Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    "Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

    Логинова Ольга Васильевна

     

    Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_znakomstvo_s_zhiznyu_korennykh_zhitelei.docx25.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №52 «САМОЛЁТИК»

                                                                       

                                                                                                                             

    Конспект занятия

    «Знакомство с жизнью коренных народов

     Севера»

    (для детей от 5-6 лет)

                                                                                                           

    Нижневартовск

    «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

    Программное содержание: Дать  детям знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

    Словарь:  ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

    Ход занятия:

    Предварительная работа.

    1.Беседа о Ханты-мансийском округе

    2.Рассматривание открыток об округе, городах округа

    Беседа о коренных народах.

    Педагог:  Природа нашего края  очень красивая и разнообразная. Вы наверное вместе с родителями ходили в лес.

    -  Кто знает, как называется густой дремучий лес? (ответы детей)

    Да, густой дремучий лес называется  - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

    ( В тайге растут высокие ели, сосны, пихты). Слайд № 1

    -  Какие ягоды мы собираем в лесу?

    (чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву).Слайд № 2

    -  Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому  растут в нашем регионе.

    -  Какие животные живут в наших лесах?

    (медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.) Слайд № 3

    - А кто знает, как называют коренных жителей нашего округа?

    (Ханты и манси)Слайд № 4

    -  Правильно коренные народы, которые жили в нашем регионе с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах. Слайд № 4,5

    Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.   Слайд № 6,7

    -  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

    (щука, окунь, чебак, язь, сорожка). Слайд № 8,9,10

    -  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

    (ответы детей)

    Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей). Слайд № 11

    Посуду  Ханты изготавливают из бересты, дерева. Слайд № 12

    Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Слайд № 13

     Посмотрите  на одежду – Ханты (рассматривание  одежды) Слайд №14

    -  Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

    Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

    На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.Слайд № 15,16,17

    -  Ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.  Слайд № 18,19

    Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Слайд № 20

    У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

    Чтение сказки

    Беседа о прочитанном.

    -  Чему учит эта сказка?

    -  О чем северный народ хотел предупредить своих  детей?

    (Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

    Итог занятия

    -  Как называется наш округ?  (Ханты-мансийский)

    -  Город, в котором мы живем? (Нижневартовск)

    -  Как называют коренных жителей? (Ханты и манси)

                           

         

    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                               КУКУШКА

              Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

            И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

          Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

    -  Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

    Тут побежали дети за матерью.

    -  Мама, мы тебе водички принесли.

    -  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

            Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

            Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...

    «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"

    Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...

    "Жизнь коренных народов севера"

    Беседа с детьми старшей группы...

    Методическая разработка «Знакомство с костюмом коренных народов Сахалина - Уйльта»

    Методическая разработка по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в области художественно-эстетического развития детей соответствует ФГОС.  На данном занятии используется презентация (ис...

    «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация

    Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...