Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жигалко Валентина Ивановна

Много лет я работаю по экологическому воспитанию.Свою работу начала проводить у младших дошкольников.Утром детей привлекаю к поливу цветов и протиранию листьев у больших цветов, затем всё это закрепляю в дидактических играх.Выхожу на улицу и провожу наблюдение за живыми и неживыми объектами.У нас на участке есть огород, теплица, фонтан.На прогулках мы с детьми ходим на экскурсию по нашим красивым местам посёлка.К своей работе я привлекаю родителей, раздаю им анкеты для заполнения.Детей я стараюсь фотографировать и после этого создаю альбом"Мир глазами ребёнка".                      В группе вместе с детьми оформляла альбомы о временах года, о природе.Вместе со специалистом по изодеятельности делали зарисовки красивых мест кедровки.Дети учавствовали  в разных видах деятельности:играли в детские игры;собирали семена для растений;ухаживали за животными;Работали в цветниках и на огородах;самостоятельно вырашивали цветочную рассаду.Вместе с детьми создали экологическую тропинку на территории детского сада.Выбрали сказочного персонажа Лесовичка, который даёт детям задание и приглашает их в гости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx287.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию.


Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене- сфере воспитания дошкольников. Наш детский сад № 165 много лет работает по экологическому воспитанию дошкольников. Педагогами   много сделано для создания эколого-развивающей среды и в самом саду и на его территории. В группах есть уголки  природы, экологические зоны, лаборатории, а территория - своеобразная визитная карточка детского сада. У нас есть теплица, огород, красивые и ухоженные клумбы, фонтан.

Свою работу по экологии я начала очень давно и прежде всего с родителей. Ведь взаимодействие с родителями является одним из важнейших звеньев нашей работы. События, происходящие внутри детского сада обязательно должны найти отклик в повседневной жизни детей. Поэтому очень важно чтобы родители были не просто информированы о деятельности детского сада, но и смогли бы включиться в его жизнь, продолжить работу дома. В связи с этим в работе с родителями я поставила задачу:                                                                                                                             повысить экологические знания родителей.                                                                                                                                            

Всю работу по экологическому воспитанию начала с малышей. Вместе с детьми наблюдала за природой на участке. Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» Проводила практическую деятельность: посадка лука проращивание семян. Наряду с наблюдениями для расширения представление детей о доступных явлениях и предметах использовала игры: дидактические, подвижные, творческие, театрализованные. Младшие дошкольники помогали мне ухаживать за комнатными цветками, за растениями на участке. Труд малышей происходил под моим наблюдением, я помогала малышам, если они в чём-то затрудняются. На основе наблюдения за явлениями природы учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией, как  воспитательно-образовательного процесса, так и во всех режимных моментах.

Музыкальная деятельность

Физкультурно-

оздоровительная

  деятельность

художественная деятельность

        

Экологизация педагогического процесса.

                             

Игровая деятельность

Экологическое образование детей

Экспериментально-практичекая деятельность

               

Модель предметно-развивающей среды по экологическому образованию в детском  саду.

  1. Огород на окне
  2. паспорт растений                                                      
  3. Альбомы – иллюстрации
  4. живой уголок                                    
  5. Экологическая библиотека ДОУ      
  6.  календари – настольные,
  7. Комнатные растения
  8. календари природы                                            
  9. Развивающие дидактические игры
  10. глобус                                                                                                            

В целях более эффективной работы я  сделала планирование со средней группы. Планирование разбила по временам  года и месяцам  . Теперь наглядно видно, чем мы должны заниматься  в октябре- на прогулке, в природе, какие опыты должны поставить ,какую работу провести по развитию речи, по нравственному воспитанию .Планирование очень удобная форма работы .Со старшими детьми мы провели большую работу по теме: Лекарственные растения .Я организовала беседу о пользе лекарственных растений с участием медицинского  работника .После беседы детям был предложен чай из лекарственных трав. Вместе с детьми был оформлен альбом о лекарственных травах  . Он стал наглядным пособием кропотливой и большой работы. Старшие  дошкольники подготовили развлечение «День Земли»- дети показали свои знания и умение бережного отношения к природе. Я стараюсь дать детям понятие, что всё в природе взаимосвязано, полезно, всё нужно для человека и всего живого на земле. Совместно с родителями и  художественным руководителем постоянно устраиваем выставки поделок из  природного материала «Наши руки не для скуки», «Природа - дом родной», «Осенняя ярмарка. Устраивала выставки зарисовок на тему: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна пришла» и другие. Совместные работы детей и родителей. Такие мероприятия способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. В разное время года я вместе с детьми ходила в парк  :  Полюбоваться деревьями, послушать пение птиц. Детям загадывала загадки о животных, насекомых, про деревья, цветы. В группе разучивала стихи, песни, совместно с музыкальным руководителем прослушали пьесы из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Природа оставляет след в душе каждого человека, она своей яркостью воздействует на его чувства. Ребёнок должен не бездумно  смотреть на природу, а видеть и понимать её . Поэтому собравшись вместе с родителями ,которым не безразлично будущее своих детей, мы пришли к выводу о необходимости работы по экологии и не просто работы, а работы значимой, интересной ,содержательной, так появилась идея создания  экологического проекта, название которому мы дали « С любовью к природе»

  1. Работу с детьми начала с экскурсий и бесед.
  2. Фотографировала детей на участке детского сада, на огороде, возле клумб, около фонтана.
  3. В группе вместе с детьми оформила альбомы о временах года, о природе.
  4. Вместе со специалистом по деятельности делами зарисовки красивых мест Кедровки.
  1. Дети участвовали в различных видах деятельности: играли в детские игры; собирали семена для растений, ухаживали за животными, работали в цветниках ,и на огородах, самостоятельно выращивали цветочную рассаду.

Цель проекта – становление экологической культуры общение всех участников проекта. Для того чтобы работа над проектом была более эффективной ввела планирование работы по проекту на каждый месяц. Чтобы отследить уровень развития детей по экологическому воспитанию ввела в свою работу –метод  диагностики детей.

Провела собеседование по опросникам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля наша общий».

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например :  нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

  1. выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания , и приглашать их в гости;
  2. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  3. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  4. составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Экологическая тропинка на территории детского сада

  Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, надо помнить, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки  можно включить те объекты, которые уже есть на нашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

 Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения» . Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

 На территории нашего детского сада растут деревья, кустарники, травы и мхи. На их примере я  наглядно показываю детям отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Наш детский сад проводил наблюдения за пнем (рассматривали его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения я организовывала и на примере старого поваленного дерева,  оно расположено в затененном месте. Под бревном нашли прибежище многие насекомые, улитки. На территории детского сада есть засохшее дерево (мы спилили некоторые его части). На таком дереве через некоторое время появилась молодая поросль. Мы с детьми на нем удобно разместили кормушки.

Наш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, я обследовала территорию своего участка, отметив затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это помогло мне определить ,  где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения.

При возможности можно создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной , и с эстетической точек зрения.

На тропинке есть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украшают нашу тропу и в то же время служат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в нашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформить «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения я подбираю таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаю сад (клумбу) «непрерывного цветения».На участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов я объясняю многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке  мы оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

 Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников

Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...

Сообщение из опыта работы по теме "Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей"

В статье опубликован опыт по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью...

Сообщение из опыта работы по проблеме "Воспитание экологической культуры"

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошко...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...