Проект "Метеобюро "Народные приметы"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект «»Метеобюро «Народные приметы».

Вид проекта: поисково – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (март – май).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Образовательная область: экологическое воспитание и развитие детей.

Цель проекта:

  1. активное приобретение детьми навыков экологической культуры  и повышение экологической грамотности детей подготовительной группы;

сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx170.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «»Метеобюро «Народные приметы».

Вид проекта: поисково – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (март – май).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Образовательная область: экологическое воспитание и развитие детей.

Цель проекта:

  1. активное приобретение детьми навыков экологической культуры  и повышение экологической грамотности детей подготовительной группы;
  2. сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.

Задачи проекта:

  1. активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре русского народа;
  2. развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией;
  3. побуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле.

Предварительная работа:

  1. Чтение, заучивание стихов посвященных народным приметам, различным временам года, обрядовых песенок, закличек.
  2. Рассматривание иллюстраций пейзажей времен года.
  3. Прослушивание музыки композиторов посвященной временам года.

Материалы и оборудование:

  1. Лунный календарь, народный календарь, стихи посвященные народным приметам, различным временам года, обрядовые песенки, заклички, грунт, семена перца, семена фасоли, стеклянные колбочки.

Ожидаемый результат:

  1. Приобретение знаний о растениях – синоптиках, которые могут предсказать погоду; удовлетворение познавательной активности детей средством выражения и развития творческой активности; осознание многосторонней значимости природы, приобретение навыков бережного и созидательного отношения к природе.

Схема проекта «Метеобюро «Народные приметы»»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Садоводы», игра «Съедобное, несъедобное»

Социальное развитие

Знакомство с национальными традициями своего народа. Знакомство с лунным календарем, народным календарем.

Речь и речевое развитие

Творческое рассказывание по темам «Весна», «Зима», «Осень», «Лето».

Здоровье и физическое развитие

Работа на участке в цветнике и  огороде.

Познавательное развитие

Мир, в котором мы живем

Классифицирование: народных примет по временам года, культурных растений по способу выращивания.

Природа

Составление альбомов народных примет.

Трудовая деятельность

Посадка рассады фасоли, высадка рассады в открытый грунт, уход за нею.

Конструирование

Схема растения

Эстетическое развитие

Художественная литература

Чтение, заучивание стихов посвященных народным приметам, различным временам года, обрядовых песенок, закличек

ИЗО и дизайн

Рисунки на тему «Времена года», «Растения и животные в народных приметах».

Театрализованная деятельность

Инсценирование народного празднования посвященного весеннему празднику Солнца».

Экспериментальная деятельность

Проращивание семян фасоли, для выявления фаз роста растения.

Работа с родителями

Изготовление книжек – малышек «Народные приметы».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

д/с №7 «Журавушка»

г Ртищево.

«Метеобюро «Народные приметы»

В подготовительной группе №5

        

        

        Воспитатель: Буланова О. А.

«Приметы урожая»(беседа)

Цель: знакомить детей с тем, каким образом на Руси в старые времена люди умели предугадывать сроки посевы зерновых и посадку овощных культур; активизировать познавательную деятельность, приобщать к истории русского народа, развивать речь детей, продолжать расширять словарный запас.

Ход занятия

- Ребята, вы уже знаете, что есть специальные дни для посадки овощей. Что мы рассматривали? (Лунный календарь)

- Правильно, а за чем там люди наблюдали? (За луной)

- Да, за луной. Мы с вами видим, что луна бывает разной. То она круглая – полная, то она не круглая. Когда она не круглая как мы ее называем? Даже есть загадка такая:

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Месяц)

- Наблюдали люди за луной и замечали, что происходит с растениями и с погодой. Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал об этом так:

…Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Вот, например, если зимой вокруг луны появляется круг светящийся, то это значит, что будут стоять морозные дни. Мы говорили о лунном календаре, но есть и народный календарь. В нем собрано очень много примет. Каждое время года имеет свои приметы. Например, по приметам зимы можно определить, какой будет урожай летом.

Сырой январь – хлебам беда, если в январе висит много длинных чистых сосулек – урожай будет хорошим.

Можно угадать, какой будет погода летом. Январь сухой, морозный, а вода в речках очень убывает – жди сухое и жаркое лето. А вот, например, что говорится о лете: «Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде, ласточки летают низко – к дождю».

Вот что говорится о весне: «Рано прилетели грачи – к ранней весне. Вороны купаются ранней весной – к теплу. Если кукушка прилетела рано еще в голый лес, то это к неурожайному году».

Что же мы увидим в признаках осени? На березах показались первые пряди желтых листьев – это наступает осень. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Оказывается, народ наблюдал не только за луной, но и за деревьями, насекомыми, цветами и птицами. Крестьяне, наблюдая за растениями и животными, соотносили их с днями недели, колендарно-обрядовыми праздниками, на основе этих наблюдений создали православный календарь. Например: 14.03. Евдокия – сеют капусту и мак. 01.04. – На Козьму сей морковь и свеклу. 21.05. На Ивана Богослава сей пшеницу.

Знакомство с народным календарем.

Цель: Познакомить детей с народным календарем, расширять знания о праздниках весны, о песенках закличках, загадках, обрядах этого времени года. Развивать художественно – эстетическое восприятие народной культуры. Воспитывать нравственное отношение к традициям русского народа к окружающей природе.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, проходите. Доброго здоровья вам! Долго тянутся холода. Скорее бы весна пришла. А вы хотите встретится с ней? В старину весну не просто ждали, а звали. Так давайте и мы покличем ее. Может она нас услышит?

1. Весна, Весна красная,

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким.

2. С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С весенними ливнями.

3. Входи, весна, в каждый дом!

Тебе, весна, все рады!

- Ребята, пока наша закличка долетит до весны, давайте вспомним, с чего начинается это время года?

1. Март – утро года. 2. Март не верен – то плачет, то смеется. 3. В марте и спереди и сзади зима. 4. В марте и курица из лужицы напьется.

- Ребята, а как еще называют март?

Дети: Протальник, солнцегрей, водотек, капельник, ветронронос, грачевник, зимобор.

- Правильно. Ребята, вы назвали приметы марта, начала весны. А есть еще приметы апреля, мая. Их очень много, мы с ними еще познакомимся.

Сегодня народный календарь поможет нам узнать, как встречали весну в старину. Говорили так: «Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь». Календарь открываем, праздник начинаем! Первые его страницы (с 1 по 4 марта) посвящены Ярило. Кто такой Ярило? (Солнце)

С 1 марта начинается борьба тепла с холодом, и Ярило «поднимает зиму на вилы». Давайте позовем Солнышко красное, оно пригреет и станет теплее.

Дети хором:

Солнышко, Солнышко.

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

До вешней поры!

(выбегает мальчик с солнышком в руках)

Дети:

Гори, Солнце, ярче,

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Игра «Гори, гори, ясно»

- какой праздник отмечали с 1 по 6 марта? Масленица.

А что вы знаете про Великий пост? Что можно есть в Великий пост? Какие правила для детей были в Великий пост?

Правильно. Переворачиваем страницу календаря: 10 марта –«День Тарасия – Кумохи». А кто знает, что такое «Кумоха»?

Хорошо молодцы. А теперь поиграем немного в игру «Съедобное – Несъедобное».

У меня в руках корзинка. Я буду петь песню о том, что в ней лежит. И если при этом назову съедобные вещи, то тот кому брошу корзинку, должен ее поймать, а если не съедобные, то ловить не надо. Кто ошибется переходит на мою сторону.

Шла я утром мимо рынка

И несла в руках корзинку.

В этой маленькой корзинке

Два орешка, две малинки.

Эни – бени, уговора –

Я в лесу поймала вора,

Стала думать и гадать,

Как бы вора наказать.

Я связала руки, ноги

И пустила по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

А в корзинке паутинки,

Вилки, ножики, картинки.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключик нашла,

В теремок вошла.

И корзиночку нашла.

В этой маленькой корзинке

Пирожки лежат с начинкой.

Вокруг березки я хожу.

Вокруг беленькой хожу

И корзинку нахожу.

В той корзинке маленькой

Лежит платочек аленький.

Следующая страница нашего календаря:13 марта «Василий – Капельник». Что вы знаете об этом мартовском дне?

А мы с вами подошли к самому главному дню 14 марта. День Авдотьи (Евдакии) Плющихи. Вода  этого дня считалась особой ценностью. Говаривали: «У Евдакии -  у Егория (в мае) – трава». А еще этот день называли Весновка свистунья» как вы думаете, почему? Ребятишки подражая голосам птиц, приманивали своим посвистом весну, навораживали счастливый год. А мы с вами поводим хоровод с весной.

Ой – да матушка Весна,

Что ты нам принесла?

Ой-ли да люли!

Красным девушкам по шолковому платку.

Ой-ли да люли, да по шелковому платку.

Маленьким ребяткам да по красному цветку,

Ой-ли да люли, да по красному цветку.

Весна красна, чем ты нас дарить будешь?

Дарить буду ключевой водой, шелковой травой,

Теплым летом, лазоревым цветом.

Ребята отгадайте загадки.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Что это? (весна)

Без него плачемся,

А как появится –

От него прячемся. (солнце)

Голубой шатер весь мир накрыл. (небо)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе. (облака)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приметы осени" авторская песня

Минус к песне можно скачать с моих аудиозаписях           Приметы осени1.Солнце укрылось за тучу давно-Это настала осень.Ветер с дождём к нам стучится в окно-Это на...

спортивный досуг "Осенние приметы"

Досуг для детей коррекционных (логопедических) подготовительных групп составлен во взаимосвязи с образовательной областью "познание" и проводится как способ реализации творческого проекта по теме "Осе...

Весенние приметы

Конспект тематического физкультурного развлечения для детей старшей группы. Тема  - наступление весны. Содержанием занятия являются подвижные игры, соответствующие тематике....

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Музыкальное занятие с детьми 6-7 лет "Зимние приметы в музыке" 2012

Музыкальное занятие "Зимние приметы в музыке"...

Картотека примет и поговорок

Приметы и поговорки для всех возрастов....

Конспект интегрированного занятия "Осень: дары и приметы"

Конспект занятия, содержащего интегрированние нескольких областей: познание (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), художетсвенное творчество (аппликация, разв...