Неизведанное рядом. Песок. Глина.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НИКИШИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОК.   ГЛИНА.

ПОЧЕМУ ПЕСОК ХОРОШО СЫПЛЕТСЯ?.

        Цель. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

        Игровой  материал. Ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ёмкость горкой и смотрят, что происходит (песок остаётся в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпаю глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг другу; песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

ПОСАДИМ  ДЕРЕВО.

        Цель. Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

        Игровой материал. Ёмкости с песком, глиной, палочки.

        Ход игры. Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в ёмкость с песком, потом  - в ёмкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).

ВЕТЕР.

        Цель. Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

        Игровой материал. Прозрачные ёмкости с песком и глиной, ёмкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган – резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

ГДЕ  ВОДА?

        Цель. Определить, что песок и глина по – разному впитывают воду.

        Игровой материал. Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие,сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло  в ёмкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду), где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

ВОЛШЕБНЫЙ  МАТЕРИАЛ.

        Цель. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

        Игровой материал. Ёмкость с песком, глиной, дощечки, палочки,изделия из керамики.

        Ход игры. Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть,после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив её. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в неё воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое – то время сохраняет форму).

МОГУТ  ЛИ  ЖИВОТНЫЕ   ЖИТЬ  В ЗЕМЛЕ.

        Цель. Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

        Игровой материал. Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

        Ход игры. дети выясняют, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков). Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.

НАВЕРХ.

        Цель. Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

        Игровой материал. Земляные черви, земля, камушки, стаканы.

ПОСТРОИМ  ГОРОД   ИЗ  ПЕСКА.

        Цель. Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца.

        Игровой материал. Песок, вода, лопатки, совочки, формы для игр с песком, вёдра.

        Ход игры. В течение 2-3 дней взрослый актуализирует представления детей о свойствах песка, предлагает выступить в роли архитекторов: создать город из песка на участке детского сада (по готовому проекту). Все вместе обсуждают расположение построек из песка, чертят план города. Во время сооружения взрослый напоминает о важности мощного фундамента и необходимости увлажнения песка для повышения прочности построек. Можно предложить детям провести конкурс наиболее интересных проектов зданий. И именно их возвести в центральной части. Постройки обыгрываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Воздух.

Опытно-эксперементальная работа -воздух....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....