Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Головина Наталья Юрьевна

 Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детей

Образовательные задачи:

§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.

§  Учить детей понимать значение фразеологизмов.

§  Учить  моделировать события.

§  Составлять целое из частей, описательный рассказ по опорным картинкам.

§  Согласовывать прилагательные с существительными.

§  Учить детей  рассказывать  о своих переживаниях

§  Закреплять умение детей узнавать предметы по контуру, закрашивать фигуру,  не выходя за контур.

§  Употреблять существительные множественного числа родительного падежа

§  Активизировать словарь.

§  Закреплять умения  передавать  свои эмоции  различными  средствами  выразительности.

§  Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя  существенные признаки  предметов.

§  Знакомить с правилами оказания помощи при чрезвычайной ситуации.

 

Развивающие задачи:

§  Развивать речевой слух, монологическую  речь, творческую  продуктивную деятельность

§  Способствовать развитию  воображения, умению составлять загадки.

§  Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия, учитывая игровую задачу

Воспитательные  задачи:

§  Воспитывать любознательность, интерес к русским народным сказкам, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления  проблемной ситуации.

§  Учить давать характеристику нравственных качеств героев по их поступкам.

Материалы и оборудование:

Проектор,  экран, презентация к занятию, красный, зелёный карандаши на каждого ребёнка, разрезные картинки, лист для индивидуальной работы с изображением светофорчиков,  маски для игры – драматизации, предметы: ведро, тяжёлые шарики разного цвета,

Предварительная работа

Чтение и  обсуждение русских  народных сказок. Обучение детей с использованием игровых технологий. Подготовка к драматизации сказки «Лиса и козёл».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_lisichkiny_primety.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия

для детей старшей логопедической группы

«Лисичкины приметы»

учителя - логопеда МАДОУ № 56 «Ромашка» Головиной Н.Ю.

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детей

Образовательные задачи:

  1. Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
  2. Учить детей понимать значение фразеологизмов.
  3. Учить  моделировать события.
  4. Составлять целое из частей, описательный рассказ по опорным картинкам.
  5. Согласовывать прилагательные с существительными.
  6. Учить детей  рассказывать  о своих переживаниях
  7. Закреплять умение детей узнавать предметы по контуру, закрашивать фигуру,  не выходя за контур.
  8. Употреблять существительные множественного числа родительного падежа
  9. Активизировать словарь.
  10. Закреплять умения  передавать  свои эмоции  различными  средствами  выразительности.
  11. Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя  существенные признаки  предметов.
  12. Знакомить с правилами оказания помощи при чрезвычайной ситуации.

Развивающие задачи:

  1. Развивать речевой слух, монологическую  речь, творческую  продуктивную деятельность
  2. Способствовать развитию  воображения, умению составлять загадки.
  3. Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия, учитывая игровую задачу

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к русским народным сказкам, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления  проблемной ситуации.
  2. Учить давать характеристику нравственных качеств героев по их поступкам.

Материалы и оборудование:

Проектор,  экран, презентация к занятию, красный, зелёный карандаши на каждого ребёнка, разрезные картинки, лист для индивидуальной работы с изображением светофорчиков,  маски для игры – драматизации, предметы: ведро, тяжёлые шарики разного цвета,

Предварительная работа

Чтение и  обсуждение русских  народных сказок. Обучение детей с использованием игровых технологий. Подготовка к драматизации сказки «Лиса и козёл».

Ход  занятия

  1. Орг. момент. Педагог обращает внимание на осанку детей и настраивает их на занятие
  2. Основная часть.

  Слайд 1 Педагог предлагает детям сказать, что они видят? узнать какое животное напоминает изображение.  Почему вы поняли, что это лиса?

Дети: мы увидели рыжий, жёлтый, красный, коричневый цвет, острую мордочку.

        Слайд 2 Педагог: Художник очень необычно изобразил лису. На самом деле она вот такая. Посмотрите и называйте то, о чём я говорю: У лисы вытянутая рыжая (мордочка), острые рыжие (уши), овальное рыжее (туловище), длинные чёрно-рыжие цепкие (лапы),чёрно-  рыжий пушистый (хвост)

Слайд 3 С лисицей  сравнивают это время года. Какое это время года?   Почему осень сравнивают с лисой, как вы думаете? Дети: Осень и лиса похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, жёлтая.

Слайд 4 Педагог: Кто это? Это маленькие лисы. Как их назвать ласково? Лисички. Лисичками  бывают  не только  маленькие  лисы, но и  грибы.- Почему их так назвали? Лисички грибы рыжие, жёлтые и шляпки у них как ушки у настоящих лисичек

Педагог рассказывает о повадках лисы, о её  близких родственниках, о том, как лиса подаёт голос, о её детёнышах (слайд)

Слайд 5 Живет лиса в норах, которые спасают ее и от преследований, и от непогоды. Но лиса, обычно, не копает нору сама.

Слайд 6 Всем известно, что барсук – очень аккуратный зверь. Лиса начинает шуметь рядом с барсучьей норой, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.

Слайд 7 Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Лисьи детеныши зовутся не только «лисятами», но и «щенятами». Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

Слайд 8 Лисы охотятся или небольшими семьями или в одиночку. Лиса  может, как кошка, подкрадываться к добыче на близкое расстояние и затем бросаться на нее внезапным прыжком

Легкое, стройное и гибкое тело лисицы способно извиваться по земле, когда лисица крадется к добыче, вытягиваться при быстром беге.  У лисы сильные задние ноги, которые позволяют ей делать неожиданные прыжки и повороты; этому помогает и ее длинный пушистый хвост, который действует наподобие руля.  Хвост нужен ещё для того, чтобы согревать нос и лапы.

Слайд 9 Большую часть дня; лиса проводит в логове и только к вечеру выходит на охоту. Для охоты у неё есть чуткий нюх, как у собаки, усы, которые ощущают малейшее движение вокруг. Не все лисы рыжие. Серо- рыжая окраска бывает у лис, живущих среди камней, хвойных и лиственных лисов

Слайд 10-13 Педагог: А теперь вы будете говорить, что лиса любит покушать? Называйте предметы во множественном числе. Возможны 2 варианта ответа детей : Лиса питается белками. Лиса кушает белок

Педагог: Лиса питается животными. Значит она хищник. Лиса не только хищник, но ест и растительную пищу.

Слайд 14 Педагог предлагает  детям составить загадку о лисе, используя опорные картинки и подбирая предметы, ориентируясь на вопрос «Что такое же?»

А теперь давайте расскажем, что мы узнали о лисе и составим о ней загадку.

Лиса- животное. Лиса имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Лиса живёт в лесу. Лиса живёт в норе. Лиса любит кушать рыбу. Лиса рыжая, коричневая. Лиса тявкает. Лиса красивый зверь. Приносит вред (пользу)

Это – животное . Оно имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Как белка Живёт в лесу. Как медведь. Живёт в норе, как волк   Лиса любит кушать рыбу. Как кошка.. Лиса рыжая, коричневая   Как апельсин, земля Лиса тявкает. Как собака. Приносит вред.  Как бармалей.

3.Физминутка с пластическим этюдом

Головою крутит лис, смотрит прямо, вверх и вниз.

Вот к нему идёт лисица, что ей дома не сидится?

Тихо , тихо, тут охота, наши лисы ждут кого- то.

Притаились, уши встали, приготовились, напали.

Еле я от них  отбился, ёж колючий удивился

(Как же я от них отбился, лось рогатый удивился)

(Как же я от них отбился, серый зайка удивился)

(Головина Н.Ю.)

4 Слайд 15 Педагог: Множество сказок, басен и рассказов создалось у различных народов о кумушке-лисе как о хитром, осторожном, ловком и удивительно-красивом звере.  Узнайте  и скажите  название сказок по  картинкам.

Педагог предлагает по иллюстрациям назвать сказки с участием лисы. (слайд) Модель ответа ребёнка : «Я узнала сказку….» Воспитатель предлагает назвать  качества лисы во всех сказках

Слайд 16 Упражнение «Светофор» На индивидуальных листах дети отмечают своё отношение к лисе, закрашивая кружки красным цветом, если лиса – проявляет хитрость, желтым - жадность , зелёным, если лиса проявила положительные качества. («Лисичка- сестричка и серый волк», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»,)  «Лисичка со скалочкой» «Лиса и журавль»)

 5.Слайд 17 Педагог предлагает собрать разрезную картинку ( козёл)

 Инсценировка детьми русской народной  сказки «Лиса и козёп» (Педагог от автора).

Текст сказки «Лиса и козел»

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже.
Сидит лиса, горюет.
Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
Что ты там, лисанька, поделываешь?—
Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда— забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.—
Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.—Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.—
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Беседа по сказке.

Почему лиса попала в колодец? «На ворон зазевалась» Как сказать по другому? (отвлеклась, не смотрела под ноги)

Как лиса себя чувствовала, сидя в колодце? «Горевала» Как сказать по другому? (опечалилась, расстроилась, загрустила)

Как лиса заманила козла в колодец? Что и как она сказала?

Почему козёл был в колодце долго?  «Насилу отыскали» Как сказать по другому? (искали долго)

Чем кончается сказка? Чему она учит? «Каждой лисе своя шкура ближе». «У козла борода длина, а ум короток»

6. Слайд 18 Рассказывание педагогом  сказки на новый лад. Придумывание детьми способов спасения козла и лисы.

Шла лиса медленно под ноги глядела, в колодец не упала. Увидела много в колодце воды. Решила лиса поплавать. Прыгнула в колодец. Плавает, плескается. Бежит мимо козёл. Пригласила его лиса: «Давай, козёл вместе поплаваем, вдвоём веселее». Прыгнул козёл в колодец да половину воды и выплеснул. Не хочу,- говорит,- больше в колодце сидеть, хочу наверх. На травке пастись. Стали лиса и козёл думать, как им из колодца вылезти? Лиса внизу сидит тявкает. Наверху козёл мекает. 

Давайте, ребята им поможем? (можно предложить окончание из народной сказки: лиса вылезла, а козёл остался, но наталкиваем на «помощь клуба») Дети предлагают разные способы спасения   животных.

На индивидуальных листах дети обводят свой  способ спасения животных. Педагог опрашивает 2-3 детей, кто что выбрал. (Поднять уровень воды, бросая в воду тяжёлые предметы, но тогда можно попасть по животным, использовать верёвочную лестницу, вертолёт, сетку).

Вывод педагога: Когда кто- то или вы  попадаете  в беду, нужно оценить обстановку, справитесь ли вы сами и   всегда позвать на помощь других людей(засвистеть, закричать) или попросить взрослых позвонить по телефону в МЧС (службу спасения)

7. Заключительная часть.

Слайд 19 Вывод педагога.  Какой особенности поведения не было у лисы в сказке, какое качество есть у ребят? Лиса сама выбралась, а козла оставила, Бросила в беде. А ребята в беде товарищей не бросают. А если кто в беде по глупости оказался, то ему надо помочь. Как говорится «Дружба в беде пригодиться». Какая  сказка вам понравилась больше? Русская народная или наша, на новый лад. А ещё говориться. ( Дети): Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Педагог: Тут и сказкам конец, а кто слушал молодец.

РЕЧЕВЫЕ ЗАДАНИЯ  :

СЛАЙД

РЕЧЬ ПЕДАГОГА

РЕЧЬ ДЕТЕЙ

1

узнать какое животное напоминает изображение Почему вы поняли, что это лиса?

мы увидели рыжий, жёлтый, красный, коричневый цвет, острую мордочку.

2

Художник очень необычно изобразил лису. На самом деле она вот такая. Посмотрите и называйте то, о чём я говорю: У лисы вытянутая рыжая (мордочка), острые рыжие (уши), овальное рыжее (туловище), длинные чёрно-рыжие цепкие (лапы),чёрно-  рыжий пушистый (хвост)

Узнают по описанию и называют части лисы (выделены)

3

С лисицей  сравнивают это время года. Какое это время года?   Почему осень сравнивают с лисой, как вы думаете?

Осень и лиса похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, жёлтая.

4

Это маленькие лисы. Как их назвать ласково?. Лисичками  бывают  не только  маленькие  лисы, но и  грибы.- Почему их так назвали?

Лисички. Лисички грибы рыжие, жёлтые и шляпки у них как ушки у настоящих лисичек

5

Живет лиса в норах, которые спасают ее и от преследований, и от непогоды. Но лиса, обычно, не копает нору сама.

6

Всем известно, что барсук – очень аккуратный зверь. Лиса начинает шуметь рядом с барсучьей норой, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.

7

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Лисьи детеныши зовутся не только «лисятами», но и «щенятами». Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

8

Лисы охотятся или небольшими семьями или в одиночку.

Лиса  может, как кошка, подкрадываться к добыче на близкое расстояние и затем бросаться на нее внезапным прыжком

Легкое, стройное и гибкое тело лисицы способно извиваться по земле, когда лисица крадется к добыче, вытягиваться при быстром беге.  У лисы сильные задние ноги, которые позволяют ей делать неожиданные прыжки и повороты; этому помогает и ее длинный пушистый хвост, который действует наподобие руля.  Хвост нужен ещё для того, чтобы согревать нос и лапы.

9

Большую часть дня; лиса проводит в логове и только к вечеру выходит на охоту. Для охоты у неё есть чуткий нюх, как у собаки, усы, которые ощущают малейшее движение вокруг. Не все лисы рыжие. Серо- рыжая окраска бывает у лис, живущих среди камней, хвойных и лиственных лисов

10-13

А теперь вы будете говорить, что лиса любит покушать? Называйте предметы во множественном числе.

Лиса питается животными. Значит она хищник.

Лиса не только хищник, но ест и растительную пищу, что лиса любит покушать?

Белок, зайцев, оленей, птиц, уток, мышей, ящериц, лягушек, рыб, птенцов, утят

Фрукты, ягоды, мёд

14

А теперь давайте расскажем, что мы узнали о лисе и составим о ней загадку.

Лиса- животное. Лиса имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Лиса живёт в лесу. Лиса живёт в норе. Лиса любит кушать рыбу. Лиса рыжая, коричневая. Лиса тявкает. Лиса красивый зверь. Приносит вред.

Это – животное . Оно имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Как белка Живёт в лесу. Как медведь. Живёт в норе, как волк   Лиса любит кушать рыбу. Как кошка.. Лиса рыжая, коричневая   Как апельсин, земля Лиса тявкает. Как собака. Приносит вред.  Как бармалей.

15

Множество сказок, басен и рассказов создалось у различных народов о кумушке-лисе как о хитром, осторожном, ловком и удивительно-красивом звере.  Узнайте  и скажите  название сказок по  картинкам.

(«Лисичка- сестричка и серый волк», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»,)  «Лисичка со скалочкой» «Лиса и журавль»)

Упражнение «Светофор»

16+7

Воспитатель предлагает собрать разрезную картинку. Инсценировка сказки «Лиса и козёп» (Воспитатель от автора). Беседа по сказке.

17

Почему лиса попала в колодец? «На ворон зазевалась» Как сказать по другому? Как лиса себя чувствовала, сидя в колодце? «Горевала» Как сказать по другому? Как лиса заманила козла в колодец? Что и как она сказала?

Почему козёл был в колодце долго?  «Насилу отыскали» Как сказать по другому?

Чем кончается сказка? Чему она учит? «Каждой лисе своя шкура ближе». «У козла борода длина, а ум короток»

(отвлеклась, не смотрела под ноги)

(опечалилась, расстроилась, загрустила)

(искали долго)

18

Шла лиса медленно под ноги глядела, в колодец не упала. Увидела много в колодце воды. Решила лиса поплавать. Прыгнула в колодец. Плавает, плескается. Бежит мимо козёл. Пригласила его лиса: «Давай, козёл вместе поплаваем, вдвоём веселее». Прыгнул козёл в колодец да половину воды и выплеснул. Не хочу,- говорит,- больше в колодце сидеть, хочу наверх. На травке пастись. Стали лиса и козёл думать, как им из колодца вылезти? Лиса внизу сидит тявкает. Наверху козёл мекает. 

Давайте, ребята им поможем?

На индивидуальных листах дети обводят свой  способ спасения животных.

Когда кто- то или вы  попадаете  в беду, нужно оценить обстановку, справитесь ли вы сами и   всегда позвать на помощь других людей.

19

Вывод воспитателя  Какой особенности поведения не было у лисы в сказке, какое качество есть у ребят? Лиса сама выбралась, а козла оставила, Бросила в беде. А ребята в беде товарищей не бросают. А если кто в беде по глупости оказался, то ему надо помочь. Как говорится «Дружба в беде пригодиться».

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного мероприятия "Рассматривание иллюстрации к сказке "По щучьему велению" с использованием элементов технологии ТРИЗ

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения для развития восприятия сюжетных изображений. Целью данного занятия является обогащение чувственного опыта, развитие представлений детей с...

Непосредственно образовательная деятельность « Веселый Лесовичок» с применением ИКТ, игровой технологии и элементами технологии эстетической направленности.

Материалы , приготовленные воспитателем для детей позволяют развивать любознательность, творческое воображение, умение  различать листья разных деревьев,формирует умение  детей отг...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...

Моя авторская технология "Универсальный макет "Островок историй", как элемент технологии "Говорящая среда в образовательной деятельности"

Уже второй учебный год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Выявленные проблемы:Для наших детей характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восп...

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с оста...