опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование заботливого и бережного отношение к природе у детей с ОНР через проектную деятельность.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Воднева Наталья Ивановна

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
           Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.
    Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
     В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Проблема воспитания и обучения детей  с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии,  достаточно сложно. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы.

Практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

При непосредственном общении с миром природы  души ребят раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с ОНР развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников.

Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Главные преимущества этого метода в работе - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.

Работе над проектом предшествует составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. Постановка цели.
  2. Поиск формы реализации проекта.
  3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
  5. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
  6. Организация совместной (с педагогом и детьми) творческой, поисковой деятельности.
  7. Работа над частями проекта, коррекция.
  8. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества, сотворчества не только воспитателя и детей, но и родителей, а порой всего персонала детского сада.

При прохождении с детьми лексической темы «Рыбы»дети заинтересовались «Могут ли аквариумные рыбки жить в речке». Так родилась мотивация к проекту «Рыбка – рыбка, где ты спишь?»

Цель проекта:

  1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений об обитателях рек и морей.
  2. Формировать практические умения и навыки ухода за аквариумными рыбками.
  3. Формировать умение устанавливать простейшие экологические причинно – следственные связи, доказывать, делать выводы.
  4. Вырабатывать первые навыки экологически грамотного поведения у водоемов и рек.
  5. Устанавливать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями.

Реализацию проекта начали с постановки вопросов «Что мы знаем о рыбах? Что хотим узнать? У кого можно узнать?».

Для родителей вывесили информацию – просьбу, в которой от имени детей группы просили помощи при сборе интересной информации. Всем педагогам ДОУ, работающим с детьми нашей группы, предложили принять участие в реализации проекта.

Второй этап проекта проходил очень интересно, увлекательно. Дети и взрослые нашей группы объединились, почувствовали интерес и, даже, азарт. Дети каждый день приносили в группу новые книги, журналы, энциклопедии, в которых были интересные факты о рыбах. Родители сконструировали мобиль»Рыбы», который мы повесили в уголок релаксации. Наш аквариум пополнился новыми аквариумными рыбками. Дети рыбок рисовали, лепили, делали аппликации. Вместе с логопедом ребята выкладывали названия рыб, заучивали стихотворения, загадки, считалки. Руководитель по физической культуре разучил с детьми подвижную игру «Удочка». Ребята проводили опыты по определению соленой и пресной воды. Мы создали мини Красную книгу рыб.

Итогом нашего мини проекта стал экологический досуг для детей и родителей «Обитатели водной стихии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе как одна из сторон формирования экологически ориентированной личности ребенка....

Основы бережного и заботливого отношения к природе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15159153","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"font-size: 12px;","width":"480"}}]]Закладываем основы бережного и забо...

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...