Авторская программа кружка "Хомани"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Это своеобразный эмоционально-познавательный курс, предполагающий  тео­ретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, тради­ций, обычаев, фольклора и декора­тивно-прикладного искусства ненец­кого народа,  погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_kruzhka_homani.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное образование город Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

                                           

                                                                                     Подготовила воспитатель

                                                                                      Кухаренко Марина Алексеевна

                                                                                     

г. Ноябрьск

2009г.

                                           

                                     

                                                 Пояснительная записка

«Человеку важно знать свои корни-

отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим,

будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля

и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни.

Без прошлого

 невозможно не понять хорошо,

 не оценить по достоинству настоящего.

Дерево нашей Родины - одно целое:

Земная кора и корни,

глубоко уходящие в землю»

                                                                                                        (Д.С.Лихачев)

             Любовь к близким, к своему до му, городу, стране - необходимые каждому человеку качества. Север ный народ - ярчайший пример неиз менной любви к своей земле. Тундра для ненца - это огромный, простор ный чум. В ней каждую равнину, соп ку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы со хранить ее для последующих поколе ний. В этом большую роль играют за преты: «не мучай зверя, насекомого - тебя могут постичь страшные муче ния»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль зем ли - это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равно душным такие слова.

        И очень хочется, чтобы на ши дети переняли мудрость корен ных народов Севера, научились так же любить свой родной край и свою землю.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрас тающим поколениям житейского и духовного опыта.

        Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотиче ского воспитания подрастающего по коления изымался огромный культур ный пласт - уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время положе ние изменилось. Мы подошли к по ниманию того, что патриотизм выра жается в преданности высшим нрав ственным ценностям народа, опира ясь  на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание до школьников, проживающих в регио нах, где коренными жителями явля ются малые народы, начинает осуще ствляться с опорой на истоки культу ры этих народов.

                 Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

В настоящее время отличается взрослый интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

        Краеведение в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.

        Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал детям дошкольного возраста в детском саду? Содержание краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

        Образовательная программа МДОУ «Аленький цветочек» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-позна вательного курса, предполагающего  тео ретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, тради ций, обычаев, фольклора и декора тивно-прикладного искусства ненец кого народа,  погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

        Занятия данной программы  разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе  организации до полнительного образования через кружковую деятельность, которая про водится во второй половине дня, один раз в неделю. Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32-х занятий) и состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

  1.  История моего города. Кто Я?
  2.  Мир вокруг нас.
  3.  Коренные народы Ямала.
  4.  Мир вещей.

        В каждом блоке восемь заня тий, которые содержат системную ин формацию о материальной и духов ной культуре ненецкого народа. Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Хомани» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.

        На занятиях дети знакомятся с хо зяйственной утварью, одеждой, жили щем, продуктами питания, транспортом; изучают географию родного края, его флору и фауну, полезные ископаемые.

             Широко используется нагляд ность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий де коративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, ле генд, приданий).

               Проживание детьми определен ной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизиру ет знания и будит фантазию ребенка.

               При реализации данной авторской  программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

Глава 1

Цель программы:

  1. Создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с родным краем; воспитания  интереса к жизни коренного населения,  любви и уважения к его культуре,  природе; развитие в ребенке пытливого интереса к окружающему и фактам, как в области естествознания, так и в области естественной жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
  2. Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте, культуре коренных народов Севера.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт  

личности.

 Для реализации программы используются следующие методы:

 наглядный, словесный, практический.

  1. Наглядный метод – используется во время:
  1. Наблюдений
  2. Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
  3. Экскурсий по родному городу, целевых прогулок
  4. Проведения дидактических игр
  5. Моделирования сказок
  1. Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
  1. Чтения литературных произведений
  2. Бесед с элементами диалога
  3. Рассказа воспитателя
  4. Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
  5. Загадывания загадок
  6. Рассматривания наглядного материала
  7. Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров
  1. Практический метод – используется, когда необходимо:
  1. Организовать продуктивную деятельность
  2. Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
  3. Оформить коллекцию из природного материала.
  4. Изготовить персонажи к сказкам.
  5. Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
  6. Провести экскурсии различной направленности.

Принципы разработки программы:

  1. Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
  2. Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
  3. Региональность – учет природных особенностей Севера и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.

4.  Научности  –  программа базируется на  определенных  исторических          

     данных, художественно-публицистических материалах, материалов по    

     краеведению.

5.  Адресованности  –  программа ориентированна на работу с детьми

    старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с    

     «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими  

     фрагментами из истории родного города, края,

     достопримечательностей города, культурной жизнью, народно-

     прикладным искусством и т.д.

Глава 2

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

         Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.

Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.

        Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.

             Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.

             В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.

        Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.

            Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.

        Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.

            Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на дополнительных  занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, дает материал для впечатлений, переживаний и новых познаний, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Глава 3

Учебно-тематический план

      Название блока

Занятия

Продуктивная

деятельность

Экскурсии

История моего города.

Кто Я?

6

               1

           

        1

   

     Мир вокруг нас.

                     8

Коренные народы

Ямала.

                     7

           

            1

Мир вещей.

3

               

              5

24

               6

               2

32 занятия

Глава 6

                                                  Ожидаемые результаты

     

Приобщение детей к национальной ненецкой культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ,  культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала, желающие внести свой вклад в его развитие.

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

  1. Изучая традиции, жизнь и быт ненецкого народа, дети усваивают нравственные правила и нормы пове дения в обществе: гуманность чело веческих взаимоотношений, толе рантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что ок ружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преум ножать богатство родной земли.

  1. У детей формируются мировоззре ние, национальное самосознание, нрав ственно-патриотические позиции, кото рые проявляются на уровне нравствен ных идеалов - любви к малой родине.

  1. Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предпола гает как общение детей разных нацио нальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жиз нью других народов, в частности ненец кого.

  1. Формируется позитивное восприя тие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

  1. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.

  1. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.

  1. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой.

  1. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.

  1. Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

        


   Глава 4             Программа кружка  « Хомани»

1 блок

История моего города.

Кто Я?

2 блок

Мир вокруг нас.

4 блок

Мир вещей.

  1. Возникновение нашего города
  2. Город и его символы
  3. Город, в котором я живу
  4. Мой город
  5. Нефть и газ родного края
  6. Эти коварные  и дружелюбные болота
  7. Кто Я?

Моя родословная

3 блок

Коренные народы Ямала.

  1. Что мы называем Севером
  2. Климат и природа Севера
  3. Царство растений
  4. Удивительное царство грибов
  5. Царство животных
  6. Почему птиц так называют
  7. Кто живет под водой?
  8. Как сохранить природу Севера?

  1. На стойбище северного кочевника
  2. Рыбалка и охота
  3. Игры народов Севера
  4. Пища и жилище
  5. Фольклор народов Севера
  6. Ремесла народов Севера
  7. Средство передвижения
  8. Быт и нрав коренных народов

  1. Одежда
  2. Узоры на одежде
  3. Шьем сами. Малица
  4. Строим чум
  5. Бабушкина аптека
  6. Основное средство передвижения
  7. Северные россыпи

     Глава 5                            История моего города. Кто Я?

Тема

Возникновение нашего города

Город и его символы

Город, в котором я   живу

       Мой город

Задача

Развитие интереса к истории города.

Развитие познавательной активности.

Воспитывать уважение к истории своего города

Приобретение социального опыта через изучение и восприятие своего города, его символов.

Развитие коммуникативных навыков.

Познакомить с городскими праздниками, традициями города.

Воспитывать патриотическое чувство к родному краю.

Знакомство с достопримечательностями города, с историей названий улиц.

Воспитывать уважение к истокам истории названия улиц.

Средства

Открытки с изображением города, иллюстрации, видеосюжеты.

Видеосюжеты, иллюстрации, символы города.

Видеосюжеты, фотографии.

Карта города, открытки с изображением памятных мест, компас.

Содержание темы

Виртуальная экскурсия по городу.

Географическая зональность, рельеф, климат.

Геологическая история.

Летопись города.

Первые жители и их занятия.

Знаменитые ноябряни.

Символы города, их история возникновения.

Жизнь и быт первых ноябрян.

Традиции города.

Городские праздники.

Игра в форме путешествия с картой города, где дети выполняют интересные задания из конвертов.

                     

Тема

Нефть и газ родного города

Эти коварные и дружелюбные болота

     

              Моя родословная. Кто Я?

Задача

Расширить знания детей о полезных ископаемых Ямала.

Развивать интерес к образованию полезных ископаемых.

Воспитывать благодарное чувство к природе.

Обогатить знания детей о разновидностях болот.

Дать понятие, что болото это не всегда опасно.

Воспитывать любовь к природе.

Систематизировать знания детей о родственных связях, способствовать пониманию эволюции развития родственных отношений.

Обогатить представления о национальном различии.

Воспитывать уважительное отношение к людям старшего возраста.

Средства

Открытки, иллюстрации, видеосюжеты.

Книжные иллюстрации, открытки.

Природный материал (мох, ветки, листья, ягоды.), пластилин, картон.

Видеофильм «Моя семья»,

Д.игра «Родословная»

Альбом, цветные карандаши, фотографии семьи.

Содержание темы

Люди нефтяного края.

Нефть и газ Ямала.

Добыча нефти и газа.

Болото – это что?

Жители болот.

Растительность.

Практическая деятельность «Болото своими руками»

Генеалогия.

Происхождение фамилий и имен.

Род, родословная.

Создание собственного генеалогического дерева.

                                                             Мир вокруг нас

Тема

Что мы называем Севером.

Климат и природа Севера.

Царство растений.

Удивительное царство грибов.

Задача

Расширить знания о Севере, какие природные территории составляют северную часть России.

Развивать интерес к окружающему миру.

Воспитывать чувство гордости за свой край.

Обогатить знания о природе Севера.

Расширить представления об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширить представление о растительном мире Севера.

Учить сравнивать природу средней полосы и природу Севера.

Воспитывать чувство гордости за свою планету.

Расширить представление о разновидностях грибов.

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы.

Средства

Глобус (карта), видеосюжеты о Севере, цветные карандаши.

Магнитофон, аудиозапись ветра, метели, пурги.

Видеосюжеты, Иллюстрации, гербарий, открытки о природе Севера.

Видеофильм «Удивительное царство грибов», занимательные задания, игра «Собери грибы».

Содержание темы

Что мы называем Севером.

Географическое расположение.

Полярная звезда.

Северный ледовитый океан.

Пурга.

Метель.

Вечная мерзлота.

Многообразие царства растений.

Растительность ЯНАО: мхи, хвощи, папоротники и др.

Многообразие царства грибов.

Виды грибов в ЯНАО.

Съедобные и несъедобные шляпочные грибы.

Тема

Царство животных.

Почему птиц так называют?

Кто живет под водой?

 Как сохранить природу Севера?      

Задача

Сформировать представление о животном мире Севера, как животные приспособились к условиям холода.

Воспитывать умения дополнять ответы детей.

Сформировать и расширить представления о птицах живущих на Севере.

Рассказать о повадках, питании, внешнем виде.

Воспитывать доброе отношение к природе.

Познакомить с разнообразием подводного мира рек и озер ЯНАО.

Воспитывать умение прийти на помощь сверстнику при затруднении в ответах.

Объяснить уникальность северной природы, рассказать о Красной книги, заповедниках Севера. Познакомить с правилами охраны природы.

Средства

Занятие – игра с использованием видеофильма о животных.

Иллюстрации, видеоматериал о птицах живущих в ЯНАО.

Иллюстрации книг, открытки, плакаты, фотографии.

Дидактические игры о растениях и животных.

Содержание темы

Многообразие царства животных.

Классификация.

Виды животного мира обитающих в ЯНАО.

Перелетные и зимующие виды птиц.

Виды птиц, обитающих в ЯНАО: кедровка, куропатка, глухарь…

Реки и озера ЯНАО (названия, местонахождения).

Рыбалка (плотва, налим, окунь, язь, щука, нельма, ряпушка.)

Красная книга – что это?

Экология – наука о природе.

Как сохранить природу.

Для чего создают заповедники?

Коренные народы Ямала

Тема

На стойбище северного кочевника.

Рыбалка и охота.

 Игры народов севера.

     Пища и жилище.

Задача

Познакомить детей с бытом местного населения, с трудом оленеводов.

Воспитывать уважение к труду взрослого.

Расширить представления детей об охотничьем и рыболовным промысле, как одном из важнейших отраслей ненцев.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Познакомить с разнообразными видами игр народов Севера.

Воспитывать интерес и любовь к культуре других народов.

Обогатить знания детей о коренных жителях Севера – ненцах (чем питаются, где живут).

Пополнить представление об их стойбищах.

Средства

Открытки, иллюстрации, видеосюжеты.

Видеосюжеты, иллюстрации.

Атрибуты к играм.

Картина «Дети Севера»

Иллюстрации с изображением растительного и животного мира, стойбища, кукла Вако

Содержание темы

Сказ об олене

Роль оленеводства у коренных жителей.

Охотничий промысел - мясной и пушной.

 Рыболовство – основная отрасль хозяйства.

Способы рыбной ловли.

Знакомство с играми;

«Важенка и оленята»

«Ручейки и озера»

«Каюр и собаки»

«Охота на волка» и др.

Где живут ненцы (жилище)

Что едят и как добывают

Растительный и животный мир.

Тема

Фольклор народов Севера

Ремесла народов севера

Средство передвижения.

       Быт и нрав коренных народов.

Задача

Знакомство с фольклором (сказками, песнями, мифами, рассказами охотников)

Воспитывать любовь к искусству других народов.

Познакомить детей с разнообразными видами ремесел.

Изучение орнамента, изделий из различных материалов.

Воспитывать интерес к ремеслам других народностей.

Расширить представления о средствах передвижения (лодка, нарты, снегоход, собаки).

Воспитывать уважение к трудолюбию.

Обогатить знания детей о быте и нравах народов Севера.

Познакомить с обрядами и поверьями.

Воспитывать уважение к традициям народов Севера.

Средства

Сказки, рассказы, аудио записи песен рассказов. Иллюстрации

Иллюстрации, открытки, презентации «Орнаментирование изделий: материал и техника»

Иллюстрации со всеми видами средств передвижения.

Видеофильм «Это мой край»

Содержание темы

Мифы – что это?

Медвежий праздник – один из мифов.

 Орнаментирование изделий: материал и техника»

Мех и оленья кожа

Береста

Бисер и пряжа

Средства передвижения ненцев

Олени.

Собаки.

Вертолет.

Снегоход.

Лодка.

Лыжи.

Знакомство с обрядами и обычаями.

Мир вещей

Тема

       Одежда.

Узоры на одежде      

      Шьем сами. Малица

      Шьем сами.

Задача

Познакомить с истоками зарождения, правилами ношения традиционной одежды коренных народов Севера.

Воспитывать интерес к истокам зарождения одежды.

Познакомить с национальной одеждой и ее украшением.

Воспитывать уважение к рукотворному труду женщин.

Показать и научить основным правилам изготовления одежды коренных народов ЯНАО.

Воспитывать любовь к трудолюбию.

Средства

Иллюстрации, видеосюжеты музейных экспонатов. Ягушки мужские и женские.

Иллюстрации орнаментов, бумага, карандаши для рисования.

Весь материал для изготовления одежды (ткань, иголки, нитки, тесьма, бисер, мех…)

Содержание темы

Истоки зарождения одежды.

Разделение одежды на мужскую и женскую.

Орнамент и его значение.

Элементы орнаментов на национальной одежде

Мужской орнамент

Женский орнамент

Различие между мужским и женским орнаментом.

Правила ношения.

Технология изготовления.

Изготовление одежды.

Продолжение изготовления  одежды, украшение бисером и мехом.

Тема

Строим чум.

Бабушкина аптека.

Основное средство передвижения

       

Северные россыпи

Задача

Углубить представления детей о жилище ненцев – чуме, его устройстве и назначении.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Познакомить с растениями, которые используются в традиционной и народной медицине.

Воспитывать интерес к растениям, которые используются в народной медицине.

Познакомить с видами нарт, их частями, с орудием управления оленьей упряжкой.

Воспитывать познавательный интерес к изготовлению нарт.

Обогатить знания детей об элементах ненецкого орнамента, истории возникновения народных ремесел Севера.

Воспитывать любовь к труду.

Средства

Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума и дома. Ткань, счетные палочки, пластилин.

Занятие – беседа с использованием гербария и иллюстраций. Викторина.

Макет нарт, иллюстрации с различными видами нарт, фотографии оленьих упряжек, каюра.

Иллюстрации и схемы орнаментов. Бисер, нитки ткань.

Содержание темы

Все о чуме

Практическая работа – построение чума

Растения, которые используются в традиционной и народной медицине.

Бабушкины секреты - викторина

Все о нартах.

Практическая работа – изготовление нарт.

Рассказ о каюрах.

История возникновения народных ремесел.

Чем украшают женщины одежду

Бисероплетение

                                                                                     Список литературы

  1. Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень,1992

     2.  Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном образовании //

             Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3 – С. 60 – 64.

  1. Ноябрьск и ноябрьцы / Под ред. А.И.Плясовских., А.В.Овсянникова.        

     Челябинск,1992.

  1. Няруй В.Н. Ненцы: уроки предков. – СПб,2005.
  2. Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка. - СПб.,2001.
  3. Подкорытов Ф.М. Оленеводство Ямала. - СПб.,1995.

     7.  Приходько М.С., Приходько О.Б. Колыбельная для Хомани – СПб,2002.

     8.  Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. В.К. Рябицева. –

          Екатеринбург, 2006.

     9.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года

           №1756-р «Концепция модернизации российского образования на период 2010  

 года».

     10.  Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».

     11.  Ядне Н.Н.   Я родом из тундры. – Тюмень,1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...