Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бикташева Ангелина Сергеевна

Конспект НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Цель: Формирование представлений о родном городе; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.

2. Развивать любознательность и интерес.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.

Словарная работа: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ныр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Югория», альбомов «Край мой - Югра», «Югра с высоты птичьего полета», беседы, чтение сказок народов Севера, П/и Народов Севера.

Содержание деятельности:

  1. Беседа

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

- Какие города России вы знаете?

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились.

- Как называется город, в котором вы живете?

Нижневартовск – это Родина многих из вас ( слайд № 1)

  1. Природа нашего края.

Природа нашего Края очень красивая и разнообразная (Слайд №2)

- Кто из вас был в лесу?

- Кто знает, как называется густой дремучий лес?

- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты (Слайд №3)

- Какие ягоды вы собираете в лесу?

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква) (Слайд №4)

- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в наших лесах.

- Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.) (Слайд №5)

  1. Игра «Чей хвост?» (передаем варежку)

3. Коренные жители.

- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной – ХАНТЫ и МАНСИ. (Слайд № 6)

Поселение хантов называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах (Слайд № 7)

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (Слайд № 8)

- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, карась, язь,) (Слайд № 9)

- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

-Из чего могут изготавливать посуду? (бересты, дерева) (Слайд №10)

Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Давайте посмотрим на детей – хантов (Слайд № 11)

- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

- Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда).

- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. (Слайд № 12)

На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль. (Слайд № 13)

- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах (слайд №14)

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. В нашем детском саду есть мини-музей Народов Ханты и манси. Экспонаты из этого музея мы можем посмотреть (выставка)

У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные.

4. Приход сказочного персонажа: красавица Анне

-Игра «Хейро»

-Рассказ сказки «Кукушка»

Беседа о прочитанном.

- Чему учит эта сказка?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

5. Подарок для хантыйки (картина)

Детям медальоны

Итог: Какие коренные народы населяют наш край?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...

«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

"Жизнь коренных народов севера"

Беседа с детьми старшей группы...

«Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация

Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...

Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...