Главные вкладки

    НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
    план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Рязанцева Татьяна Петровна

    Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Цель:  Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

    Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

    Словарь:  ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

    Ход занятия:

    1. Предварительная работа.

    Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

    -  В какой стране мы с вами живем?

    -  Как вы думаете, какая Россия по величине?

    -  Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна.  Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане  этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

    -  Какие города России вы знаете?

    -  В России много рек. Давайте их найдем на карте.

    -  Что такое Родина.

    -  Правильно! Там, где вы родились.

    -  Как называется поселок, в котором вы живете?

    Салым – это Родина многих из вас.

    1. Природа нашего края.

    Природа Салыма очень красивая и разнообразная.

    -  Кто из вас был в лесу?

    -  Кто знает, как называется густой дремучий лес?

    -  Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.

    -  Какие ягоды вы собираете в лесу?

    (черника, брусника, голубика, морошка, клюква).

    -  Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.

    -  Какие животные живут в наших лесах?

    (медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.)

    1. Коренные жители.  

    -  Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной – ХАНТЫ и МАНСИ.

    Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах.

    Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

    -  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

    (щука, окунь, чебак, язь, сорожка).

    -  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

    Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

    Посуду  Ханты изготавливают из бересты, дерева.

    Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

    Давайте посмотрим на детей - Хантов.

    -  Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

    -  Почему вы решили, что не холодно?

    (на них теплая одежда).

    -  Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

    Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

    На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.

    -  Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и являются для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.

    Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.

    У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

    1. Чтение сказки.
    2. Беседа о прочитанном.

    -  Чему учит эта сказка?

    -  О чем северный народ хотел предупредить своих  детей?

    (Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

    1. Итог занятия.

    -  Как называется наша страна?

    -  Поселок, в котором мы живем?

    -  Как называют коренных жителей?

                           

         

    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                               КУКУШКА

              Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

            И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

          Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

    -  Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

    Тут побежали дети за матерью.

    -  Мама, мы тебе водички принесли.

    -  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

            Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

            Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.

            

                                                                                                           

                                                                                                                              НРМ ДОУ

                                                                                                                           «ЦРР -  д/с        

                                                                                                                             «Улыбка»

    Занятия по краеведению

    «Знакомство с жизнью коренных народов

     нашего края»

    (старшая группа)

                                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                                                             Т.П. Рязанцева

                                                                                                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

    "Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

    Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

    "Жизнь коренных народов севера"

    Беседа с детьми старшей группы...

    Методическая разработка «Знакомство с костюмом коренных народов Сахалина - Уйльта»

    Методическая разработка по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в области художественно-эстетического развития детей соответствует ФГОС.  На данном занятии используется презентация (ис...

    Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"

    Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...

    "Коренные народы Красноярского края" технология организации проектной деятельности

    Познакомить детей с особенностями быта, культуры коренных народов Красноярского края на примере малого народа - Кеты....

    Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

    Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...