"Путешествие за грибами в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тема:«Путешествие за грибами в осенний лес»

Направление:«Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgt_nod.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОУ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Путешествие за грибами в осенний лес»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество

Старшая группа

Зам. зав. по ВМР

Титова М.В.

Серпухов, 2011

Виды детской деятельности: 

игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи: 

  1. учить видеть красоту осеннего пейзажа;
  2. уточнить и закрепить правила поведения в лесу;
  3. закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах,
  4. уточнить представления об особенностях внешнего вида и роста грибов;
  5. познакомить с правилами сбора грибов;
  6. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  7. обогащать и активизировать словарь детей;
  8. закреплять умение согласовывать движения с текстом песни, выполнять движения ритмично, петь выразительно;
  9. закреплять умение в рисунках передавать характерные особенности окраски грибов.

Предварительная работа: 

беседа об осенних приметах («Гром в сентябре – тёплая осень», «Октябрьский гром – к белоснежной зиме», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало–сухая»), заучивание стихотворений (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»), беседа о грибах, о правилах поведения в лесу, разучивание песни «Корзиночки» (музыка и слова Г.Ф.Вихаревой).

Материал и оборудование:

ширма, украшенная осенним пейзажем центральная стена, картинки съедобных грибов (белый, подосиновик, опята, лисички), несъедобных (желчный гриб, ложные опята и лисички); для дидактической игры – грибы съедобные и несъедобные; для изодеятельности – силуэты грибов, краски; костюм Осени.

Словарная работа:

грибница, на изломе, назойливый.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Воспитатель:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой. (Звучит тихая музыка «Времена года» А. Вивальди).

– Скажите, какой лес осенью? (Красивый, разноцветный, нарядный, расписной, волшебный и т.д.).

– Как поэты России описывают красоту осенней природы? (Чтение детьми стихов про осень).

– Какие народные приметы об осени вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: 

– А теперь мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес (дети подходят к центральной стене, украшенной осенним пейзажем).

– Вот мы с вами и в лесу. Давайте вспомним, какие существуют правила поведения в лесу.

Воспитатель:

Когда в лесу гуляешь,

Бегай, прыгай и играй,

Но никогда не забывай…

1 ребёнок:

В лесу нельзя шуметь.

Чтоб зверей нам не пугать,

Надо тихо здесь играть

2 ребёнок:

Ветки деревьев не ломай,

Цветы в букет не собирай.

Помни – ты лишь гость в лесу,

Сохраняй его красу!

– Дети, давайте полюбуемся красотой осеннего леса! (звучит музыка – из-за ширмы появляется Осень (взрослый в костюме Осени).

Осень:

– Здравствуйте, дети! А что вы делаете в моём осеннем лесу?

Воспитатель:

– Мы пришли за грибами.

Осень:

– Я случайно услышала, как вы рассказывали о правилах поведения в лесу, вы молодцы, всё правильно сказали, и я рада видеть вас у себя в гостях. Грибов в моём лесу много, но чтобы их собирать, о них нужно многое знать. Что вы знаете о грибах?

Воспитатель:

– Ребята, давайте расскажем Осени, что мы знаем о грибах.

– На какие две группы делятся все грибы? (съедобные и не съедобные).

– Какие съедобные грибы вы знаете?

Осень:

– Совершенно верно, молодцы.

– Расскажите, как выглядит белый гриб (шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с зеленоватым оттенком. Ножка толстая. А сам гриб на изломе белый).

– Как ещё называют белый гриб? (Боровик).

– Где чаще всего можно встретить белый гриб? (В лиственных и хвойных лесах, чаще всего рядом с елью, берёзой и дубом).

– А как называется этот гриб? (показ картинки – подосиновик).

– Расскажите о нём (шляпка у подосиновика красная, желтоватая или бурая, ножка серая с чёрными чешуйками).

– Где растёт подосиновик? (Подосиновик с красной шляпкой растёт в осиновых рощах, с жёлтой или бурой шляпкой – среди берёз и сосен).

– Как называются эти грибы? (Лисички).

– Расскажите о них (Лисичка имеет ярко-жёлтый цвет, по форме напоминает перевёрнутый зонтик).

– Где растёт лисичка? (В хвойных и смешанных лесах, растут они большими группами).

– Расскажите, как называются эти грибы? (Опята).

– Опишите их. (Шляпка опёнка сначала выпуклая, позднее плоская с бугорком посередине, буроватая, с мелкими чешуйками, ножка тонкая, длинная, сверху светлая, внизу коричневато-бурая, с белым кольцом).

– Где растут опята? (На пнях и на живых деревьях, чаще всего на сухих берёзах и старых пнях, растут опята большими группами).

Осень:

– Молодцы, вы многое знаете о грибах, а ещё очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба –  желчный гриб, у лисичек – ложные лисички, у опят – ложные опята (показ картинок).

Воспитатель:

– Да, Осень, дети знают эти ядовитые грибы.

– Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка).

– Правильно, самый опасный из ядовитых  грибов – бледная поганка.

– Как выглядит бледная поганка? (Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская шелковистая, бледно – зеленого или серо-зеленого цвета, ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. Растет она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных).

– Ну, а мухомор, Осень, ни с чем не спутаешь. Кто расскажет, как выглядит мухомор? (Шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо как будто юбочка).

Осень:

– Дети, а вы знаете мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Могут полакомиться мухомором сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, так как мухомор для лосей лекарство.

– Что вы сделаете, если встретите мухомор в лесу? (Нужно пройти мимо).

– Правильно нужно помнить о лесных жителях.

Осень:

– Существуют очень важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать их руками.

– Грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить корешки, которые у грибов называются грибницей. (Демонстрация рисунка, на котором изображено строение гриба).

Воспитатель:

– Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не трогает. Настоящему грибнику лес радуется как другу, и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом.

  1. Дидактическая игра «Съедобные  несъедобные»

Осень:

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы проверить, как хорошо вы знаете грибы.

(Грибы разложены на полу).

– Дети, выберите съедобные грибы и сложите их в корзину.

– А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на поляне? (Эти грибы несъедобные).

– Скажите, какие грибы вы положили в корзину? (Дети называют).

Осень:

Осень чудная пора,

Её любит детвора.

Мы корзиночки возьмём

И грибочков наберём.

  1. Музыкальная пауза. («Корзиночки» музыка и слова Г. Вихаревой)

Осень:

– Давайте все вместе споём песню «Корзиночки».

Бывает осень грустная, (поют, стоя в кругу)

С назойливым дождём, (держат корзинки обеими руками)

Бывает и весёлая,

Когда мы в лес идём.

Припев:

Корзиночки, корзиночки (выполняют «пружинку»)

В руках у всех ребят, (слегка вытянув руки…)

Грибочками наполнить их, (…с корзинками вперёд)

Конечно, все хотят.

Проигрыш (кружатся).

У каждого грибочек свой, (поют, двигаясь врассыпную)

И вот мы разбрелись.

«Ау, Ау! Грибочек мой, (останавливаются)

Пожалуйста, найдись!»

Припев

(На каждую строку припева наклоняются, «берут гриб», кладут в корзину).

Проигрыш (кружатся).

Довольные, счастливые, (идут по кругу, держа…)

Из леса мы идём (…корзинки на вытянутых…)

И полные корзиночки (…руках)

Красавчиков несём!

Припев (выполняют «пружинку»).

Проигрыш (кружатся).

Осень:

– Спасибо вам, ребята, я была рада встретиться с вами. До свидания!

Воспитатель:

– Мы с вами отдохнули, а теперь нарисуем грибы, чтобы показать их нашим родителям. (Дети выбирают силуэты грибов, раскрашивают их шляпки в зависимости от вида гриба. Проводится индивидуальная работа: «Какой у тебя гриб? Какого цвета шляпка?»).

  1. Рефлексия

– О чём мы беседовали?

– Что нового вы узнали о грибах?

– В какую игру играли?

– Что мы рисовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."

Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Досуг для детей средней группы "За грибами в осенний лес"

Досуг для детей 5-го года жизни проводится в условиях группы....

«Грибы в осеннем лесу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста. Конспект подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС ДО....

Конспект на тему "Ягоды и грибы. Лес осенью." 3-ая неделя октября 1 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...