" Путешествие в мир удивительных превращений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Занятие проводится в игровой форме. Это путешествие в исследовательскую лабораторию, где дети иследуя лёд,находят противоположности агрегатных состояний воды.Встречаясь с персонажем Каркушей и желая ему помочь в неприятной ситуации приходят к выводу, что вода при нагревании превращается в пар. Она может быть и водой и паром одновременно в момент, когда капелька начинает подниматься в  воздух. И убеждаются, что казалось бы , простая ледышка, а сколько с ней превращений удалось им совершить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_udiv._prevrashcheniy3.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      МДОУ «Октябрьский детский сад»

« Путешествие в мир удивительных превращений»

 

                    занятие в старшей группе

           по   исследовательской деятельности

   

                                                                              Воспитатель: Гармоза Ксения

                                                                                                      Николаевна

                                                                             

                                                                         с. Октябрьское Горьковский район

                                                                                                    Омской обл.

                                                      2010г.

                                         

                      « Путешествие в мир удивительных превращений».

Программное  содержание:

Образовательные задачи:

- Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды;

- Учить детей находить противоположности;

Развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь детей, учить отстаивать свою точку зрения;

- Развивать познавательные способности детей, творческое мышление, умение оперировать противоположными отношениями;

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, к друг другу, желание помогать;

- Вызвать положительные эмоции.

Оборудование:

  1. Миска для стирки;
  2. Утюг;
  3. Блюдце и кусок льда для каждого ребёнка;

Персонаж: Каркуша.

Ход:

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется « Скажи наоборот», и предлагаю вам, сыграть в неё. Согласны? Тогда внимательно слушайте, я буду начинать, а вы продолжать предложение, и менять слова наоборот.

-Днём светло, а ночью….( темно).

-Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).

-Ручей узкий, а река….(широкая).

-Дедушка старый, а внук…(молодой).

-Летом жарко, а зимой …(холодно).

-Лев смелый, а заяц …(трусливый).

-Лимон кислый, а сахар…(сладкий).

-Лёд твёрдый, а вода …(мягкая).

Понравилась вам игра? Ребята, предлагаю вам попутешествовать в мир удивительных превращений и на время стать учёными-исследователями. Закройте глаза.

Без неё не будет моря,

Океана и реки

Даже с горки не скатится

И не взять с собой коньки.

Раз и два в путешествие пора.

Открывайте глаза. Вот мы и в лаборатории, пройдёмте.

Что интересного вы видите?

Дети:

-Лёд.

Воспитатель:

-Казалось бы проще простого – зимой льда вон сколько! Мы катаемся на нём, и падаем, из-за этого даже злимся на него! А я вот задумалась – всё-таки, удивительная вещь этот лёд! Послушайте.

                     Я – холодная ледышка!

                     Я – такая, как водичка!

                     Лишь холодною зимой

                     Можешь ты играть со мной.

Чтобы приступить к исследованию, давайте уточним правила безопасности:

- Не брать лёд в рот;

- Не толкать соседа;

- Не обтирать об себя руки.

А что мы знаем про лёд? Какой он? Возьмите его в руки.

Дети:

- Он твёрдый, скользкий. Холодный, непрозрачный.

Воспитатель:

- А что такое происходит с нашими кусочками льда?

Дети:

- Они тают.

Воспитатель:

- Во что превращается наш лёд? Что это такое течёт?

Дети:

- Течёт вода, лёд превращается в воду.

Воспитатель:

- Правильно лёд превращается в воду. А почему так происходит, что лёд тает?

Дети:

- Лёд тает от тепла.

Воспитатель: Да, наши ладошки тёплые, они нагревают холодный лёд, и он начинает таять. Смотрите, сколько уже воды натекло в ваши блюдца. А что мы можем сказать о воде? Какая она?

Дети:

- Вода жидкая, мокрая, холодная, текучая.

Воспитатель:

-Давайте попробуем сравнить лёд и воду. Интересно, похожи они между собой или разные?

Лёд твёрдый, а вода… (мягкая, жидкая)

Вода прозрачная, а лёд…(непрозрачный, мутный)

Лёд скользкий, а вода…(не скользкая)

Значит лёд и вода совсем разные  и совсем непохожие? Может быть, есть что-то общее у них, одинаковое? Может быть , есть что-то общее у них, одинаковое?

Дети:

- Лёд холодный и вода холодная.

Воспитатель: Вода ведь и тёплая может быть, а лёд нет.

А теперь задам вам самый главный вопрос. Подумайте и скажите, вода и лёд – это одно и тоже или нет?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель:

-А объяснить эти чудесные свойства мы можем с помощью значков. Лёд мы обозначим чёрным квадратом, а воду белым. М ы их выбрали, потому что лёд твёрдый, а вода жидкая. А как обозначить тающий лёд? Каким квадратом? Какого цвета?

Дети рассуждают.

Воспитатель:

-Если взять немножко ото льда, немножко от воды, немножко белого и немножко чёрного. Смотрите, этот квадрат действительно и чёрный, и белый одновременно.

Между чёрным и белым квадратом располагается квадрат серого цвета.

Воспитатель:

- Значит, какой мы можем сделать вывод: и лёд и вода одновременно –это лёд, который тает и превращается в воду.

Физкультминутка:

Пролетела здесь ворона.                         Ходьба  друг за другом с выполнением движений

Принесла с собою вест.                        рук: имитация полёта птицы.

Что в лесу далёком ёлка

Разукрашенная есть.

Лыжи быстро мы берём                      Скольжение: имитация движений ходьбы на

И по снегу мы идём                               лыжах.

По сугробам высоко                            

Ноги поднимаем,

                                                     ходьба с высоким подниманием коленей.

А потом совсем легко,

Тихонечко шагаем.                            ходьба маленькими шагами.

 

Мы деревья и кусты                          ходьба змейкой.

Змейкой обойдём

И к нарядной ёлке

Вскоре мы придём.                            построение в круг.

Каркуша:

- Здравствуйте, чем это вы занимаетесь? Всё исследуете?

Воспитатель:

-Мы наблюдаем, какие интересные превращения происходят со льдом.

Дети:

- Лёд, что тут интересного? Вот у меня есть то, что интересней не бывает. Отгадайте загадку.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.       (снег).

Каркуша:

- Да это снег. Из снега можно лепить. Я люблю его кушать. Он вкусный белый, как мороженое.

Воспитатель:

- Хорошо, Каркуша, давай пока оставим на некоторое время снег, который ты принесла. Мы ещё к нему вернёмся.

Каркуша:

- Вообще я пришла к вам за помощью, Я сегодня собиралась идти к  другу Филе на день рождение. Нарядилась, но по дороге у меня слетел бант и испачкался. И теперь не знаю, что и делать. Может быть, вы мне поможете?

Воспитатель:

-Ребята, а что нужно сделать с бантиком, что бы он опять был чистым?

Дети:

- Надо его постирать.

Воспитатель:

-Для того, что бы его постирать, нам нужна вода. А где её взять? Посмотрите, что случилось с вашим льдом? Он растаял, и получилась вода. Давайте соберём всю эту воду в эту ёмкость. Попробуем постирать.

Ну вот, бантик твой готов, Каркуша. Чем ты недовольна?

Каркуша:

- Он мокрый.

Воспитатель:

- Что же нам делать? Как высушить его?

Дети предлагают варианты ответов.

Воспитатель:

- Я знаю более быстрое решение! Послушайте мою загадку, и отгадайте, что нам поможет высушить бантик.

    Чтоб бельё погладить в раз,

    В руки мы берём сейчас

    Бытовой прибор такой

    Пар пускает он крутой.   (утюг).

Воспитатель:

- Давайте попробуем прогладить наш мокрый бантик. Посмотрите, что это такое поднимается в воздух?

Дети:

- Это пар поднимается.

Воспитатель: Да это пар. А что случилось с нашей ленточкой?

Дети:

- Она совсем сухая.

Воспитатель:

- Потрогайте её. А куда же делась вода?

 Дети:

- Вода испарилась.

Воспитатель:

- Да вода превратилась в пар и испарилась в воздухе. Что же у нас получается? Сначала был лёд, и он превратился в воду, а вода превратилась в пар. Когда лёд превратился в воду?

Дети:

- Когда наши ладошки его погрели.

Воспитатель:

- Когда вода превратилась в пар?

Дети:

- Когда погладили горячим утюгом.

Воспитатель:

- Мы с вами выяснили, что может быть лёд и вода одновременно. А вода и пар одновременно может быть?

Дети рассуждают.

Воспитатель:

- Существует такой маленький промежуток времени, в который капелька воды начинает подниматься в воздух.

Смотрите, казалось бы, простая ледышка, а сколько чудесных превращений нам удалось с ней совершить.

Каркуша:

- А что же с моим снегом? Что произошло?

Дети:

- Он растаял.

Воспитатель:

- Почему так произошло?

Дети:

- От тепла.

Каркуша:

- Жаль, я хотела полакомиться.

Воспитатель:

- Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Каркуше, почему этого нельзя делать.

Дети:

-Он холодный, грязный.

Воспитатель:

- Давайте, докажем, что это так.

Опыт: Дети наливают талую воду из тарелочки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетке остались частички земли и песка.

Каркуша:

- Да, его не стоит есть. Спасибо вам за всё, у вас действительно интересно. Мне пора, до свидания.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что интересного вы узнали? Какое доброе дело мы с вами сделали?

Да, выручили  Каркушу.

Тогда нам нужно возвращаться, закрывайте глаза.

          Вода, вода интересна нам всегда.

Льдом, когда ты замерзаешь,

Паром в чайнике шипишь,

Растворяешь сахар в чае,

Чудеса свои творишь.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...

"Удивительные превращения" (конспект интегрированного занятия)

                                                    ...

Конспект занятия по логоритмике "Удивительные превращения"

Занятие по логоритмике для детей старшей группы....

Конспект занятия во второй младшей группе с применением информационно - коммуникационных технологий по теме "Насекомые. Удивительное превращение"

Конспект занятия во второй младшей группе по НОД - Художественное творчество, с применением информационно - коммуникационных технологий. Дети просматривают документальный фильм "Удивительное превращен...

конспект кружка по экспериментальной деятельности "Удивительные превращения воды" для средней группы

И сугроб, иснегопад -Белоснежный водопад,Капля в чашечке цветка,Кучевые облака,То туман в осенней мгле,То узоры на стекле,То сосульки, то капели,Что весною зазвенели,Иней хрупкий ледяной, Что укр...

«Я и мое здоровье.Удивительные превращения пищи в нас». Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста.

laquo; Я и мое здоровье. Удивительные превращения пищи в нас».  Конспект НОД по валеологии  для детей старшего дошкольного возраста....