Перспективный план занятий познавательного развития детей 4 - 5 лет(ТРИЗ-РТВ)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме

ПЕрспективное планирование на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zanyatiy_4-5let.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий познавательного развития детей 4 - 5 лет

Сентябрь

Занятие № 1. «На чем мы путешествовали  в отпуск».

Программное содержание:

Закрепить знания детей об известных видах транспорта. Расширять представления детей о времени, учить выделять прошлое, настоящее, будущее. Формировать умение определять линию развития объекта (генетический подход).

Приемы обучения:

  1. Воспитатель приносит «чудесный мешочек». Дети вытаскивают по одному предмету (самолет, вертолет, машину, автобус, корабль и т. д.), рассказывают для чего они нужны, находят сходства и различия. Игра «Хорошо - плохо» (транспорт).
  2. Работа по морфологической таблице.

Закрепить название видов транспорта: наземный, воздушный, водный.

  1. Дети строятся в «поезд» и отправляются в кругосветное путешествие.
  1. На Севере. Противоречие: ехать дальше надо, чтобы объехать вокруг света и не надо, т. к. поезд «утонет» в снегу (передвижение в санях, на собаках, оленях).
  2. На юге. Противоречие: Ехать дальше надо и не надо, т. к. в пустыне нет железной дороги, а для машин заправочных станций (путешествие на верблюде).
  3. Игра «Хорошо - плохо» (путешествие на животных).
  1. Физминутка. Игра «Море, воздух, земля». Воспитатель поднимает символ, а дети изображают транспорт (наземный, воздушный, водный).
  2. Игра «Поезд времени» (генетический подход). Системный оператор  «Машина» – обсуждение иллюстрировать картинками.
  3. Продуктивная деятельность: раскрасить силуэты транспорта, чтобы его лучше было видно

Занятие № 2 «Деревья, кустарники, трава»

Цель: Продолжать формировать представление детей о растениях: деревьях, кустарниках, траве

           Учить находить общее и различия в строении: ствол, стебель, листья.

Закрепить знание детей о свойствах растений и произвести оценку этих свойств для   человека и других объектов природного мира.

Познакомить с понятием ЯРУСЫ растений.

Организация

Содержание

Дети сидят на ковре полукругом. Беседа.

Что может растение? (Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, вкусно пахнуть, а может невкусно, может колоться, пилиться, можно косить (траву), может дать людям чистый воздух, может радовать нас, украшать нашу жизнь.

Нужны ли растения в нашей жизни? (Растения нужны для красоты, дают семена, плоды, хлеб, крупы. В жаркий день отдыхаем в тени деревьев и кустарников. Они выделяют кислород и др.) А могут ли живые объекты обойтись без растений? (Животные, птицы, насекомые, пауки, грибы и др.) Некоторые насекомые живут в тени под растениями они без растений погибнут, животные и птицы, насекомые останутся без жилья, не смогут спрятаться друг от друга, останутся без пищи, грибы высохнут и др.)

Игра “Каждое растение имеет свою высоту”

На столе лежат карточки с деревьями, кустарниками, травой и модель леса с обозначением ярусов.

Рассматривание карточек.

 Что нарисовано? Чем отличаются эти растения? (У дерева от корня отходит один толстый ствол, у кустарников много тонких стволиков) Есть ли ещё карточки с кустарниками, с деревьями? Трава чем отличается от кустарников и деревьев? (У трав, у травянистых растений стебли они мягкие и сочные) (У деревьев стволы они твёрдые, древесные)

 Разложите их по высоте. Обратите внимание детей на то, что лес, как многоэтажный дом.

Игра на закрепление пройденного материала. ,,Все в мире       перепуталось’’.

 На столе модель мира и карточки. Рукотворный мир: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, головной убор. Природный мир: домашние и дикие животные, овощи, фрукты и др. Дети раскладывают картинки по секторам

 Раз, два, три – у кого картинки с изображением игрушек (посуды, мебели, одежды, обуви, головного убора), ко мне беги. Эти объекты к какому миру относятся? Почему?

 Раз, два, три – у кого картинки с изображением диких (домашних) животных, овощей, фруктов, цветов и др., ко мне беги. К какому миру относятся эти объекты? Почему?

Итог занятия:

Что делали? Для чего делали?

Игровые задания «Дары осени».

1. Цель:

Закрепить знания детей о местах произрастания овощей и фруктов.

Материал:

Круг - фланелеграф, разделенный на 4 сектора, модели карточек, изображающие места произрастания (в земле, на земле, на дереве, на кустах), набор карточек по одной.

 

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки детям и предлагает расположить их по порядку на круге «Кто, где растет?». Предварительно нужно рассмотреть модели на круге, спросить, что они обозначают.

Результат:

Дети научились находить соседей (пару) овощей и фруктов по признаку места.

2. Цель: закрепить знания детей о способах употребления в пищу овощей и фруктов (в сыром или вареном виде).

Материал: круг-фланелеграф, разделенный на 2 сектора, модели-картинки: кастрюля, тарелка, карточки по оной на ребенка.

                                                         

 

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Варить, не варить». Предварительно обратив внимание на модели, что они означают.

2 вариант:

                                                                               

                                                                                     

         

Круг, разделен на 4 сектора, добавить модели варенья и консервированных овощей.

3. Цель:

Закрепить умение детей группировать овощи и фрукты по определенному признаку – качество поверхности.

Материал:

Круг - фланелеграф, разделенный на 3 сектора, модели-карточки изображающие поверхность овощей и фруктов – кожуру: шершавый, пупырчатый и гладкий.

Ход игры:

Воспитатель выставляет круг-фланелеграф, рассматривает модели, поясняя изображение каждого качества кожуры. Предлагает детям расставить картинки по трем секторам: гладкий, шершавый и пупырчатый.

2 вариант: аналогично проводятся развивающие игры по частям и по количеству.

Материал:

Круг - фланелеграф, меняются модели-карточки.

по частям: 

                       

Карточки раскладываются по секторам: много косточек, одна косточка.

по количеству:

Карточки раскладываются по секторам: один плод или гроздь.

4. Цель:

Учить детей классифицировать предметы одновременно по трем признакам: вкусу, форме и цвету.

Материал:

Круг – фланелеграф.

Загадки: круглый, красный, сладкий; желтый, круглый, кислый; коричневый, горький, круглый; треугольный, зеленый, сладкий и т. д.

Ход игры:

Дети сидят за столом. У каждого ребенка набор карточек. Воспитатель показывает модели детям и предлагает найти картинку, похожую на модель.

5. Цель:

закрепить умение детей группировать овощи и фрукты по определеным признакам: форме, цвету, кожуре, месту произрастания, по вкусу, по признаку сочности.

Материал:

набор карточек, по одному на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель в начале игры предлагает детям выбрать по одной карточке и держать ее перед собой. «Все вы превратились в овощи и фрукты» – говорит воспитатель.

1,2,3… ко мне беги у кого: желтоватый, красноватый, зеленоватый, бордовый, пупырчатый, гладкий, шершавый, имеет вершок, имеет хвостик, горький на вкус, сладкий на вкус, много сока, мало сока, растет на земле, в земле, на дереве, на кустах, в траве.

Результат:

дети практически не имею затруднений при выполнении здания.

6. Цель:

учить детей находить сходство и различия.

Материал:

набор карточек, по одному на каждого ребенка; у воспитателя «волшебная корзина» картинка.

Ход игры:

Воспитатель выставляет картинку «волшебная корзина» и говорит: "В корзине будут жить овощи и фрукты, которые чем-то (по цвету, форме, вкусу, месту произрастания) будут похожи друг на друга. Я начинаю игру. У меня яблоко и оно оказалось в корзине, ко мне в корзину попадут те овощи и фрукты, которые похожи на яблоко. Начинаем. Слова запоминайте.

  1. Кто в корзине живет?
  2. Я яблоко.
  3. А ты?
  4. Я апельсин.
  5. Чем ты похож на меня?
  6. Я круглый, я фрукт.

7. «Кто из домика ушел».

Цель:

Формировать у детей умение самостоятельно определять признак, по которому классифицируются предметы.

Материал:

Игровое полотно и набор карточек на каждого ребенка (5 наборов).

Ход игры:

Выставляется на доске игровое полотно. Воспитатель спрашивает у детей, кто живет в этом домике? Дети определяют, какой овощ или фрукт находится в пустом окошке, исходя из заданной классификации.

2 вариант: аналогично проводится на раздаточном материале.

по цвету:

?

по размеру:

?

Октябрь.

Занятие № 1. «Экскурсия по детскому саду».

Программное содержание:

Формировать системное видение мира. Учить ребенка осваивать последовательность действий. Раскрывать детям причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира. Закрепить компонентный подход к уже знакомым окружающим предметам.

Приемы обучения:

  1. Экскурсия по детскому саду. Какие помещения  в нем есть? Кто в них работает? Какие инструменты в работе? Для чего?
  2. Разминка «Пальчики здороваются».
  3. В гости приходит Незнайка, не может понять куда попал.

Игра «Что в круге» по теме: дети, группа, детский сад.

  1. Физминутка.
  2. Игра «Кто кем работает» (символическая аналогия, компонентный подход).
  3. Сюжетно-ролевые игры с распределением ролей по желанию детей.

Занятие № 2 «Путешествие по сказкам (ребенок и чужие люди)» (ОБЖ).

Программное содержание:

Дать понять, что приятная внешность незнакомого человека не всегда соответствует его намерениям. воспитывать у детей осторожность. Продолжать учить пользоваться схемами, моделями и самостоятельно составлять их, обозначая предметы и явления окружающего мира. Продолжать учить использовать ближайшие ресурсы объектов. Развивать фантазию, воображение.

Приемы обучения:

  1. Дети отправляются в путешествие по сказкам. Отгадывают загадки, отгадки помещают в морфологической таблице.
  2. Игра «Телефон - автомат» - дети задают друг другу вопросы по содержанию сказок.
  3. Кольцо Луллия. Совместить телефоны 01, 02, 03 с соответствующими символами.
  4. Дети сами придумывают правила безопасности и изображают их схематично (символическая аналогия).
  5. Физминутка. Игра «Свой, знакомый, чужой».
  6. Рассказ и показ на фланелеграфе сказки (ближайшие ресурсы).

Занятие № 3«Моя семья».

Программное содержание: Знакомить детей с родословной его семьи, знать своих родственников, близких. Познакомить с приемом «дробление – объединение». Обыграть знакомые приемы фантазирования в своей семье.

Приемы обучения: Пальчиковая гимнастика «Семья».ребенок

дедушка

бабушка

папа

дедушка

бабушка

мама

  1.  Дети выкладывают из фотографий своей семьи «семейное дерево».Прием «дробление - объединение». Обсуждение с детьми ситуации, когда утром семья как бы разъединилась (все разошлись на работу, в сад, в школу,…), а вечером соединилась (все собрались дома).
  2. Физминутка. «Разбежались - собрались» (закрепление приема «дробление - объединение»).
  3. Дети выкладывают фотографии в ряд от самого маленького к самому старшему по возрасту (генетический подход).
  4. СО «Семья».
  5. Продуктивная деятельность: наклеить на большой лист ватмана фотографии. Получится семейный портрет группы.

Занятие № 4 “Универсальная машина”

Цель: Учить детей решать изобретательскую задачу (полуактивный  этап).

                 Создавать условия для развития ассоциаций.

Материал: Дощечки (для площадки), ткань (для паруса), пластилин (колёса, крылья, бортики).

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом на стульчиках

Ребята, что я нарисовала? (овал, огурец, картошка, шарик и т.д.)

Но это ни … это…

Мозговой штурм

Решение изобретательской задачи

Это зеркало, а в зеркале кто отражается?

Нашла бабочка зеркальце. И так ей понравилось любоваться собой, что она решила никогда с ним не расставаться

Но как, зеркальце, перенести себе домой? – ответы детей.

Надо его на что-то положить – ответы детей

Положила она его на площадку, но зеркальце стало скользить и падать.

Как можно помочь бабочке, это надо сделать чтобы груз не падал? (бортики)

Ну вот груз не падает, но у бабочки не хватает сил, чтобы сдвинуть его с места.

Как ей теперь помочь? – ответы детей

Игра: “Я дарю тебе свою часть”

Ехала мимо машина, увидела как мучается бабочка и помогла ей. Как? (подарила ей свои запасные колёса).

Скатилась тележка с зеркальцем с горки и очутилась перед большой, глубокой лужей.

Как бабочке переправится через лужу?

Проплывала мимо лодочка и помогла бабочке как? (подарила бабочке паруса)

Подул ветер, раздул паруса и поплыла наша бабочка. Переплыла лужу и смотрит, а перед ней обрыв, как ей перелететь обрыв?

Что ей надо для этого? (крылья)

Кто ей подарит крылья? (самолёт)

Перелетела бабочка через обрыв и благополучно добралась домой.

Вопросы к детям

что она может делать? (ездить, плыть, летать) Зачем ей уметь всё это делать? Что мы делали? Как мы решали задачу? Зачем мы это делали?

Увидели подружки бабочки такую интересную машину и загрустили …

Как вы думаете почему?

А мы можем им помочь?

Продуктивная деятельность конструирование универсальной машины

Делаем для бабочек универсальную машину.

Индивидуальные беседы по фантастическим идеям.

В конце работы придумать название машины

Ноябрь.

Занятие № 1 «Главное чудо света».

Программное содержание:

Использовать генетический подход, показать становление системы, последовательность и особенность ее поэтапного развития.

Приемы обучения:

  1. Рассмотреть кукол (мальчика и девочку). Чем они отличаются от живых людей.
  2. С помощью картинок (лучше фотографий) воспитатель и дети выстраивают последовательность роста ребенка (генетический подход).
  3. А кого еще бывает такая долгая линия жизни? Дети проводят аналогии.
  4. Физминутка «Кто кем будет». Воспитатель показывает картинки с детенышами животных, а дети называют и изображают, кем он вырастет (эмпатия).
  5. Беседы об именах. Как зовут сейчас? Как будут звать потом? Как зовут родителей сейчас? Как звали в детстве?
  6. Продуктивная деятельность: наклеивание картинок на длинный лист ватмана «Поезд времени».

Занятие № 2 «Профессии».

Программное содержание:

Воспитывать уважение к труду взрослых. Закрепить знание функциональных возможностей знакомых инструментов. Отрыть для ребенка связи знакомых действий с профессиональными обязанностями. Учить давать неоднозначные ответы на один и тот же вопрос, аргументировать ответ.

Приемы обучения:

  1. Стихотворение Ю. Мориц «Кто там». После каждого четверостишия задаются вопросы на знание функциональных возможностей знакомых инструментов.
  2. Физминутка «Что мы делаем покажем». Пантомимой изобразить представителей различных профессий (эмпатия).
  3. Беседы о том, кем работают родители.
  4. Дети дорисовывают геометрические фигуры так, чтобы было видно, кто еще, что может в доме делать.
  5. Из рисунков сделать книжку.

Занятие № 3 «Одежда»        

Цель:  Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (одежда).

            Формировать умение выявлять функции рукотворного объекта.

            Учить определять линии развития рукотворного объекта.

             Продолжать сравнивать системы.

Организация

Содержание

Дети сидят на стульчиках полукругом. Игра “Да – нет” на загаданное слово.

 Какое слово я загадала? (Кофта)

Что с кофтой можно делать? (Можно купить, испачкать, стирать, чистить, положить, повесить на вешалку, порвать, растянуть, распустить, одевать, укрыться от солнца и ветра, холода и т.д.”

Работа по карточкам на которых изображены разные виды одежды.

Дети стоят вокруг стола.

Найдите на карточках ту одежду, которую одевали под платьем, рубашкой. Как называется такая одежда? (Нижним бельём)

Бывает верхняя одежда. Назовите и принесите на стол карточки с верхней одеждой.

Какую одежду будем называть зимней? Летней? Итак, одежда бывает зимней, летней, демисезонной (одежда для весны и осени), верхняя одежда и нижнее бельё. Что мы надеваем на ноги? Как одним словом назовём? Для чего нужна обувь? (Беречь ноги от погодных условий) Что носим, надеваем на голову? Как назвать одним словом? Для чего нужны головные уборы?

Физкультминутка

Варежки разбросаны на полу на большом расстоянии друг от друга.

Найдите варежке пару по узору и цвету? Кто быстрее найдёт?

Одной подгруппе детей раздаются карточки с головными уборами, другой – обувь, третьей – зимняя одежда. Игра ,,Теремок’’.

 Воспитатель: Я – рубашка. А вы что? (Головные уборы) Пущу вас в теремок, если скажете чем Вы похожи на меня. Меня надевают на туловище, а вас? (На голову) Я защищаю людей от солнца и от ветра, а Вы?

Я – рубашка. А вы что? (Обувь) Пущу вас в теремок, если скажите, чем вы отличаетесь от меня? (Нас надевают на ноги от холода, жары, дождя, грязи, защищаем от колких предметов)

С зимней одеждой так же.

Итог занятия:

Что делали? Для чего делали?

Игра «Модельеры»

Цель: закреплять обобщающее слова «одежда». Учить правильно называть одежду, ее детали, назначение. Учить самостоятельно придумывать новую одежду (фасон), используя морфтаблицы. Ввести в словарь детей новые слова: реглан, накладной, потайной карман, набивная ткань,  однотонная юбка, лиф.

Ход игры: Составляем и заполняем морфологическую таблицу:

         вид тка ни            

дета-

ли одежды

однотонная

в клеточку

в горошек

в полоску

набивная

Рукав

Карман

Прямой накладной

Треугольный накладной

Потайной скрытый

Без кармана

Воротник

Лиф

Укороченный

До талии

Удлиненный

Цельнокройный

Юбка

короткий

длина

В складину

прямая

С оборками

Конструируем новое платье. Например:

- ткань – в полоску;

- рукав – спортивный;

- воротник – треугольный;

- карман – без карманов;

 - лиф – до талии;

- юбка – широкая.

Занятие № 4 «Я лежу и болею» (откуда берутся болезни).

Программное содержание:

Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые могут привести к болезни. Продолжать учить видеть и решать противоречия. Закрепить умение находить ближайшие ресурсы. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Приемы обучения:

  1. В гости к детям приходит Стобед, чихает, кашляет, говорит, что в него забрался микроб (игрушка). Стихотворение «Микроб»:

Микроб – ужасно вредное животное, коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в животике, залезет и спокойно там живет.

Залезет шалопай и где захочется, гуляет по больному и щекочется.

 Он горд, что столько от него хлопот и насморк, и чихание, и пот,

И если у тебя горячий лоб, наверняка в тебе сидит микроб.

  1. ММШ. Ребята! А как микроб смог попасть внутрь Стобеда?
  2. Решение противоречий:
  1. Гулять нужно, т. к. необходимо дышать свежим воздухом и не нужно, т. к. можно простудиться.
  2. Фрукты и овощи есть нужно, т. к. в них витамины и не нужно, т. к. можно заболеть от грязи на них.
  1. Физминутка. «Для здоровья, для порядка дружно сделаем зарядку…».
  2. ММШ. Как прогнать микроба? Что сделать, чтобы он больше не попадал внутрь?
  3. Дети лечат Стобеда, микроб улетает.
  4. Продуктивная деятельность: нарисовать символически то, что защищает нас от микробов.

Декабрь.

Занятие № 1 «Животные».

Программное содержание:

Учить устанавливать связи состояния конкретных живых организмов с условием их существования, с удовлетворением потребностей. Учить детей использовать прием сравнения при самостоятельном решении задач, уметь сочетать знания, полученные при наблюдении.

Приемы обучения:

  1. Загадка.

В каменной пещере жил и с одеждой не дружил,

Шкуры одевал зверей, кто он, угадай скорей!

(Древний человек) Чем он занимался? На кого охотился?

  1. Кольца Луллия. Игра «Кто в круге?» (травоядные, хищники, всеядные).
  2. Игра «Хорошо – плохо» (дикие животные).
  3. Загадки о диких животных.
  4. Противоречие: древний человек мог есть каждый день, т. к. ему хотелось и не мог есть ежедневно, т. к. не было запасов продуктов (приручить животных).
  5. Дидактическая игра «Люди и животные». Схемы: что человек дает животному, и что животное дает человеку.
  6. Воспитатель показывает картинки домашних животных. Дети угадывают, на какое дикое животное они похожи и чем отличаются? Чем отличаются все домашние животные от диких?
  7. Выложить картинки: превратить геометрические фигуры в животных или их домики.

Занятие № 2 «Птицы: домашние и дикие»

Цель:        Продолжать формировать представление детей о птицах.

           Учить находить общее и различное у разных видов птиц.

           Закрепить знание детей о свойствах птиц и пользе-вреде для человека и окружающего мира.

Организация

Содержание

Дети сидят на ковре полукругом.

Игра “Что бывает у птиц”.

Игра “Кто больше назовет действий птиц”.

Игра “Хорошо – плохо”

А) Перечислить общие признаки птиц: клюв (бывает у некоторых животных. Например: (утконос) крылья (у насекомых тоже есть), хвосты (есть и у животных), яйца (крокодилы и змеи тоже несут яйца), перья (бывают только у птиц)

Б) Птицы живые? Как вы это докажите? Они растут, питаются, летают, двигаются, болеют, высиживают птенцов. К какому миру относятся птицы? (Природному)

В) Что могут птицы? Летать, петь, нести яйца, ходить, прыгать, плавать, нырять, болеть, вылупляться, могут нас радовать, приносить пользу, погибнуть и др.

Г) Какую пользу приносят птицы? (Едят насекомых-вредителей, этим спасают растения. Некоторые птицы (сова и др.) уничтожают грызунов, некоторые подбирают больных птиц и падаль (ворона, стервятник и др.). Мы любуемся красотой некоторых птиц, наслаждаемся их пением и т.д.

Птицы могут приносить и вред на полях и в огородах: склевать урожай (воробьи – семена подсолнуха, гороха, дрозды едят викторию, голуби едят собранный урожай зерновых и т.д.)

Д) Как можно назвать птиц, которые живут в лесу? (Лесные, дикие)

А где ещё могут жить птицы? (Во дворе, на птицеферме, в курятнике, в сарае) Кто их кормит? Как называются такие птицы?

На столе карточки с домашними и дикими птицами.

2. Подвижная игра с бубном. Летают птицы под стук бубна. По команде: “Полетели в свои гнёзда” домашние летят в условное место “дом”, а дикие в лес.

На столе  лежат изображения птенца, яйца, вылупляющегося птенца, птицы. Игра “Паровозик времени”.

4. Выбирайте понравившуюся картинку и встаньте так, чтобы мы видели, что было сначала, что потом. Построим “Паровозик времени”

                                                                                            

Продолжение “Необычная птица…”

Цель:        Закрепить знания детей о свойствах птиц и части тела, приспособленности к жизни.

                       Создавать условия для развития вариативности при фантазировании.

Организация

Содержание

Дети за столом сидят. Игра “На что похоже?”.

1. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадки нарисую, а вы отгадайте.

На столе скорлупка от “Киндер-сюрприза” – туловище.

2. Волшебник Объединяйка очень любит птиц, особенно фантастических, необычных. Давайте слепим такую птицу. Какие части есть у птицы? (Туловище, голова, крылья и т.д.)

Обсуждение и лепка воспитателя.

Ой, кто-то стучится. Кто это? (Лебедь) Чем лебедь отличается от других птиц? Какой частью тела? (Длинной шеей) Отгадали молодцы. Он Вам дарит пластилин, чтобы вы слепили такую же красивую длинную шею. (Раскатаю цилиндр, присоединяю к туловищу спереди и примазываю)

На тарелочке пластилин для головы.

Кто там? Кто к нам пришёл? (Курица) Какую форму имеет голова у курицы? (Круглую) Скатаем шарик, поместим на шею и примажем.

Обсуждение и лепка.

Что вам может принести журавль? Почему? (Клюв) Раскатаю длинный острый клюв и присоединю куда? (К голове спереди)

Дети показывают действия птицы (двигательная пауза).

Индюк принёс хвост? Он у него какой? Красивый, пышный, широкий? Для чего индюку такой хвост? (Он пугает недругов своим хвостом, а ещё красотой хвоста привлекает к себе подругу. (Скатаю шар, расплющиваю его, пальчиками защипываю – получился хвост, присоединяю к туловищу сзади примазываю.

Обсуждение и лепка.

Кто стучится? (Гусь) Что он мог принести? Лапки

Чем у него отличаются лапки от лапок других птиц? (между пальчиками есть перепонки, перепончатые лапки)

Для чего такие лапки?

(Раскатаю два одинаковых цилиндра и расплющиваю – они у него с перепонками и присоединяю к туловищу снизу)

Имитация движений.

Обсуждение и лепка.

 Узнали эту птицу? (Орёл) У него очень сильные … Что? Моя птица сейчас летать пока не будет, поэтому крылья сложила, я их присоединю по бокам. А вы можете слепить птицу в полёте? Два одинаковых шарика расплющиваю. Как назовём эту птицу?

Самостоятельная деятельность детей.

3. Вот такая необычная птица у меня получилась. Но ей одной очень скучно у волшебника. Что будем делать? (Побудить желание слепить такую же необычную птицу самостоятельно)

Итог занятия:

Из частей каких птиц ты составил свою? Что умеет делать твоя птица? А как ты её назовёшь?

Вспомогательные слова:

Раскатывание, скатывание (шар)

Расплющивание, защипывание (прищипывание),

Оттягивание.

Занятие № 3 «Лед – хороший, плохой».

Программное содержание:

Продолжать формировать чувствительность к противоречиям, давать варианты предполагаемых решений, производить анализ и выбирать лучшие, оригинальные решения. Упражнять детей в использовании различных анализаторов при обследовании объектов (сосульки).

Приемы обучения:

  1. Загадка о льдинке.
  2. Показ льдинки – обследование различными анализаторами. Вопросы: На что похожа? Из чего сделана? (аналогия)
  3. Игра «Хорошо - плохо». С помощью «Волшебного паучка» дети символически зарисовывают положительные и отрицательные стороны льда.
  4. Правила катания с горки – выстроить последовательность.
  5. Решение противоречия: лед должен быть, т. к. он хороший, полезный (решили с помощью «волшебного паучка») и не должен быть, т. к. скользко.
  6. Игра «Что мы делаем, покажем» - пантомимой изобразить хоккеистов, фигуристов и т. д. (аналогия).

Занятие № 4 «Новый год! Новый год!».

Программное содержание:

Знакомить детей с истинными и ложными высказываниями. Продолжать выделять свойства предметов. Учить видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Создавать радостное, праздничное настроение.

Закреплять правила безопасности во время праздников.

Приемы обучения:

  1. Приходит письмо от Деда Мороза и Снегурочки. В нем написано, что их заколдовала Кикимора Болотная, и расколдовать их могут только ребята, если выполнят все задания Кикиморы.
  1. Игра «Хорошо - плохо» (Новый год).
  2. Новогодние стихи.
  3. Игра «Найди такую же варежку».
  4. Игра «Правда - неправда» (Рассказ про Новый год. Если в рассказе правда – дети кивают головой, если неправда – поднимают руки вверх и машут ими).
  5. Новогодние загадки «Что растет на елке?».
  6. Игра «Да – нет» - найти ключик (геометрическую фигуру) от дверцы, где спрятаны Дед Мороз и Снегурочка.

2. Правила безопасности   во время новогодних праздников.

Январь.

Занятие № 1- 2 «Сказочное веселье Рождества» (см. предания о Христе)

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с историей нашей страны, ее праздниками, традициями. Систематизировать знания детей о празднике Рождества. Учить понимать юмор, заучивать стихи с помощью символов, создать праздничное настроение.

Приемы обучения:

  1. Показ на фланелеграфе сказки о том, как родился Христос.
  2. Игра «Путешествие в прошлое Рождества».
  3. Разучивание колядки с помощью символов.
  4. Игра – забава «Колядки».
  5. Продуктивная деятельность: изготовление подарков для близких.

Занятие № 3 Мебель

 Цель: Продолжать классифицировать, обобщать в одну группу объекты по какому-либо признаку.                    

          Формировать умение выявлять свойства и функции рукотворного объекта.

          Продолжать учить сравнивать признаки рукотворных систем.

Организация

Содержание

Игра “Кто внимательный”. Воспитатель называет предметы одного рода, если она ошибается, дети хлопают в ладоши

Морковь, лук, капуста, платье.

Яблоко, груша, капуста, платье.

Чайная пара, кастрюля, кофта, тарелка.

Дерево, цветок, стул, трава.

Объясните что лишнее и почему.

Игра “Кто назовет больше”. За каждое названное слово дети получают фишки.

Игра “Хорошо – плохо”

Какие стулья бывают?

(Для взрослых – больше, детям – детские, маленькие, тяжёлые, лёгкие, новые – старые, мягкие – жёсткие, покрашенные – неокрашенные, со спинкой – без спинки (табуретка), шершавые, гладкие, холодные – тёплые, плетёные и т.д.)

Для чего нужен стул? (Удерживать нас в сидящем положении)

Посидеть, это хорошо… (Надоест, время потратишь, ноги станут слабыми  т.д.) Что ещё можно сделать? Купить. Купить новый хорошо… Почему? Игра продолжается и со следующими словами, которых дети могут назвать (Ломаться, пылиться, пачкаться, мыть, вытирать, красить и т.д.)

Экскурсия по группе. Попросить детей вспомнить мебель у себя в квартире. Сравнить с мебелью в группе.

Для чего нужна мебель в квартире?

Мебель создаёт удобства для людей. Можно поспать, полежать, посидеть, сохранять одежду, защищать от пыли, хранить чистую посуду и т.д.

Какая мебель бывает?

В зале: уголок для отдыха (кресла, диван) стенка – несколько шкафчиков одного цвета и высоты.

В спальне: спальный гарнитур, кровати, тумбочки, шифоньер.

В кухне: кухонный гарнитур стол, табуретки, шкаф для посуды, сушилка для посуды.

В прихожей мебель для одежды и обуви, головных уборов.

Игра “Мои друзья”.

Карточки лежат на столе, дети должны сгруппировать их по объявленному признаку.

Мои друзья – это то, на чём можно сидеть в квартире (дети приносят карточки с диваном, стулом, ковром, мячом, креслом)

Всякая мебель – мои друзья.

Кухонная мебель – мои друзья.

Итог занятия:

Что делали? Для чего делали?

Занятие № 4 «Птицы зимой».

Программное содержание:

Закрепить представление детей о зимующих и перелетных птицах. Закрепить умение детей пользоваться кольцом Луллия. Находить интересные сочетания, анализировать их, выявляя с помощью воспитателя возникшие противоречия.

Приемы обучения:

  1. В гости к детям приходит Незнайка. Удивляется, почему на улицах города не слышно птиц.
  2. Игра «Хорошо - плохо» (зимующие птицы). Кольца Луллия.
  3. Загадки о зимующих птицах. Игра «Узнай на слух» - запись голосов зимующих птиц.
  4. Физминутка. Дети превращаются в зимующих птиц (эмпатийные действия).
  5. Схема структурного подхода (птицы: зимующие и перелетные).
  6. Решить противоречие.
  7. Продуктивная деятельность: изготовление кормушки.

Февраль.

Занятие № 1 «Вредная и полезная пища».

Программное содержание:

Дать понятие о вредной и полезной пище. Закрепить структурный подход. Продолжать знакомить с приемом «Наоборот». Тренировать вкусовые анализаторы. Воспитывать здоровый образ жизни.

Приемы обучения:

  1. Разминка «Мы капусту рубим…».
  2. В гости приходить Стобед. Жалуется, что есть все только самое вкусненькое, а все болеет и болеет (прием «наоборот»).
  3. Стобед просит научить его отличать полезную пищу от вредной. Выкладывание схемы структурного подхода.
  4. Игра «Угадай на вкус» - вкусовые анализаторы (Стобед угощает детей овощами и фруктами).
  5. Игра «Поваренок» - варим суп или компот (эмпатия, классификация, релаксация).
  6. Стобед благодарит детей и уходит.

Занятие № 2 «Проделки волшебницы – Зимы».

Программное содержание:

Закрепить знания о свойствах предметов (твердых, жидких, газообразных). Расширять представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и наоборот. Изучить опытным путем свойства снега и льда. Развивать воображение, используя метод моделирования маленькими человечками.

Приемы обучения:

  1. В гости к детям приходит зима. Стихотворение.
  2. Зима приносит льдинки и снежинки. Какие они бывают? Раздает детям льдинки и снег. Проводятся «волшебные» опыты.
  3. Физминутка. Дети превращаются в маленьких человечков (жидких, твердых, газообразных). ММЧ
  4. Танец «Зимушка хрустальная».
  5. ММШ. Стихотворение «Сосулька» («Дошкольный возраст» №8, 1990 г., с. 112). Чтобы случилось, если бы не было зимы? Стихотворение «Я и снег» («Дошкольный возраст» №8, 1990 г., с. 113). Что бы случилось, если бы летом выпал снег?
  6. Зима угощает детей конфетами («льдинками»).

Занятие № 3 «Защитники Отечества».

Программное содержание:

Дать знания о защитниках Отечества. Воспитывать  патриотизм, любовь к Родине.

Приемы обучения:

  1. Поздравить всех с праздником: Днем защитника Отечества.
  2. Рассказ о том, кто такие защитники и что они делают.
  3. Показ иллюстраций.
  4. Рассказать стихи, спеть песни.
  5. Соревнования спортивного характера.
  6. Экскурсия к памятнику с цветами.

Занятие № 4 «Посуда».

 

Цель:  Формировать умение выявлять функции рукотворного объекта.

           Дать представление детям о линии развития объекта (рукотворного).

            Познакомить детей с разными по назначению видами посуды: чайная, столовая и кухонная.

           Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и   отрицательные стороны.

           Продолжать учить сравнивать объекты между собой.

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом перед фланелеграфом. На нем карточки с изображением.        

Игра “Хорошо—плохо”

   

Назови лишний объект и объясни, почему. Земляника, чашка, комнатное растение, капуста.

Иметь такую чашку хорошо. Почему? (Она удерживает напитки, мы можем пить, она красивая, можем любоваться ...

Иметь чашку плохо? Почему? (Она может упасть, разбиться)

Разбилась чашка, хорошо или плохо? Плохо. Почему? (Тебя могут ругать, можно порезаться, осколки нужно убрать и т.д.)

Разбилась чашка. Хорошо. Почему? Из нее можно что-то сделать.

Игра ,,Что умеет делать чашка,,

 (Удержать напитки,  быть грязной, разбиваться, радовать и т.д).

Дети подходят к столу, где стоят чашки глиняный горшок, стакан, деревянная миска. Ощупывают, сравнивают свойства, обсуждают. Игра ,,Чем был—чем стал’’.      

Была глиной – стал горшком Была глиной – стала чашкой. Стекло и песок – стакан. Дерево – миска. Как можно сказать по-другому? Горшок из глины – глиняный горшок, стакан из стекла – стеклянный стакан, миска из дерева – деревянная миска.

Ролевая игра.

На столе карточки. Дети по просьбе воспитателя их раскладывают на столе.

Я буду мамой – Вы мои дети. Дети, помогите маме. Принесите посуду в чём можно варить суп, жарить котлету, кипятить чай. Как назовём такую посуду? (Кухонная) Выберите и принесите посуду, из которой можно есть суп, второе блюдо. Как назовём такую посуду? (Столовая) А теперь попьём чай. Какую посуду расставим на стол? Как назовём такую посуду? (Чайная)

Физкультминутка

Глина – подгруппа детей один ребёнок – вода, второй – масло (Методика маленьких человечков).

Я гончар. Беру глину, добавляю воды, масла и помну хорошо, замешу глину, чтобы она была мягкая, сделаю миску. Поставлю на станок и миска кружится (дет кружатся взявшись за руки). Поправляю края – поднимите руки, теперь покрашу – погладьте себя. Нарисую узор вот такой (пальчиковая игра - цветок). Красивая получилась миска.

На столе карточки, дети выбирают и подбегают к воспитателю.     Игра ,,Мои друзья’’.                

А) Кухонная посуда (столовая, чайная) мои друзья бегите ко мне.

Б) Стеклянная посуда – мои друзья.

Итог занятия:

Что делали? Как делали? Для чего делали?

Март.

Занятие № 1 «Мамочка милая, мамочка моя».

Программное содержание:

Учить оперировать экранами морфологической таблицы при создании реальных и фантастических форм.

Приемы обучения:

  1. Рассказать стихи, исполнить песню о маме.
  2. Игры:
  1. Сервировка стола.
  2. Свари суп и др.
  1. Игры для мам: найди свою дочку с закрытыми глазами по голосу.
  2. Хороводы, пляски.
  3. Мозговой штурм.
  4. Продуктивная деятельность: подарок для мамы.

Занятие № 2 «Как поссорились Деревяшкин с Железякиным».

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами железа и дерева. Продолжать учить на основе экспериментирования делать выводы по его результатам. Учить анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя, формулировать противоречия и решать их. Учить детей находить и объяснять наличие положительных и отрицательных признаков в объектах (игра «Хорошо - плохо»). Закрепить умение находить и использовать ресурсы группы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, дать понять, что каждый важен и хорош по-своему.

Приемы обучения:

  1. Дети собираются идти в театр, чтобы туда пройти, нужно войти в ворота дружбы. Игра «Наоборот».
  2. Дети по билетам (геометрические фигуры) рассаживаются на ступеньки.
  3. Начинается сказка. По ходу сказки:
  1. Обследуем Железякина, результаты заносим на МД.
  2. Обследуем Деревяшкина, результаты заносим на МД.
  3. Чем Деревяшкин и Железякин похожи? Игра «Хорошо – плохо».
  4. Чем они отличаются?
  5. Опыты с водой и огнем. Выводы.
  6. Решение противоречия: Деревяшкин должен погреться на огне и не сгореть, а Железякин должен научиться плавать и не заржаветь.
  7. Опыты с магнитом. Дети ищут в группе предметы, сделанные из железа или из дерева.
  8. Дети мирят Железякина и Деревяшкина. «Мирилка».
  1. Звучит музыка «Дружба крепкая». Дети танцуют.

Занятие № 3 «В мире опасных предметов».

Программное содержание:

Продолжать учить детей видеть противоречия с нацеливанием воспитателя и решать их. Закреплять владение детьми символической аналогией.

Приемы обучения:

  1. В группу приходит письмо с загадками.
  2. Игра «Хорошо – плохо» с каждой отгадкой.
  3. Противоречие: электроприборы и инструменты должны быть, т. к. очень полезны и облегчают труд человека и не должны быть, т. к. могут привести к беде.
  4. Физминутка.
  5. «Волшебный кубик» (на каждой грани символ безопасного обращения с различными предметами). Дети с воспитателем бросают кубик и разгадывают символ.
  6. Игра «Найди в комнате опасные предметы».
  7. Продуктивная деятельность.

Занятие № 4 «Строим, строим новый дом».

Программное содержание:

Проводить морфологический анализ постройки. Учить создавать новый образ. Учить выполнять задания по модели. Развивать логическое мышление.

Приемы обучения:

  1. Загадка о строителях.
  2. Воспитатель предлагает поиграть в строителей. Только ли люди бывают строителями? Кто что строит?
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Раздается телефонный звонок. Звонят три поросенка. Просят построить домики.
  5. Наф-Наф приносит проект (морфологическую таблицу). Работа по МТ.
  6. Продуктивная деятельность: строительство домиков.

Апрель.

Занятие № 1 «Первые признаки весны».

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о первых признаках весны. Учить устанавливать причинно-следственные связи явлений природы. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.

Приемы обучения:

  1. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Поговорить по содержанию стихотворения, обсудить признаки весны.
  2. Игра «Да - нет» (белый медведь Умка).
  3. Перепутанные картинки – признаки весны и зимы. Разложить и закрепить.
  4. Звукозапись: капание воды. Что это может быть?
  5. Обследовать сосульку. Какая она?
  6. Противоречие: мы должны лепить из снега, потому что нам хочется и не должны, т. к. замерзнут руки (варежки, кожаные варежки).
  1. Современные люди.

Занятие № 2 «Полет на Луну».

Программное содержание:

Учить детей гордиться тем, что первый космонавт был советским человеком. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина, как целеустремленность, настойчивость, бесстрашие, которые ему помогли стать космонавтом.

Приемы обучения:

  1. Рассмотреть портрет Гагарина, рассказать о нем. Загадка о космосе.
  2. Послушать стихи, песни.
  3. Создать по МТ новую ракету. Отправиться на ней в космос.
  4. Игра «Хорошо - плохо» (полет на Луну).
  5. Построить из «Строителя» ракету, игровая ситуация – выход в космос.
  6. Проблемная ситуация: потерялась в космосе кошка, как ее найти?
  7. Игры спортивного характера.
  8. Удачное приземление на Землю. Чаепитие.

Занятие № 3 «Приключения пластилинового и пластмассового человечков».

Программное содержание:

Учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластилина и пластмассы. На основе мыслительных операций учить определять сходные сравнения и отличительные признаки материалов. Развивать творческое воображение. Учить комбинировать части, создавая новый объект. Учить детей находить пути решения создавшихся конфликтных ситуаций.

Приемы обучения:

  1. В группе дети находят двух котят. Котятам приходит посылка.
  2. Загадка о мяче. Игра «Хорошо - плохо» (пластмассовый мяч).
  3. Сказка про пластмассовые и пластилиновые шарики:
  1. Решить противоречия.
  2. Опыты.
  3. Противоречия.
  1. Физминутка.
  2. Котята поссорились из-за  пластилинового мячика, каждый хочет  с ним поиграть. Как быть? ММШ
  3. Продуктивная деятельность: слепить интересную игрушку из шариков.

Занятие № 4 «Огонь – мой друг, огонь – мой враг».

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами огня через экспериментирование. Продолжать формировать умение видеть положительные и отрицательные качества объекта.

Приемы обучения:

  1. Загадка об огне.
  2. Откуда может появиться огонь? (ММШ)
  3. Опыт. Зажечь свечку спичкой, познакомиться со свойствами огня.
  4. Игра «Хорошо - плохо» («Волшебный паучок»).
  5. Физминутка. Дети превращаются в зажженную свечку – эмпатийные действия.
  6. В группу приходит посылка, в ней «волшебный» кубик, на каждой грани которого изображен символ того, откуда может появиться огонь. Дети разгадывают символ и называют правила обращения с огнем (символическая аналогия).
  7. Как можно потушить огонь? (ММШ)
  8. Дуем на огонь, он потухает. Занятие окончено.

Май.

Занятие № 1 «Радость и горе».

Программное содержание:

Познакомить детей с эмоциями радости, гнева, страха, горя, удивления. Расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнить. Продолжать развивать эмпатию и воображение.

Приемы обучения:

  1. В гости к детям приходят гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой грустный.
  2. ППФ. Чем похожи гномы? Чем отличаются? Что могло огорчить Кирюшу? Что могло обрадовать Антошу?
  3. Литературные загадки. Дети делятся на две команды: Антошину и Кирюшину. Грустные поднимают руки на веселый отрывок, а веселые – на грустный. Прием «Наоборот».
  4. Рисование гномов. Схематически изобразить выражение лица каждого гнома.
  5. Хоровод «Если весело живется».

Занятие № 2 «Наша Родина - Россия».

Программное содержание:

Воспитывать к детям любовь к своей Родине – России. Познакомить детей с приемом «матрешка», не  называя его. Учить объединять однородные системы в надсистему.

Приемы обучения:

  1. Рассмотреть картинки (лес). Как вы догадались, что это лес? Какие деревья знаете? Что делаете в лесу?
  2. СО «Лес».
  3. Река (картина), море. Что делают на реке? Какую пользу она приносит?
  4. Игра «Хорошо - плохо» (река).
  5. Горы. Рассказать по картине, что видели.
  6. Обобщить какое все красивое и лес и море и горы. Все  это наша Родина. Как называется страна, в которой мы живем?
  7. Игра «Русский народ»  (хоровод).
  8. Зарисовать уголок нашей Родины – оформить выставку.

Занятие № 3 «Насекомые».

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых. Уточнить знания детей о строении насекомых с помощью компонентного подхода. Развивать воображение с помощью представления объектов по их моделям.

Приемы обучения:

  1. Игра «Кто в кругу» (насекомые).
  2. Беседа о насекомых. Почему их так называют? Где их можно увидеть? Что было бы, если бы вдруг насекомых не стало?
  3. Игра «Собери из частей».
  4. Игра «Узнай по контуру». Игра «Хорошо - плохо» по каждому узнанному насекомому.
  5. Физминутка. Дети превращаются в бабочек – эмпатийные действия.
  6. Сказка про паучка и бабочек. Противоречие: бабочкам надо сидеть на цветках, чтобы пить нектар и не надо, т. к. их видно и ворона съест.
  7. Игра «Поезд времени» - бабочка (генетический подход).
  8. Продуктивная деятельность: декоративное рисование бабочек.

Занятие № 4 «Если вы вежливы…».

Программное содержание:

Учить детей осознавать, оценивать свои поступки. Развивать интерес к различным видам человеческой деятельности. Закрепить умение видеть противоречия, формулировать и решать их с помощью воспитателя.

Приемы обучения:

  1. В гости к детям приходит Незнайка. Обижается на всех, что с ним никто дружить не хочет. Рассказ Незнайки о том, что он говорил (или не говорил) своим друзьям, когда ходил в гости, получал подарки, заходил в автобус и т. д. Ребята! А вы поняли, почему с Незнайкой перестали дружить его знакомые?
  2. Стихотворение М. Дружининой «Полезные слова».
  3. ММШ. Игра «Как бы ты поступил» (различные ситуации).
  4. Физминутка. Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч, ребенок называет вежливое слово.
  5. Объяснить нарисованные пословицы (альбом «Ежели вы вежливы»). Как вы их понимаете? В каких случаях из вашей жизни их можно было бы применить? (чувствительность к противоречиям)
  6. Игра «Солнечный зайчик» - развитие доброжелательности, теплых отношений между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по познавательному развитию детей через наглядное моделирование.

Модельные  представления  позволяют  ребёнку  выделять  в  образном  плане  те  свойства  действительности,  которые  существенны  для...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план . Область "Познавательное развитие" (математическое и сенсорное развитие)

Перспективный план . Область "Познавательное развитие" (Математическое и сенсорное развитие. Старшая группа)...

Перспективный план занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР

Перспективный план занятий в старшей логопедической группе для детей с ТНР...