Главные вкладки

    разработка цели и задач проекта о птицах
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

     

    Цель проекта:

    • Формирование обобщенных пред­ставлений о птицах, развитие интере­са к их жизни, расширение знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также развитие познавательных способностей детей.
    • Показать единство и многообразие мира птиц.
    • Развивать творческое воображение и логическое мышление.

     

    Задачи проекта:

    1. Развивать познавательные и творческие способности.
    2. Систематизировать и углублять представление детей о птицах.
    3. Ознакомление с природой родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

     

     

     

     

    Этапы работы:

    • Общее знакомство с миром
    • Домашние птицы.
    • Дикие птицы.
    • Уход за птицами. Необходимость их существования.
    • Знакомство с перелетными птицами (зимующими)
    •  «Кто, кто в скорлупке живет».
    • Проведение музыкально – развлекательного мероприятия с родителями «День птиц».
    • Итоговые беседы, наблюдения, экскурсии в природу.

     

    Ожидаемые результаты:

    1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о птицах, их взаимосвязь и способы ее сохранения.
    2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
    3. Сформированности навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о природе и её обитателях.

     

    Актуальность темы:

    В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Особенно эта тема актуальна при работе с детьми.

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

    Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

    Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

    Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами культуры личности должны стать:

    • экологические знания;
    • экологическое мышление;
    • экологически оправданное поведение;
    • чувство любви к природе.

    Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию дошкольников, делая большой упор на становлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, на формирование осознанного и бережного отношения к природе. Мы разработали цикл занятий. Такую работу можно организовывать также в форме повседневных ситуаций и бесед - как смысловой контекст жизни де­тей в течение нескольких месяцев. Ситуации (дли­тельность 10-20 минут) включают в раз­ные формы взаимодействия взрослых с детьми: в групповое общение, продуктив­ную и двигательную деятельность, досуги, целевые прогулки и т.д.

     

     

     

    Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей мы разработали цикл занятий

    Такую работу можно организовывать также в форме повседневных ситуаций и бесед - как смысловой контекст жизни де­тей в течение нескольких месяцев. Ситуации (дли­тельность 10-20 минут) включают в раз­ные формы взаимодействия взрослых с детьми: в групповое общение, продуктив­ную и двигательную деятельность, досуги, целевые прогулки и т.д.

     

    наблюдение за птицами на участке.

    Цель.Уточнять знания детей ­об осенних изменениях в природе, о трудных и  важных заботах птиц перед долгой зимой. Развешивать кормушки и рассматривание  птиц, которые прилетают к ним; развивать наблюдательность и интерес к поведению  птиц; формировать бережное отношение  птицам, особенно в осенний период и  желание помогать им зимой.

    Ход занятия

    Воспитатель. Пусты поля.

    Мокнет земля.

    День убывает.

    Когда это бывает? (Осенью.)

     Давно вступила в свои права осень. Давайте оглянемся вокруг, что вы  видите?

    Дети. Листья на деревьях и кустарниках пожелтели, многие из них облетели. Трава вянет. Небо хмурится, тучи ползут  по нему. Чаще идет дождь.

    Воспитатель.А где же насекомые  бочки, жуки, муравьи? Не видно коровок, не жужжат над головой комары. 

    Дети. Стало холодней, и большинство  насекомых спрятались: кто под кору дерева, кто под листья.

    Воспитатель. Да, почувствовав холода, насекомые спрятались. Большинство вообще не дождется зимы. Срок их жизни - Один-два теплых месяца. Многие, отложив яйца, погибают. Maйские  жуки осенью зарываются глубоко в землю. В сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих листьях. Муравьи прячутся в Муравейки. Тихо  на участке, не слышно птичьих голосов. Почему?

    Дети.Птицы улетают в теплые края.

    Воспитатель.Все ли птицы - улетают теплые края? Какие улетают? (ласточки, скворцы, соловьи, стрижи, журавли и др.) Как называются птицы, которые  покидают родные края? (Перелетные) Почему они не смогут перезимовать у нас. (Перелетные птицы насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, птицы остаются без корма.) Улетают птицы, не спеша им жалко растоваться с родными краями. Да и перелет их ждет долгий, многие в дороге погибают. Зачем мы сделали кормушки? (Для зимующих птиц, чтобы подкармливать их.) как называются птицы, которые прилетают к кормушкам? (воробьи, синицы.) что они делают? (клюют зерна)

     

    "Как узнать птицу?

    Цель.Формировать обобщенное представление о Птицах, живущих на суше и на воде, Умеющих летать и имеющих две но­ги, два крыла, перья, клюв; развивать умение использовать для обобщения схематическую модель; Воспитывать интерес к природе.

    Ход занятия

    Дети рассматривают принесенные из дома Фотографии птиц, вырезки из журналов, энциклопедий.

    Воспитатель. Кто это изображен на картине? Почему вы так решили? У них есть и крылья, и ноги.

    Дети. Птицы.

    Воспитатель:Как вы поняли, что это птицы?  Как можно узнавать Птиц и не путать их с другими живыми существами. Какие птицы изображены на Фотографиях? (дети называют птиц)

    Воспитатель.А ведь и, правда, все пти­цы разные. Они отличаются друг от друга, но чем-то и похожи. Расскажите, чем же отличаются птицы. (Цветом перьев, длиной ног, размером, живут в разных местах - на воде, на деревьях и т.д.) А теперь скажите, чем похожи все птицы. Давайте, сначала сравним ноги у разных птиц. (Дети рассматривают изображения птиц разных сред обитания.) Что это за птица? (Цапля.) Почему у нее такие длин­ные ноги? (Она живет на болоте.) Какие еще птицы живут на болоте? (Дети отби­рают фотографии.)

    Воспитатель вывешивает на доску картины с изображением птиц, живущих на болоте.

    Воспитатель.Почему у утки ноги с пе­репонками? (Обитает возле воды, плава­ет.) У птиц, которые живут у воды, на но­гах есть перепонки. (Дети отбирают изо­бражения водоплавающих птиц - педагог вывешивает модель таких птиц.) Почему у попугая короткие ноги с цепкими когот­ками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки) Какие еще птицы живут на деревь­ях? (Рассматривая модели птиц, дети де­лают вывод: у них разные ноги, но у всех птиц их по две.) Что еще разного у птиц? (Клювы.) Как вы думаете почему? Что ест воробей, попугай какаду, пеликан, дятел? (Дети делают вывод: у птиц разные клю­вы, потому что они едят разную пищу.)

    Д/И "Накорми птиц"

    Дети составляют парные картинки, подбирая птице корм. В ходе игры педагог задает вопросы.

    • На что похож клюв у пеликана? Зачем пеликану такой клюв? (он питается ры­бой, заглатывает ее целиком.)

    • Может ли у дятла быть маленький клюв, такой, как у ласточки? (Нет, длинным и сильным клювом он достает из-под коры деревьев личинки насекомых.)

    • Почему у попугая, клеста такие загну­тые клювы? (Расщелкивают орехи, семеч­ки, шелушат шишки.) и т.д.

    Воспитатель.Чем же еще похожи пти­цы? Что они умеют делать? (Все птицы умеют летать.) Что помогает им летать? (Крылья.) Какие крылья у птиц? (Короткие и длинные, разного цвета, не птиц их по два.) Рассмотрите внимательно: чем покрыты тела птиц? (Покрыты перьями.) Правильно! У птицы своя окраска, но все они покрыты перьями.

    Почему самолет не птица?( Птица - это живой объект, а самолет машина, созданная человеком. Итак, еще раз повторим, как отличаются птицы среди других животных. (Дети рассказывают, опираясь на построенную при  помощи моделей схему: две ноги, клюв, ­два крыла,  оперение.)

     

    Занятие на тему: "Все птицы нужны"

    Цель.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, суждения - доказательства; развивать интерес к жизни птиц; формировать природоохранных действий.

    Ход занятия

    Воспитатель:Вы все - девочки и мальчики и у  каждого есть имя. Например, Вова замечательное имя. Или Наташа звучит.  Как вы думаете, что птицы ­необходимы только для красоты и, по большому счету, нам не нужны. Давайте докажем что это не так. Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

    На созданной на ковролине модели леса (деревья, кустарники, водоемы; несекомыe, на деревьях, в небе, на водоемах; другие  обитатели леса) с помощью воспи­тателя дети конструируют предложенную ­ситуацию.

    Воспитатель.Из леса исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев. Грызуны уничтожают корни растений, семена. Растительность постепенно исчезает. Корни деревьев, трава уже не укрепляют почву, она  разрушается, появляются овраги. Ветер высушивает почву, возникают пыльные бури. Высыхают водоемы. Погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

    Что же станет с лесом? Верно! Он пре­вратится в безжизненную пустыню.

    Все вместе делают вывод: птицы нужны, ­их надо беречь - охранять и подкармливат

     

    занятие по познавательному развитию "Почему птицы летают"

    Цель:Продолжать развивать интерес  к жизни птиц и  познавательную активность.

    Ход занятия

    Воспитатель : при помощи родителей ор­ганизует в группе выставку познавательной и художественной литературы о птицах, ­рассматривания книг, фото­графий говорит, что мир птиц полон зага­док и тайн, птицы во все времена удивляли людей св­оей красотой и изяществом, пением.

    Воспитатель:как вы думаете, почему пти­цы умеют летать, а люди не умеют? (Предположения детей.) Чтобы ответить на этот во­прос, сначала уточнить: что такое воздух, какой он? (Невидимый, незаметный.) Проводится  эксперимент. Воспитатель берет полиэтиленовый пакет и резким движением ловит  им воздух. Предлагает то же сделать детям. Каждый ребенок берет полиэтиленовый мешочек и старается на­брать в него воздух. Пакет раздувается.

    Воспитатель.Что случилось с пакетом?

    Почему он раздулся, как шарик? Что сейчас находится в пакете? (Ответы.) Вывод: воз­дух везде, он невидим, но его можно «пой­мать». Когда можно ощутить воздух? (При быстрых и резких движениях рук, при беге.)

    Дети (работу можно организовать в парах) получают перо, резиновый шарик, камешек, лист бумаги (каждый). Им пред­лагается по очереди бросать два предме­та, 'Например перо и камень, лист бумаги и шарик, с одинаковой высоты. Дети долж­ны, определить: какой предмет упадет бы­стрее? Какой предмет воздух пусть нена­долго, но все-таки удерживает? Воспита­тель помогает детям сделать вывод: тя­жeлыe предметы опираться о воздух не могут - они резко падают вниз. Воздух удерживает лишь легкие предметы с ши­рокой поверхностью - лист бумаги, пти­чье перо. Предлагает детям для рассмат­ривания птичьи перья, каждому по два ­маховое и пуховое.

    Воспитатель.Чем перья отличаются друг от друга? Какое из них согревает пти­цу и называется пуховым? Где есть пуховые перья? Какое перо помогает птице летать и называется маховым? Легкое оно или тяже­лое? Почему легкое? Где находятся махо­вые перья? (Берет веер.) Вот так складыва­ются и раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и садятся. С рас­крытыми крыльями и хвостом даже маленькая пичужка становится большой пти­цей и может опираться о воздух. Птица от­талкивается от него взмахами крыльев. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, а крылья еще и прижимает к телу. Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому он изоб­рел много летательных аппаратов. Назови­те их. (Воздушный шар, самолет, вертолет, парашют, дельтаплан, дирижабль.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая диагностика. Цели и задачи

    Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

    Цели и задачи интегрированных заняти

    Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культур...

    Цели и задачи интегрированного занятия

    Призентация, по методикам проведения интегрированных занятий...

    Цели и задачи педагогической работы с детьми на занятиях театральной группы «ИГРА».

    Основные цели и задачи педагогической работы с детьми, применяемые мною  на занятиях театральной группы «ИГРА»....

    Консультация "Основные цели и задачи метода проектов"

    Проектная деятельность - инновационная форма работы....

    Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

    Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...