Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
рабочая программа (окружающий мир) на тему

Короткова Елена Дмитриевна

Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

«Совершенствование

художественно-творческой деятельности

у детей с ОНР»

(из опыта работы)

Выступление на педсовете

воспитателя 1-ой  группы

Коротковой Е.Д.

                                                     Москва

                          ГОУ д/с комбинированного вида № 696

                                                 Март, 2011 г.

В современном мире очень актуальна проблема развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

У детей с диагнозом ОНР в значительной степени ограничены и обеднены интеллектуально-познавательные процессы, а также социальные и художественно-эстетические впечатления ребенка. Кроме того, у детей, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, незначительно проявляется творческая активность. Таких детей в большей степени нужно заинтересовать деятельностью.

Поэтому мы больше внимания уделяем  развитию художественно-творческих  способностей в процессе различных видов коллективной  продуктивной деятельности, а также совместной работе детей с родителями, т.к. среди воспитательных средств совместная творческая работа ребенка и взрослого занимает особое место.

Такое взаимодействие с родителями обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка, предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. В нем формируются способности к длительным волевым усилиям, развиваются воображения, образное мышление, творческая активность и инициатива, формируются специфические навыки и умения, связанных с техникой преобразования материала и использования разных нетрадиционных техник изображения предметов.

Сотрудничество и сотворчество детей и взрослых позволяет больше экспериментировать с разными художественными и изобразительными материалами, самостоятельно «открывать» детям  способы действия с различными предметами, учит делать выводы в процессе анализа собственных действий. Оставаясь как бы на вторых  ролях, не боясь ошибиться и принять на себя ответственность,  ребенок учится самостоятельно искать нужное решение, учится планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор. Со старшим другом не страшно. У ребенка  развиваются коммуникативные навыки при объединении детей в творческие группы, совершенствуется стиль партнерских отношений, снижается напряженность, скованность, закомплексованность.

Во время занятий по изобразительной деятельности и ручному труду мы с детьми садимся за общий большой стол (сдвигаем парты). Такая посадка детей позволяет каждому чувствовать себя не одиноким, и если что не получится, то ребенок может не переживать – в общем результате «никто не заметит» его ошибок. Погрешности в конечном результате у детей с ОНР не является следствием неаккуратности.

Не стоит забывать, что у детей с ОНР нарушено восприятие, мелкая моторика, умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение. Они быстро утомляются, пресыщаются любым видом деятельности, они либо вялы, пассивны и заторможены, либо чрезмерно возбудимы, раздражительны и  двигательно  расторможены.  А ведь для нас главное участие ребенка в деятельности. И не стоит ругать, если у него не получилось или получилось не так, как бы нам хотелось. Сам ребенок еще не видит своих ошибок. Для него его работа самая лучшая  (повторюсь: результатом должна быть не столь обученность навыкам, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.)

В своей работе мы используем не только традиционные занятия, но и игры-занятия, рисование-экспериментирование, совместную художественно-творческую  деятельность, нетрадиционные детско-взрослые проекты.

         Перечислим некоторые из них:

  1. Рисование-печатание  «Разные, разные листья» Швайко Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в дет. саду. с.32
  2. Рисование  «Красивая ёлочка» (К.К Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»,    с. 3,14)
  3. Рисование тычком «Как зайка от лисы прятался»  (Волчкова, Комплексные занятия во II мл.гр., с.198)
  4. Рисование  «Фрукты». (исп. трафаретов, закрашивание соответствующим цветом)
  5. Рисование  «Барашек в белой шубке»  (К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  6. Рисование «Подарок маме. Подставка»   Цель: Учить детей обводить буквы по трафарету, закрашивать их в разных направлениях разным цветом (типа  витражей)
  7. Рисование  «Белая береза»    (А.В.Никитина «Нетрадиционные  

техники рисования в детском саду»     - восковые мелки, акварель)

  1. Рисование «Серый пушистый зверь» (М.Дрезнина  «Игры на листе бумаги», с.23)
  2. «Петушок»  (обведение ладошки и штриховка цветная) см. Необычное рисование : рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева.— М. : Дрофа, 2007, с.10
  3. Подарок маме «Сувенир-магнит  на холодильник – Красивый цветок»
  4. Рисование  по мокрому листу «Разноцветный луг», «Бабочки танцуют» (слияние красок)
  5. Рисование – игра «Цветные карандаши» (соответствие предмета с цветом ) «Сделаем жизнь наших малышей ярче»  с. 31, 36
  6. Коллективная аппликация «Цветочная клумба» И.А.Лыкова «Изо в д\с. Средн.гр.», с.24)
  7. Рисование сухой кистью «Осенние цветы - астры» (гуашь)
  8. Рисование «Кленовый лист» (маркер, акварель, техника по мокрому листу) (с курсов КПК)
  9. Рисование  «Цветные зонтики»   (И.А.Лыкова «ИЗО  в д/с. Ст.гр.», с.54, украшение сегментов зонта печатками)                                                                                                  
  10. Рисование–фантазирование  «Крючка, Злючка и Зака-Закорючка» (И.А.Лыкова «ИЗО  в д/с. Ср.гр.», с.86)                                                                                            
  11. Лепка «Веточка дуба», «Первые снежинки»  (Пластилинография по стихотворению  И. Токмаковой  «Дуб» и К. Бальмонта   «Снежинка» )  
  12. Рисование  «Дует, дует ветер» (техника смешения красок, серый цвет пасмурного неба, голые деревья клонятся от ветра)  (с курсов ПК)                                                
  13. Аппликация (Коллаж) «Кухонные принадлежности» ( Волчкова  В.Н., Степанова Н.В.,  с.16 «Конспекты занятий в ст.гр. д/с. ИЗО»)
  14. Рисование-игра-экспериментирование «Дружные девочки краски»  (см. Н.В.Дубровская «Игры с цветом», с.20)
  15. Рисование «Сова»  (см. опыт работы с КПК. Материал: черный маркер, акварель)
  16. Ручной труд из бросового материала (пластиковые бутылки, молочные пакеты)  «Кормушка для птиц»      (см.распечатку из книги А. Роговина "Хочу сделать сам", "Педагогика", 1984 г. )          
  17. Рисование  «Зайчонок» (см. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, с.  25)
  18. Лепка.  Новогодний сувенир «Брелок для ключей. Кролик»  (см. А.А.Анистратова, Н.И.Гришина «Поделки из пластилина и соленого теста», с.29     или И.А.Лыкова «ИЗО  в д/с. Ст.гр.», с.88)        
  19. Ручной труд из киндер-яйца «Поросеночек» и др. дом. животные (инет)
  20. Конструирование-моделирование  «Праздник в нашем зале»   (изготовление макета из мелких игрушек, расположение елки, пианино, стульев для гостей и т.д.)  
  21. Рисование-набрызгивание  «Зимняя сказка»  на ½ листа, будущая открытка  (см. О.Никологорская «Волшебные краски», с. 84)
  22. Рисование  «Рождественские гадания при свечах»  (пастель,                 соединение цветов, плавный переход от одного цвета в другой.  КПК Горяевой Н.А.)                                  
  23. Коллективная аппликация   «Зимнее дерево» (круги и овалы разной формы, курсы ПКК Горяевой Н.А.)        
  24. Конструирование–моделирование «Наша группа» (планирование игровых зон, использование мелкого строителя)
  25. Рисование-экспериментирование  «Я рисую море» (И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду. Ст. группа», с. 173)
  26. Ручной труд «Весенний букет» (подарок маме. Интересна идея – плоскостная работа, скручиваясь в цилиндр, превращается в объемную)    
  27. Рисование – экспериментирование. Соединение красок белым цветом «Праздничное настроение» (курсы ПК Горяевой Н.А. )
  28. Рисование портретов членов семьи («Фотоальбом») (исп. черных маркеров, акварели, рисунков-схем, см. распечатку + И.А.Лыкова «ИЗО в д/с. Ст.гр.», с.136)
  29. Рисование–обведение ладошек «Петушок и курочка» (курсы ПК Горяевой Н.А. + Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – С.-Пб.: Детство-пресс, 2003, с. 24)
  30. Раскрашивание пасхальных яиц – писанок  из папье маше (см. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева.— М. : Дрофа, 2007, стр. 16, 17)
  31. Коллективная работа – коллаж «Космическое пространство» (цветной граттаж, элементы аппликации, нетрадиционные техники рисования; инет)  
  32. Монотипия «Красивые бабочки»   (Никологорская О. - «Волшебные краски», - М., АСТ-Пресс, 1997, с. 62)

Хочется заметить, что некоторые работы необходимо планировать на два или даже три занятия. Мы часто это опасаемся делать, а в итоге страдают дети – мы не успеваем, торопимся, нервничаем, затем все доделываем в неопределенное время N…

Детям было интересно участвовать в общих проектах «Лесные сувениры» (поделки из природного материала), «Кормушка для птиц», «Игрушки для ёлки», «Мебель для кукольной комнаты», «Военная техника». К этим проектам подключались родители, поэтому поделки были разнообразными. Дети с удовольствием делились в группе впечатлениями о своей работе дома. У детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений и личного опыта.

 И еще мы заметили, что после наших подарков мамам у самих мам появилось желание сделать что-то похожее. Покопавшись в интернете, они раскрывают свои способности и таланты, и приносят в сад прям таки шедевры. Ну а как дети гордятся своими мамами и папами!

Родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи. У родителей появилось осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей; бережное отношение к продуктам детского творчества; партнерские взаимоотношения со своими детьми. И с другой стороны – обогатился воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Такая  работа способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между воспитателями и родителями, а в конечном итоге совершенствует художественно-творческую деятельность наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...

Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....