дети учатся любить природу»

Консультация

«Значение экологического воспитания»

Практикум  

«Как   использовать устное   народное  творчество  в экологическом   воспитании дошкольников»

Февраль

Март

Апрель

Май

Консультация

«Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка»

Викторина

«Люблю природу сильно я»

Консультация

«Влияние устного народного творчества на воспитание любви к природе»

Фотовыставка

«Я и природа Сахалина»


Приложение 3

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Дождик, дождик,                               Дождик, дождик, поливай -

Подожди –                                          Будет хлеба каравай,

Надоели нам дожди!                          Будут булки, будут сушки,

Ты по крышам зачастил,                    Будут вкусные ватрушки!

Ребятишек разбудил.                          Дождик, дождик, пуще -

Сбил ограды,                                        Дам тебе гущи.

Залил ров,                                             Выйду на крылечко -

В стаде распугал коров.                      Дам огуречка, дам хлеба каравай!

Дождик, дождик                                  Радуга-дуга,

Пожалей,                                              Не давай дождя.

Хоть дороги                                         Давай солнышка

Не залей!                                              Выше бревнышка!

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Вот вам морковка –

Красная головка,

Хвостик зеленый.

Вот вам репка –

Желтая и крепкая!

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Как у нашего кота                                       Курочка моя,

Шубка очень хороша,                                Умница моя,

Мягкая, пушистая,                                      Вот пшено, водичка,

Беленькая, чистая.                                      Дай ты мне яичко,

Умница моя!

Дай молочка, буренушка,                               Ой, бычок, мой бычок,

Хоть капельку - на донышко,                         Золотистый бочок,

Ждут меня котята                                            Рога  твои бодливые,

Малые ребята.                                                    Копытца топотливые.

Дай им сливок ложечку,                                   Ты иди, не топочи,

Творогу немножечко.                                        Не бодайся, не мычи:

Всем дает здоровье                                           Спят еще ребятки,

Молоко коровье!                                                Утром спится сладко!

Уж как я ль мою коровушку люблю!              Ходит конь по бережку,

Уж как я ль-то ей крапивушку нажну!            Вороной по зеленому.

Кушай вволюшку, коровушка моя!                 Он головушкой помахивает,

Ешь ты досыта, буренушка моя!                     Черной гривушкой потряхивает,

Уж как я ль мою коровушку люблю!              Золотой уздой побрякивает,

Сытна пойла я коровушке налью,                    Все колечушки-то – бряк! Бряк! Бряк!

Чтоб сыта была коровушка моя,                      Золотые они – звяк! Звяк! Звяк!

Чтобы сливочек буренушка дала.

Явления природы

Ох ты, заюшка!                                                   Уж ты, зимушка-зима,

Попрыгаюшка!                                                   Закурила да замела

В саже тонкое ушко,                                          Все дорожки, все лужки:

В мучке белое брюшко.                                     Негде Сонечке пройти.

Зайчишка - трусишка

По полю бежал,                                                  Полно, беленький снежочек,

В огород забежал,                                              На талой земле лежать!

Морковку нашел,                                               Время, беленький снежочек,

Капустку нашел,                                                Время таять – пропадать,

Сидит, грызет.                                                    Во долинушку стекать

- Иди прочь –                                                     И сыру землю питать!

Хозяин идет!

Уж ты, зимушка-зима,                                       Уж ты, пташечка, ты залетная,

Зима вьюжлива была,                                        Ты слетай за сине море,

Все крутила, все мела -                                      Ты возьми ключи весенние,

Примораживала.                                                 Замкни зиму, отомкни лето!

Калинушку с малинушкой

Заламливала,

Всю травку повызнобила,

С шелковой травы цветы

Повысушила.

ГРАЧИ-КУЛИЧКИ  (русская народная песенка)

Грачи-кулички, из-за моря летите,                                                                                                       Весну красную несите.                                                                                                                         Лютая зима пристоялась,                                                                                                                                                  По полям-лесам разгулялась,                                                                                                                                    Холод-стужу напустила,                                                                                                                                               Ручки, ножки познобила,                                                                                                                                Белый снег натрясла,                                                                                                                                          Все тепло унесла!

Приложение 4

  1. Гром в сентябре - теплая осень.
  2. Октябрьский гром - к бесснежной зиме.
  3. Осенью паутина - на ясную погоду.
  4. В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
  5. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
  6. Лег снег на морозную голую землю - хлеб будет, а на сырую - нет.
  7. Если зимою частые туманы и много инея - будет хороший урожай.
  8. Если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся - это зимой к снегу.
  9. Вьются вороны зимой в воздухе - это к снегу, а если спустились и садятся на землю - будет оттепель.
  10. Сорока лезет под крышу - будет метель.
  11. Если воробьи прячутся под крышу - будет мороз и метель, а если собираются в кучу и беспокойно чирикают - это к метели.
  12. Лес шумит - к оттепели.
  13. Туман опускается зимой к земле - к оттепели, высоко держится - к хорошей погоде.
  14. Ложные солнца (круги вокруг солнца) предвещают трескучие морозы и холода, светлые столбы у солнца - к морозам, туманный диск - к метели.
  15. Звезды ярко блещут - к морозу.
  16. В январе вист много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
  17. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
  18. Зимой собаки валяются - быть метели.
  19. Коли в январе - март, бойся в марте января.
  20. Мало звезд на небе - к ненастью.
  21. Птица хохлится - к непогоде.
  22. Сильно блестят зимой звезды - к морозу.
  23. Теплый февраль принесет весну с заморозками.
  24. Высокие дороги - высокие хлеба будут.
  25. Зимой вьюги - летом ненастье.

  1. ДЕКАБРЬ по-старославянски - СТУДЕНЬ.
  2. ДЕКАБРЬ - еще не самый холодный месяц, но часто налетают вьюги.
  3. ДЕКАБРЬ - самый темный месяц в году.
  4. 22 декабря - день зимнего солнцестояния. Самый короткий день в году.
  5. Чем толще рыхлый снег, тем теплее зимующим под ним растениям.
  6. Два периода зимы: первый - от выпадения устойчивого снегового покрова до середины января (мягкая зима) и второй - от середины января до весны (холодная зима).
  7. Январь - просинец.
  8. Январь - году начало, зиме середина.
  9. В январе, что ни ночь, то тьма короче.
  10. Январь - глухозимье. Январь самый лютый из всех месяцев.
  11. Январь - месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
  12. Январь - вершина зимы. Прошло полсрока зимовки птиц, сонного покоя растений, снегового покрова.
  13. В суровые морозные январские дни зверьки не выходят из своих нор. Белка отсиживается в дупле, дремлет.
  14. Для хорошего урожая январь должен быть сухим и холодным, а не сырым и теплым.
  15. Февраль - снежень (обилие снегопадов и метелей).
  16. Февраль - лютень (холодный и колючий).
  17. Февраль - сечень (сечет зиму пополам).
  18. Февраль - самый снежный месяц.
  19. Первая декада февраля - самая метельная пора, время сильных буранов.
  20. В феврале часто бывают ночи с морозами-трескунами (лопается кора деревьев).
  21. В феврале идет борьба между зимой и весной («Зима весну встречает, заморозить красную хочет»).
  22. Земля в феврале холоднее снега. Мыши из норок переселяются в сугробы.
  23. В феврале парами бегают зайцы, лисицы, белки. У них февральские «свадьбы».
  24. Февраль - месяц бескормицы птиц. В птичьи кормушки надо чаще засыпать корм.
  25. О февральских потеплениях в народе говорят оттепель «сшибла рог зимы».
  26. В солнечный февральский день березовый ствол становится розовым, в пасмурный -белым, как снег.
  27. В феврале раскрываются шишки у ели. Если в лесу много шишек, значит, будет много мелких грызунов.

Приложение 5

Берегите муравейники. Помни: Муравьи - санитары леса!

Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву и почву. От этого погибают растения и насекомые!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, чтогрибы нужны природе.

Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Прочитайте детям стихотворение:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем - объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них заботятся взрослые птицы и животные.

Приложение 6

Конспект занятия по экологии

Давайте будем беречь природу!

Подготовительная группа

Программное содержание:

- закрепить представления детей о лесе, птицах, диких растениях, водоемах, об их многообразии, значении для всего живого;

- подвести детей к пониманию особого отношения к ним людей, к осознанию ценности человека (здоровья, красоты);

- воспитывать заботливое отношение к природе и стремление беречь и любить природу.

Активизация словаря: матушка-природа, впрок, катастрофа, планета, глобус, хозяин.

Предварительнаяработа:рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов, альбомов, ТСО, чтение художественных произведений, экскурсии, походы, прогулки.

Ход занятия

Воспитатель в костюме (лесовика) заходит под музыку и говорит: «Ребята, наша природа гибнет, горят леса, ломают деревья, озера, реки и пруды загрязнены, а ведь планета наша -человечий дом, как же дальше будем жить? Надо помочь сохранить всю красоту природы и ее богатства. Я думаю, что вы будете мне хорошими помощниками, ведь вы - наше будущее. Я приглашаю вас с собой в путешествие по экологической тропе». Под музыку дети идут за лешим. Звучит тревожная музыка. Появляется картина, где нарисованы сломанные деревья, вытоптана тропа и т.д.

Лесовик: Беда пришла к нам! А раньше здесь леса были густые, шумели ели вековые. Березки нежно всем кивали, и в сережках щеголяли. Птицы весело пели, и возле елок пушистых зеленый народ радостно водил хоровод. Вы слышите, как поют птицы? (Нет) А каких вы знаете птиц? (кукушка, дятел, синица, сорока). Захотят птицы жить в таком лесу? (Нет, им здесь будет невесело.) Кто же виноват во всем этом? (Люди). Они приходят в лес, ломают ветки, разоряют гнезда, стреляют из рогаток. А можно разорять гнезда, ломать ветки? (Нет) тогда птенцов не будет, и мало будет птиц. Молодцы, вы правильно говорите.

Лесовик: Лес зеленый охраняй! Никого не обижай, не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы! Ветки не ломай, не трогай!Помни, нужно много лет, чтобы дереву вырасти вновь!

А сейчас  отправляемся дальше.  Смотрите,  что такое слышится, как будто кто-то стонет. Подойдем поближе (звучит пение водяного «я водяной, я водяной»).

Водяной: Раньше так было приятно лежать, мох был такой мягкий и влажный. А сколько было ягод - не счесть! И ручейки были прозрачные, а теперь. Да что говорить! (обиженно). Загрязнили реки и озера! А все это - дело людей!

Лесовик: Ребята, давайте поможем водным жителям. Трудно ведь им теперь. Бутафория (озеро- в нем тина, прутья грязь). Дети вместе с лешим убирают все. Из водоема доносится магнитофонная запись: спасибо, вы очень добрые! Берегите и охраняйте природу.

Лесовик: Ну, вот и еще одно доброе дело сделали. Пойдемте дальше. (Выходят на поляну ягод, разложены карточки.) Дети называют ягоды. А как правильно собирать ягоды, вы знаете? Дети рассказывают: «Нельзя рвать с корнем, с веткой, не топтать, и тогда будет много ягод, (молодцы).

Лесовик: Пойдемте дальше. Идут и видят много цветов (карточки). Загадывает загадки, дети находят отгадки.

Лесовик: Правильно, все эти цветы красивые и у них разные названия. Но еще эти цветы помогают людям. (Они лечебные). Ромашка лечит раны, ее используют для приготовления крема, лосьона. А еще ромашка защищает деревья, чтобы его не грызли плодожорки. Цветы радуют нас, успокаивают, поднимают настроение. Поэтому их лучше не рвать, а любоваться ими! Запомнили?

Дети: Да!

Пошли дальше. Вновь звучит тревожная музыка.Лесовичок раздвигает кусты и видит беспорядок, (обрывки бумаги, банки, бутылки, ямки от костра).

Лесовик: Это что за тарарам? Кто оставил беспорядок? Все    здесь    истоптали,    мусора  сколько оставили!Как вы думаете, кто это все оставил?

Дети: Здесь были плохие люди, они не любят природу, не хотят, чтобы другие отдыхали, любовались природой!

Лесовик: А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Дети: Знаем! Называют правила

  1. Беречь муравейники! Муравьи - санитары леса!
  2. Не подходить близко к гнездам.
  3. Не обрывать паутину и не убивать пауков!
  4. В лесу ходить по тропинкам, не топтать траву, от этого погибают насекомые и растения!
  5. Не сбивать грибы, они очень нужны природе!
  6. Не рвать цветы.
  7. Не ловить насекомых!
  8. Не разжигать костер!
  9. Не ломать, не рубить ветки, деревья!

Лесовик: Ну, что ж, я вижу, вы по-настоящему любите природу и бережно относитесь к ней!Я надеюсь, что вы вырастите настоящими друзьями природы и научите других любить нашу природу! А пословицы знаете о лесе?

Дети: Лес - наше богатство! Много леса - не губи! Мало леса - посади!

Лесовик: Молодцы ребята, я доволен вами. Наше путешествие окончено, и в заключение послушайте стихотворение:

У всех нас есть мать одна

По имени - Природа!

У  ней для всех хватает доброты.

Люби цветы, леса, простор полей.

Все, что зовется Природой твоей!

Приложение 7

Игра

Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину круга выходит Утеня. Играющие ходят то в одну, то в другую сторону и поют:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, ножки намочила?

Все шаркают ногами - показывают, как Утеня ножки намочила, и поют:

Так и этак, вот и так ножки намочила!

Так и этак, вот и так ножки намочила!

И сама серая Утеня показывает, как она намочила ножки, и поет вместе со всеми.

Опять все ходят кругом и поют:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, крыльями махала!

Все машут руками - показывают, как Утеня махала крыльями, и поют:

Так и этак, вот и так крыльями махала!

Так и этак, вот и так крыльями махала!

Песня продолжается. Все ходят вокруг Утени и спрашивают ее:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, на берег садилась?    

Все присаживаются на корточки - вот так Утеня на берег садилась:

Так и этак, вот и так на берег садилась!

Так и этак, вот и так на берег садилась!

И снова все ходят вокруг Утени и поют:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, по лугам гуляла?

Переступают все ногами, остановившись или на ходу, все равно, и показывают, как Утеня гуляла (и сама Утеня ходит  вразвалочку по кругу):

Так и этак, вот и так по лугам гуляла!

Так и этак, вот и так по лугам гуляла!

Снова спрашивают у нее:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, гнездо совивала?

Показывают:

Так и этак, вот и так гнездо совивала!

Так и этак, вот и так гнездо совивала!

А хоровод опять ходит и поет:

Плыла Утеня через сине море.

Как ты, Утеня, детей собирала?

Утеня в ответ на это машет руками - крыльями, а все остальные поступают к ней и поют:

Так и этак, вот и так детей собирала!

Так и этак, вот и так детей собирала!

После этого все отступают от Утени, ходят вокруг и поют:

Как ты, Утеня, за лес улетала?

Все поднимают руки над головой и машут ими:

Так и этак, вот и так за лес улетала! (2 раза)

И все делали вот так! И все делали вот так!

Движения могут быть самые разнообразные.

Приложение 8Игра

В   середине   круга   ребенок   -   «воробышек»,   который   выполняет   все движения, о которых поется в песне. Дети идут по кругу и поют:

Как по улице воробышек гуляет –

Он гуляет,

Он гуляет,

Он гуляет! (Воробышек ходит по кругу, машет крыльями)

Как он с камешка на камешек порхает –

Он порхает,

Он порхает,

Он порхает! (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Как устал воробей, утомился

Утомился,

Утомился,

Утомился!

Он на камешек, воробышек, садился

Он садился,

Он садился,

Он садился! (Приседание на корточки)

Да как стол воробей подниматься –

Подниматься,

Подниматься,

Подниматься! (Медленно поднимается)

Еще стал воробей танцевати–

Танцевати,

Танцевати,

Танцевати! (Выставление ног на пятку)

Еще стал воробей выбирати–

Выбирати,

Выбирати,

Выбирати! (Воробышек ищет себе замену)

А к кому наш воробей подлетает –

Подлетает,

Подлетает,

Подлетает!

А кого наш воробей выбирает –

Выбирает,

Выбирает,

Выбирает? (Кого воробышек выбирает, тому идти в круг).

Приложение 9

Конспект занятия по экологии

Подготовительная группа

Программное содержание:

  1. уточнить представления детей об экологии;
  2. закрепить знания о зависимости и изменениях  в живой и неживой природе;
  3. совершенствовать умение отвечать на вопросы обобщающим ответом;
  4. воспитывать культуру речевого общения;
  5. воспитывать у детей любовь к природе и желание ее беречь.

Ход занятия

Сегодня мы совершим путешествие в мир природы, и пройдет это в форме игры «Что, где, когда?».

Напоминаю вам правила

  1. Не выскакивать с ответом, советоваться с командой.
  2. Стараться дать правильный ответ.
  3. Стремиться выручить своих товарищей.

Дети садятся вокруг стола, на нем волчок и вопросы. Мы начинаем игру.

Вопросы

  1. Что такое экология? (Эта наука, помогающая нам понять природу, и учит, как ее беречь.)
  2. Назовите первый закон природы? (Все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособлены.)
  3. Второй закон природы. (В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе.Они живут в сообществе с другими растениями и животными.)
  4. Зачем растениям плоды? (Чтобы выросли новые плоды.)
  5. Кто помогает растениям сажать свои семена? (Ветер, птицы, звери, человек.)
  6. Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (Лиственница.)
  7. Почему листья с верхушки опадают последними? (Потому что они самые молодые.)
  8. Игра «Узнай какое время года?» (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц.)
  9. Что собирают пчелы на цветущих растениях? (Нектар – мед.)
  10. Кого называют шатуном? Почему? (Медведь, не успел лечь в спячку.)
  11. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост служит ей как одеяло, и при прыжке с дерева на дерево служит рулем.)

Физминутка

Руки подняли и помахали                    руки вверх, качают ими в стороны

Это деревья в лесу

Ветки согнули, снег отряхнули          руки в локтях, встряхнули

Деревья встречают весну

Плавно руками помашем                      машут крыльями

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем                  руки за спиной назад в замке

Руки сложили назад

Вопросы (продолжение)

  1. Какую птицу называют птицей Мира? Почему? (Голубь.)
  2. Весной птицы прилетают из теплых краев, они собираются в большие группы. Как называют эти группы птиц? (Стая.)

А зачем птицы улетают с юга? Там тепло и корм есть. (У птиц здесь Родина, они  здесь родились.)

  1. Дайте название этим картинам, кто является виновником этой катастрофы? («Плачь леса», «Загрязненная река».)
  2. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а   иногда на белую непрозрачную стену. Если утором дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)
  3. Игра «Найди себе пару» (Кролик, свинья, собака, корова, лошадь.)
  4. Вопрос из другого детского сада. Какие лекарственные растения растут на Сахалине?
  5. Сколько этажей в лесу? (5) Какие? Разложите по порядку.
  6. Вопрос от бабушки. Почему на коре деревьев образуются трещины? (Дерево растет и кора лопается.Древесина растет быстрее, чем кора дерева.)
  7. Назовите правило поведения в лесу?
  8. Черный ящик. Газета «Узнай, кто дал объявление?»
  1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, черепаха)
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Еж, дикобраз, елка)
  3. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)
  4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь)
  5. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)
  6. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)
  7. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха)
  8. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз  в год обращайтесь ко мне. (Лось)
  9. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

Игра

«Земля, вода, огонь, воздух»

Сегодня ребята, мы с вами поиграли в интересную игру, много интересного рассказали об экологии. Пройдет уже не так много лет, и вы вырастите. Но так же как сейчас  будут шуметь леса, петь птицы. Останутся в лесах звери, боязливые ящерицы, работяги муравьи. В реках, озерах плавать рыбы, а высоко в небе кружить орлы. За то, чтобы все это сохранить на земле, борется одна из самых важных наук – экология.

Приложение10

Консультация для родителей

Может быть старшее поколение, да и мы среднее, ещё помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, собирали цветы, ели с кустов все, что съедобно, радовались снегу и солнцу. Кому не довелось испытать щемящее чувство тоски и счастья, услышав перекличку лебедей. А пробовали ли вы лежать на душистом лугу, раскинув руки и смотреть в темно-синее небо? При этом охватывает такое чувство невыразимого покоя и единения с этим небом. В такие минуты человек может сказать: «Остановитесь, вот оно настоящее счастье». Но редко выпадают такие мгновения на нашу долю. Где же оно настоящее счастье? «Где потерянный рай?». Ещё мудрецы предупреждали: «Остановитесь, посмотрите вокруг, что же вы творите?». Люди сами себя осиротили, навсегда порвав с живым и прекрасным миром природы.

А наши бедные дети? Каких не востребованных богатств, сокровищ они лишены. Сейчас, даже в самых отдаленных уголках планеты, люди не  могут наслаждаться первозданной красотой природы. Каждый человек теряет связь гармонии с окружающим миром. Как это ни печально, но происходит это в детстве, в самую чувствительную пору жизни. Малыш взял в руки перо, чтобы его хорошо изучить, и тут же слышит резкий окрик «Брось эту грязь сейчас же». Он присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают, и тут же следует панический возглас «Отойди, а то простудишься». И вот на глазах ребенка надеты шоры. Он видит перед собой лишь асфальтированную дорожку.

Что же делать? Как довести до детей все прекрасное, что окружает нас икак убедить родителей, что дети должны все увидеть, потрогать. Поэтому я поставила перед собой задачу: используя разнообразные методы и приемы,формы, опираясь на устное народное творчество, довести до сознания  детей, что все то, что окружает нас: лес, поля, земля, любое явление все для  блага  человека.   И  на  первый  план   поставила  нравственные   и познавательные задачи «Либо мы посеем злак, либо мы взрастим бурьян».Это стало моим девизом.

Красота родной  природы  раскрывает  и  красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край краше. Любовь к природе, прежде всего, определяется действенным и бережным отношением к ней. Игры на берегу реки,  в  сквере,  сбор грибов, ягод,  цветов,  уход за растениями и животными дают детям много переживаний, появляется интерес к природе, расширяется кругозор детей.

С древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны природы сейчас. Но и в эпоху спутников и космических полетов нам по-прежнему дорога Земля, тот ее уголок, где мы родились и живем. Это могут быть тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими цветущими травами, тихие заводи рек, широкая степь с яркими тюльпанами, заснеженная тундра, высокие горы с белоснежными вершинами, скалистые берега морей. Долг живущих на Земле - сохранить всю эту красоту и богатство.

Природа нашей страны многообразна. По количеству лесов наша страна занимает первое место в мире. Природа очень целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют в него кислород. Наука и опыт показали, что для того, чтобы охранять g природу от истощения ее ресурсов, надо помнить - все в природе взаимосвязано: изменение одного часто губительно сказывается на состоянии другого. Например, уничтожение лесов ведет за собой обмеление рек, иссушение почвы, ветры, не встречающие на своем пути препятствий, усиливаются, приобретают характер «сильных бурь», которые вырывают плодородный слой почвы, ливневые, таловые воды, не задерживаемые лесами.

Учитывая большое хозяйственное, оздоровительное, эстетическое значение растений, охране подлежат леса, травы, которые служат кормом для животных, лекарственным или техническим сырьем. Особенное внимание уделяется сбережению и восстановлению лесов. В полезащитных полосах, а также по берегам рек и озер запрещено вырубать леса. Следует соблюдать правила пожарной безопасности. В лесах проводится большая работа по расселению муравьев - санитаров леса, так как они уничтожают губителей леса - гусениц.

ТОВАРИЩИ РОДИТЕЛИ, БЫВАЯ В ЛЕСУ С ДЕТЬМИ, СТАРАЙТЕСЬ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

ВАЖНО, ЧТОБЫ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОСПРИНИМАЛИСЬ  ДЕТЬМИ ОСОЗНАННО. ЭТО ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙЧУТКОЕ ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. БЕЗ ВАШЕГО УЧАСТИЯ, ТОВАРИЩИ РОДИТЕЛИ, НЕВОЗМОЖНО ЗАЛОЖИТЬ ФУНДАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


Приложение 11

Сравнительный мониторинг

сформированности у детей любви к природе

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

15%

60%

25%

Высокийуровень

Среднийуровень

Низкийуровень

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

65%

35%

0%

Высокийуровень

Среднийуровень

Низкийуровень

ВЫВОД:  Проанализировав результаты констатирующего и заключительного этапов, видно, что подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, действенной, возрос уровень воспитания любви к природе, заботливого отношения ко всему живому, сочувствия, сострадания, сопереживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отн...

Методические рекомендации для педагогов «Воспитание любви к природе через экскурсии»

Методические рекомендации для педагогов«Воспитание любви к природе через экскурсии»Цель: Расширить представление педагогов о возможности прогулок и экскурсии  не только, как укрепляющие здоровье,...

Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

методическая разработка на тему-воспитание посредством музыки «Природа и музыка» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках о...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...