Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
методическая разработка (окружающий мир) по теме
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План построен с учетом возрастных возможностей детей, начиная с 3-4 лет и до 6-7 лет. Так же даются краткие методические рекомендации по работе с текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_oznakomleniya_s_hud.lit_..doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по
ознакомлению с художественной литературой, способствующей формированию нравственных, этических представлений, норм поведения в быту для детей с недостатками слуха в разных возрастных группах.
Учебно- возраст. период календ-я дата | Название произведения | Цель | Новые слова | Подготовительная работа | Методические указания к работе с художественными произведениями |
группа 2-го года обучения сентябрь - ноябрь | «Молодец Вова» | Показать, что нужно уметь терпеть боль, не следует плакать и жаловаться. | Не плачет, побежал (усвоить новую форму слов), что случилось? (понимать в констексте). | За несколько дней до чтения проверить понимают ли дети слова упал, молодец, плачет. | Сначала педагог проводит инсценированный рассказ. После падения Вовы разыгрывается сцена «У врача» (ее нет в рассказе). В конце все дети хвалят Вову: «Молодец, больно, но он терпит». После инсценировки дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы по картинкам, педагог еще раз читает рассказ. В быту закрепляются слова потерпи, не плачь, молодец. |
«Котёнок» | Научить правильному, ласковому обращению с домашними животными. | Гладит, любит (понимать), кормит (усвоить). | К моменту чтения дети должны знать слово кот, понимать слова спит, ест, кормит, играет. | Инсценированный рассказ педагога. Чтение рассказа педагогом. На следующий день – чтение рассказа, ответы детей на вопросы педагога, дети пользуются текстом. Через 2-3 месяца рассказ следует перечитать. | |
«Нашёл бант» | Воспитывать готовность помогать товарищам. | Потеряла (понимать), ищи, нашёл, спасибо (усвоить). | Перед чтением рассказа провести игру, в процессе которой дети учатся понимать слова ищи, нашёл. | После инсценировки рассказа педагогом дети драматизируют рассказ под его руководством. Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью: «Ляля потеряла бант. Я ищу бант. Бант под столом. Нет банта. Возьми бант. Спасибо». | |
«Ломать нельзя» | Воспитывать бережное отношение к сделанному товарищами. | Сломал, плохо, стыдно (усвоить), построили (понимать). | К моменту чтения рассказа дети должны понимать и выполнять поручения с глаголом построй (дом, забор), знать слово плохо и понимать слово нельзя. | После инсценировки рассказа дети рассматривают картинки. На следующий день снова осуществляется повторное чтение рассказа и разбор по вопросам. Слова сломал и стыдно закрепляются в процессе общения. | |
декабрь-февраль март – май группа 3-го года обучения сентябрь- ноябрь | «Всех угостила» | Воспитывать у детей привычку делиться с товарищами, угощать их, показать как должны себя вести те, кто угощает, и те, кто принимает угощение. | Угости, можно угостить. | Дети должны понимать слова бабушка, ребята, конфета. На занятии по лепке слепить с детьми конфеты и завернуть их в цветные бумажки. | В быту и игре нужно давать детям поручения со словом угости, учить их пользоваться словом угостила, показать, что это не то же самое, что дала, и относится только к пище. |
«Мы строим дом» | Показать привлекательность дружной, совместной работы, игры. | Песок, дружно (понимать). | Используя картинки и игрушки педагог вместе с детьми проговаривает слова стена, крыша, забор, ворота, строить. | Педагог вместе с детьми на прогулке строят из песка дом, забор. Воспитатель часто повторяет ребятам слово дружно, подчеркивает, как это приятно и весело работать дружно, вот и постройка получилась хорошая, потому что работали дружно. | |
«Умный бобик» | Воспитывать бережное отношение к игрушкам, показать детям, что собака может быть и умной, и доброй. | Забыла (в значении оставила), принеси (усвоить), принёс (понимать в данном контексте). | Повторить слово забыла в значении «не вспомнила». | Инсценированное чтение педагогом, беседа с детьми, вопросы. | |
«Новая девочка» | Показать, как нужно встречать детей, впервые пришедших в группу, пробудить чувство доброжелательного отношения к сверстникам. | Новая (в значении «впервые пришедшая, увиденная»), аквариум (понимать). | Вспомнить и уточнить словосочетание «детский сад», уточнить слово новая (сравнить одни и те же предметы - новые и старые). | Инсценировка начала рассказа педагогом, чтение рассказа, беседа по содержанию. После неоднократного чтения можно предложить детям драматизировать. | |
«Спасибо, ребята!» | Воспитывать в детях готовность помогать старшим. | Устала (усвоить), тяжёлая, рассыпались, собирают (понимать в данном контексте). | Инсценирование, чтение рассказа, беседа. | ||
«Нельзя шуметь» | Научить детей тихо вести себя, когда рядом кто-то спит или отдыхает, воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к другому. | Шум, громко, тихо (усвоить), разбудил (понимать), нельзя шуметь, выключил телевизор, на цыпочках, говорить шёпотом (понимать ). | Педагог показывает как говорить тихо, ходить на цыпочках. | ||
«Нельзя бросать друзей» «Добрая внучка» | Закрепить в сознании детей главную заповедь дружбы: нельзя бросать друзей. Воспитывать у детей чувство участия и готовность помочь пожилым людям, в том числе и чужим. | Извини, виновата, больше не буду (закрепить). Очки, скучно (усвоить). | За 2-3 дня до чтения рассказа нужно вспомнить слово оставила в значении «бросила, забыла». Перечитать рассказ «Умный бобик». Дети должны понимать слова разбил, дедушка. | Для закрепления прочитанного в течение нескольких дней следует возвращаться к рассказу: читать его, выполнять упражнения и проводить игры на заданную тему. Можно провести беседу по картинкам рассказа. После прочтения рассказа поговорить с детьми о том, как ещё можно помочь дедушке, бабушке (накрыть на стол, подмести пол, убрать постель и т.д.) | |
«Будет чисто в доме» | Воспитывать привычку и умение убирать в комнате. | Порядок, быстро, чисто, убери (усвоить), протру, выбью (понимать в данном контексте), убери, уберу, убирать (понимать). | Объяснить детям слово беспорядок, используя иллюстрации. | ||
«Кукле холодно» | Приучать детей быть внимательными к другим, закреплять умение одеваться в соответствии с погодой. | Подготовить несколько картинок с изображением детей, одетых не по сезону. | Задание с картинками (дети находят «ошибки» в одежде) следует выполнять шутливо, чтобы дети почувствовали юмор в таком несоответствии. | ||
«Репка» - сказка | Показать, что вместе любое дело спорится, а по одному нет. | Дружно, вместе. | Инсценированное чтение рассказа педагогом, повторный показ на фланелеграфе, драматизация сказки детьми. | ||
декабрь – февраль | «Кормушка» «Чашка» | Довести до сознания детей, что птицы, звери, природа – часть нашей жизни, что их нужно охранять, заботиться. Показать детям, что очень стыдно, нехорошо сваливать свою вину на других. | Голодные, сыты, кормушка (усвоить; показать, что слово кормушка – производное от слова корм), зёрна, крошки (понимать). Правда, неправда, разбил, ругал (понимать), виноват, стыдно (закрепить), спросил, заплакал (обратить внимание на новые формы слов) | Беседа с детьми перед чтением рассказа о птицах. Изготовить макет кормушки, приготовить зёрна. Вечером накануне перечитать рассказы «Нельзя бросать друзей», «Шалун». В поручениях проверить понимание слова спроси, ввести новую форму спросил. | На занятиях по изодеятельности дать задание детям нарисовать кормушку и птиц. Целесообразно написать рассказ на доске и в процессе показа обращать внимание детей на соответствующие предложения из текста. В процессе инсценирования слова ругал, неправда, стыдно дети прочитывают или повторяют сопряжено с рассказчиком. После чтения дети отвечают на вопросы и дают краткие пояснения к каждой картинке. |
«Уборка» | Воспитывать трудовые навыки, закреплять интерес к бытовому труду, привычку помогать старшим. | До чтения рассказа проводятся занятия по труду, на которых дети выполняют поручения: «Сложи игрушки», «Вытри пыль», «Полей цветы» и т.п. | После чтения рассказа проводится беседа с детьми о том как нужно помогать маме, бабушке. | ||
«Колобок» - сказка | Подвести детей к тому, что надо слушать старших, что хвастаться нехорошо. | Хвастался, хитрая, глупый (понимать) | Изготовление масок для драматизации сказки. | ||
март-май | «Мама спит» «Поссорились» «Девочка чумазая» | Научить детей правильно вести себя, когда рядом кто-нибудь спит или отдыхает. Показать, что ссоры мешают игре, что быть ссоре плохо, приучать детей делиться друг с другом игрушками, уступать друг другу. Воспитывать аккуратность, умение следить за чистотой своего тела, своевременно мыть руки и лицо. | На работе, разбудили, легла (понимать в данном контексте) Гараж, поссорились (понимать), не дам (усвоить новую форму слова). Загорать, мочалка, пятки. | Вечером накануне перечитать рассказ «Нельзя шуметь». Рассматривание картинок из книги «Читаю сам» (1 часть) с.94,95. Подготовить необходимые атрибуты для инсценировки стихотворения. (кукла, мочалка, мыло, полотенце, ванна). | Инсценированное чтение, вопросы к детям. |
«Теремок» - сказка | Воспитывать сочувствие, сопереживание к ближним, показать, что вместе жить веселей, что необдуманный поступок одного может разрушить дружбу многих. | Теремок (дом), звери,страшный. | Инсценированный рассказ, вопросы к детям, повторный показ сказки на фланелеграфе. На следующий день драматизация сказки детьми. | ||
группа 4 года обучения сентябрь-ноябрь | «Помогли дедушке» | Воспитывать в детях готовность помогать старшим. | Устал (усвоить). | ||
«Вместе легче». | Подвести детей к мысли, что вместе можно сделать то, что не под силу одному. | Тачка, доски, вдвоём (понимать в данном контексте), забор, тяжело, легко (усвоить). | За день-два до чтения рассказа нужно провести с детьми занятие, на котором детям дать представление о том, что тяжело и что легко. (различные вещи) | После чтения предложить детям по очереди описать все картинки, включив в рассказ слова помогает, помоги. | |
«Перенесла» | Показать, что старшая сестра должна заботиться о младшей. | К моменту чтения дети должны знать слово перенесла. | Инсценированное чтение рассказа педагогом, беседа по вопросам, драматизация рассказа детьми. При выполнении поручений в игре и в быту дети должны уяснить разницу между словами принеси и перенеси. | ||
«Теремок» - сказка | Воспитывать сочувствие, сопереживание к ближним, показать, что вместе жить веселей, что необдуманный поступок одного может разрушить дружбу многих | Теремок (дом), звери, страшный. | Инсценированный рассказ, вопросы к детям, повторный показ сказки на фланелеграфе. На следующий день драматизация сказки детьми. | ||
декабрь – февраль | «Вдвоём не страшно» | Воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи. | Оглянулся, испугалась. | Чтение с элементами инсценировки, беседа. | |
«Сам сказал» | Приучать детей быть аккуратными, не разбрасывать игрушки, воспитывать сознательную готовность признать свою вину, исправить ошибку. | Разбросал (усвоить) | Инсценированное чтение, вопросы по тексту. | ||
«День ремонта» «Что же делать?» | Воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство привязанности, развивать трудовые навыки. Воспитывать дружеские отношения к товарищам, умение делиться игрушками, помогать друг другу. | Ремонтировать, чинить (понимать) Строить, коробка. | На прогулке обратить внимание детей на вывеску «Ремонт», закрепить это слово, расширяя сферу его употребления, показать, что ремонтируют не только игрушки. Инсценированный рассказ. Повторное чтение рассказа педагогом, беседа по содержанию рассказа. | ||
март-май группа 5-го года обучения сентябрь-ноябрь | «Самостоятельная Люся» | Воспитывать в детях самостоятельность. | Молния, помощница (понимать). | После чтения рассказа на следующий день проводится беседа по вопросам, анализируется как дети в группе владеют навыками самообслуживания. | |
«Большая уборка». | Воспитывать трудовые навыки, закреплять интерес к бытовому труду, привычку помогать старшим. | Уборка (понимать) | Подготовить предметы, которыми пользуются при уборке (тряпка, таз, щетка, мыло, фартук), а так же предметы нуждающиеся в мытье (посуда, игрушки). | После чтения организовать коллективную уборку группы. Потом нужно поговорить с детьми на эту тему, порадоваться вместе с ними порядку и чистоте. | |
«Быть плохим или хорошим?» | Воспитывать у детей умение разграничивать плохие и хорошие поступки. | Упрямый (понимать). | Инсценированный рассказ, беседа по вопросам. | ||
«У куклы день рождения» «Хозяин и гость» | Дать детям представление о том, как нужно принимать гостей и вести себя в гостях. Воспитывать в детях доброту, правила гостеприимства. | Гости, день рождения, угостить (закрепить). Гость - знать в словосочетании прийти в гости. | Подготовить подарки кукле.(Дети самостоятельно). Перед чтением познакомить ребят с основными правилами гостеприимства. | Чтение рассказа, инсценировка. Для закрепления материала желательно провести с детьми беседу о том, что можно подарить маме, папе, сестре, бабушке. Нужно помнить, как следует дарить подарки, как принимать и благодарить за них. После чтения рассказа организовать сюжетную игру «Пришёл гость» или «К нам пришли гости». В ходе игры помочь детям придумать различные ситуации, требующие проявления гостеприимства. | |
«Кто потерял?» | Воспитывать в детях честность, чувство долга, сочувствие другим. | Потерял, нашёл (усвоить). | |||
«Маме стыдно» | Учить детей делиться с другими, помнить не только о себе, нельзя быть жадным, формировать чувство ответственности за свои поступки. | Объяснить значение слов попробуй, угости, опустила (голову). | Инсценированный рассказ, беседа по содержанию текста | ||
«Три поросёнка» - сказка | Воспитывать храбрость, смелость, умение помогать в трудную минуту своим друзьям, показать, что хвастаться – плохо. | Солома, хворост, камни, трусливый, храбрый (понимать в данном контексте). | Подготовить атрибуты к драматизации сказки. | Инсценированный рассказ, беседа, драматизация сказки. | |
декабрь – февраль | «Птицам завтрак» | Воспитывать бережное отношение к живой природе – птицам. Заботливо к ним относиться, особенно зимой, когда им холодно и голодно. | Голоден, голодна, сыт (усвоить). | С начала зимы с детьми кормить птиц. Повторить слова собери и насыпь. | Чтение рассказа, беседа по содержанию текста, рассматривание картинки в книге и её описание детьми, затем составление рассказа детьми по картинке. Педагог записывает его на доске, прочтение рассказа детьми. |
«Печенье для всех» | Воспитывать внимательное отношение к близким, готовность делиться с ними. | Инсценированное чтение рассказа педагогом, беседа драматизация детьми. | |||
«Возьми что хочешь» | Воспитывать заботливое отношение к окружающим, чтобы эта забота стала нормой поведения детей. | Чтение рассказа, драматизация детьми, на следующий день беседа по вопросам, уточнить понимание детьми смысла рассказа. | |||
«Кот, петух, лиса» - сказка | Воспитывать чувство ответственности за другого, показать пример дружбы, непослушание это плохо. | Чтение рассказа, драматизация детьми, на следующий день беседа по вопросам, уточнить понимание детьми смысла рассказа. | |||
март – май | «На улице играть опасно» | Знакомить детей с правилами поведения на улице. | Опасно (усвоить). | Дети должны знать слова тротуар, дорога, милиционер (полицейский). | |
«Мамины помощники» | Пробудить у детей желание выполнять посильную работу, воспитывать в них готовность помогать старшим. | Чтение, драматизация детьми, глаголы, обозначающие перечисленные действия, записать на доске. Дети, отвечая на вопрос, используют эту запись. | |||
«Жадный Вова» | Показать, что жадность недостойна человека, что жадный человек смешон. | Тихонько (понимать в контексте). | Перед чтением вспомнить в каких случаях употребляются слова жадный, угостить. | Инсценированный рассказ педагога, беседа по содержанию, драматизация рассказа детьми | |
«Красная шапочка» «Хороший товарищ» | Подвести детей к тому, что в жизни тоже бывают злые и добрые люди, нужно слушаться близких старших и тогда всё будет хорошо. Показать пример настоящей дружбы, осудить ребят, бросивших товарища. | Горшочек. (понимать) Прятки (усвоить). | Инсценированный рассказ педагога, драматизация сказки детьми, вопросы по содержанию. Чтение текста с опорой на иллюстрации. Чтение рассказа детьми хором устно – дактильно или устно по фразам. В ходе чтения педагог ставит вопросы по содержанию. Спустя некоторое время можно предложить детям придумать рассказ о хорошем и плохом товарище. |
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югра для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1,2 вида»
Преспективный план
по знакомлению с художественной литературой
(на основе сборников «Читаю сам» Б.Д. Корсунской)
для дошкольников с нарушенным слухом.
Составила: Огирева Л.В.-воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.
Перспективный план был разработан для воспитателей логопедической группы с целью оказания помощи в планировании и проведении ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.
Перспективный план разработан для воспитателей логопедической группы с целью оказания помощи в планировании и проведении...
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы
Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира. Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР
Лексические темы в подготовительной группе....
Комментарии
Благодврность
Уважаемая Людмила Валентиновна!
Спасибо Вам за перспективное планирование.
Так мало практических наработок по нашей специальности!
С удовольствием воспользуюсь.