Главные вкладки

    " Путешествие в мир удивительных превращений"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Гармоза Ксения Николаевна

    Занятие проводится в игровой форме. Это путешествие в исследовательскую лабораторию, где дети иследуя лёд,находят противоположности агрегатных состояний воды.Встречаясь с персонажем Каркушей и желая ему помочь в неприятной ситуации приходят к выводу, что вода при нагревании превращается в пар. Она может быть и водой и паром одновременно в момент, когда капелька начинает подниматься в  воздух. И убеждаются, что казалось бы , простая ледышка, а сколько с ней превращений удалось им совершить.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_mir_udiv._prevrashcheniy3.docx29.72 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                          МДОУ «Октябрьский детский сад»

    « Путешествие в мир удивительных превращений»

     

                        занятие в старшей группе

               по   исследовательской деятельности

       

                                                                                  Воспитатель: Гармоза Ксения

                                                                                                          Николаевна

                                                                                 

                                                                             с. Октябрьское Горьковский район

                                                                                                        Омской обл.

                                                          2010г.

                                             

                          « Путешествие в мир удивительных превращений».

    Программное  содержание:

    Образовательные задачи:

    - Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды;

    - Учить детей находить противоположности;

    Развивающие задачи:

    - Развивать диалогическую речь детей, учить отстаивать свою точку зрения;

    - Развивать познавательные способности детей, творческое мышление, умение оперировать противоположными отношениями;

    Воспитывающие задачи:

    - Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, к друг другу, желание помогать;

    - Вызвать положительные эмоции.

    Оборудование:

    1. Миска для стирки;
    2. Утюг;
    3. Блюдце и кусок льда для каждого ребёнка;

    Персонаж: Каркуша.

    Ход:

    Воспитатель:

    - Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется « Скажи наоборот», и предлагаю вам, сыграть в неё. Согласны? Тогда внимательно слушайте, я буду начинать, а вы продолжать предложение, и менять слова наоборот.

    -Днём светло, а ночью….( темно).

    -Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).

    -Ручей узкий, а река….(широкая).

    -Дедушка старый, а внук…(молодой).

    -Летом жарко, а зимой …(холодно).

    -Лев смелый, а заяц …(трусливый).

    -Лимон кислый, а сахар…(сладкий).

    -Лёд твёрдый, а вода …(мягкая).

    Понравилась вам игра? Ребята, предлагаю вам попутешествовать в мир удивительных превращений и на время стать учёными-исследователями. Закройте глаза.

    Без неё не будет моря,

    Океана и реки

    Даже с горки не скатится

    И не взять с собой коньки.

    Раз и два в путешествие пора.

    Открывайте глаза. Вот мы и в лаборатории, пройдёмте.

    Что интересного вы видите?

    Дети:

    -Лёд.

    Воспитатель:

    -Казалось бы проще простого – зимой льда вон сколько! Мы катаемся на нём, и падаем, из-за этого даже злимся на него! А я вот задумалась – всё-таки, удивительная вещь этот лёд! Послушайте.

                         Я – холодная ледышка!

                         Я – такая, как водичка!

                         Лишь холодною зимой

                         Можешь ты играть со мной.

    Чтобы приступить к исследованию, давайте уточним правила безопасности:

    - Не брать лёд в рот;

    - Не толкать соседа;

    - Не обтирать об себя руки.

    А что мы знаем про лёд? Какой он? Возьмите его в руки.

    Дети:

    - Он твёрдый, скользкий. Холодный, непрозрачный.

    Воспитатель:

    - А что такое происходит с нашими кусочками льда?

    Дети:

    - Они тают.

    Воспитатель:

    - Во что превращается наш лёд? Что это такое течёт?

    Дети:

    - Течёт вода, лёд превращается в воду.

    Воспитатель:

    - Правильно лёд превращается в воду. А почему так происходит, что лёд тает?

    Дети:

    - Лёд тает от тепла.

    Воспитатель: Да, наши ладошки тёплые, они нагревают холодный лёд, и он начинает таять. Смотрите, сколько уже воды натекло в ваши блюдца. А что мы можем сказать о воде? Какая она?

    Дети:

    - Вода жидкая, мокрая, холодная, текучая.

    Воспитатель:

    -Давайте попробуем сравнить лёд и воду. Интересно, похожи они между собой или разные?

    Лёд твёрдый, а вода… (мягкая, жидкая)

    Вода прозрачная, а лёд…(непрозрачный, мутный)

    Лёд скользкий, а вода…(не скользкая)

    Значит лёд и вода совсем разные  и совсем непохожие? Может быть, есть что-то общее у них, одинаковое? Может быть , есть что-то общее у них, одинаковое?

    Дети:

    - Лёд холодный и вода холодная.

    Воспитатель: Вода ведь и тёплая может быть, а лёд нет.

    А теперь задам вам самый главный вопрос. Подумайте и скажите, вода и лёд – это одно и тоже или нет?

    Дети высказывают свои мнения.

    Воспитатель:

    -А объяснить эти чудесные свойства мы можем с помощью значков. Лёд мы обозначим чёрным квадратом, а воду белым. М ы их выбрали, потому что лёд твёрдый, а вода жидкая. А как обозначить тающий лёд? Каким квадратом? Какого цвета?

    Дети рассуждают.

    Воспитатель:

    -Если взять немножко ото льда, немножко от воды, немножко белого и немножко чёрного. Смотрите, этот квадрат действительно и чёрный, и белый одновременно.

    Между чёрным и белым квадратом располагается квадрат серого цвета.

    Воспитатель:

    - Значит, какой мы можем сделать вывод: и лёд и вода одновременно –это лёд, который тает и превращается в воду.

    Физкультминутка:

    Пролетела здесь ворона.                         Ходьба  друг за другом с выполнением движений

    Принесла с собою вест.                        рук: имитация полёта птицы.

    Что в лесу далёком ёлка

    Разукрашенная есть.

    Лыжи быстро мы берём                      Скольжение: имитация движений ходьбы на

    И по снегу мы идём                               лыжах.

    По сугробам высоко                            

    Ноги поднимаем,

                                                         ходьба с высоким подниманием коленей.

    А потом совсем легко,

    Тихонечко шагаем.                            ходьба маленькими шагами.

     

    Мы деревья и кусты                          ходьба змейкой.

    Змейкой обойдём

    И к нарядной ёлке

    Вскоре мы придём.                            построение в круг.

    Каркуша:

    - Здравствуйте, чем это вы занимаетесь? Всё исследуете?

    Воспитатель:

    -Мы наблюдаем, какие интересные превращения происходят со льдом.

    Дети:

    - Лёд, что тут интересного? Вот у меня есть то, что интересней не бывает. Отгадайте загадку.

    Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь,

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь.       (снег).

    Каркуша:

    - Да это снег. Из снега можно лепить. Я люблю его кушать. Он вкусный белый, как мороженое.

    Воспитатель:

    - Хорошо, Каркуша, давай пока оставим на некоторое время снег, который ты принесла. Мы ещё к нему вернёмся.

    Каркуша:

    - Вообще я пришла к вам за помощью, Я сегодня собиралась идти к  другу Филе на день рождение. Нарядилась, но по дороге у меня слетел бант и испачкался. И теперь не знаю, что и делать. Может быть, вы мне поможете?

    Воспитатель:

    -Ребята, а что нужно сделать с бантиком, что бы он опять был чистым?

    Дети:

    - Надо его постирать.

    Воспитатель:

    -Для того, что бы его постирать, нам нужна вода. А где её взять? Посмотрите, что случилось с вашим льдом? Он растаял, и получилась вода. Давайте соберём всю эту воду в эту ёмкость. Попробуем постирать.

    Ну вот, бантик твой готов, Каркуша. Чем ты недовольна?

    Каркуша:

    - Он мокрый.

    Воспитатель:

    - Что же нам делать? Как высушить его?

    Дети предлагают варианты ответов.

    Воспитатель:

    - Я знаю более быстрое решение! Послушайте мою загадку, и отгадайте, что нам поможет высушить бантик.

        Чтоб бельё погладить в раз,

        В руки мы берём сейчас

        Бытовой прибор такой

        Пар пускает он крутой.   (утюг).

    Воспитатель:

    - Давайте попробуем прогладить наш мокрый бантик. Посмотрите, что это такое поднимается в воздух?

    Дети:

    - Это пар поднимается.

    Воспитатель: Да это пар. А что случилось с нашей ленточкой?

    Дети:

    - Она совсем сухая.

    Воспитатель:

    - Потрогайте её. А куда же делась вода?

     Дети:

    - Вода испарилась.

    Воспитатель:

    - Да вода превратилась в пар и испарилась в воздухе. Что же у нас получается? Сначала был лёд, и он превратился в воду, а вода превратилась в пар. Когда лёд превратился в воду?

    Дети:

    - Когда наши ладошки его погрели.

    Воспитатель:

    - Когда вода превратилась в пар?

    Дети:

    - Когда погладили горячим утюгом.

    Воспитатель:

    - Мы с вами выяснили, что может быть лёд и вода одновременно. А вода и пар одновременно может быть?

    Дети рассуждают.

    Воспитатель:

    - Существует такой маленький промежуток времени, в который капелька воды начинает подниматься в воздух.

    Смотрите, казалось бы, простая ледышка, а сколько чудесных превращений нам удалось с ней совершить.

    Каркуша:

    - А что же с моим снегом? Что произошло?

    Дети:

    - Он растаял.

    Воспитатель:

    - Почему так произошло?

    Дети:

    - От тепла.

    Каркуша:

    - Жаль, я хотела полакомиться.

    Воспитатель:

    - Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Каркуше, почему этого нельзя делать.

    Дети:

    -Он холодный, грязный.

    Воспитатель:

    - Давайте, докажем, что это так.

    Опыт: Дети наливают талую воду из тарелочки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетке остались частички земли и песка.

    Каркуша:

    - Да, его не стоит есть. Спасибо вам за всё, у вас действительно интересно. Мне пора, до свидания.

    Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что интересного вы узнали? Какое доброе дело мы с вами сделали?

    Да, выручили  Каркушу.

    Тогда нам нужно возвращаться, закрывайте глаза.

              Вода, вода интересна нам всегда.

    Льдом, когда ты замерзаешь,

    Паром в чайнике шипишь,

    Растворяешь сахар в чае,

    Чудеса свои творишь.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».

    Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...

    "Удивительные превращения" (конспект интегрированного занятия)

                                                        ...

    Конспект занятия по логоритмике "Удивительные превращения"

    Занятие по логоритмике для детей старшей группы....

    Конспект занятия во второй младшей группе с применением информационно - коммуникационных технологий по теме "Насекомые. Удивительное превращение"

    Конспект занятия во второй младшей группе по НОД - Художественное творчество, с применением информационно - коммуникационных технологий. Дети просматривают документальный фильм "Удивительное превращен...

    конспект кружка по экспериментальной деятельности "Удивительные превращения воды" для средней группы

    И сугроб, иснегопад -Белоснежный водопад,Капля в чашечке цветка,Кучевые облака,То туман в осенней мгле,То узоры на стекле,То сосульки, то капели,Что весною зазвенели,Иней хрупкий ледяной, Что укр...

    « Я и мое здоровье.Удивительные превращения пищи в нас». Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста.

    « Я и мое здоровье. Удивительные превращения пищи в нас».  Конспект НОД по валеологии  для детей старшего дошкольного возраста....