Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспитанию в ДОУ. (старший, подготовительный к школе возраст) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat._plan.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Методические рекомендации

           В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.                                                        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания  детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого,  данная работа включает целый комплекс задач:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширение представлений о городах России;
  7. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их   традициям.

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.        Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.        Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.        У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.


Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшей группы.

Месяц

Тема

Содержание занятия по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Моя семья"

Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня"
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".

Рисование на тему "Моя семья".
Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

"Мой любимый детский сад"

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.
Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Ноябрь

"Мой район и город, в котором я живу"

Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям).
Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров Нижегородских мастеров).
Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Экскурсия по району и городу на автобусе (желательно с родителями).
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в  городе.
Изготовление альбома "Природа моего края".
Сюжетно-ролевая игра "Почта" (называние адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

"Я и мое имя"

Для чего человеку имя? (беседа).
"Полное" и "неполное" имя (игра).
Этюд "Назови ласково".

Изготовление именных карточек.
Рисование на тему "Мой лучший друг".
Развлечение "Друг в беде не бросит".

Декабрь 3 - 4 недели

"Новый год у ворот"

Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу

Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".

Январь

"Наша Родина – Россия"

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".
Пение русских народных песен, частушек, колядок.
Рождественское развлечение.
Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

"Москва – главный город нашей Родины"

Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".
"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве).

Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями).
Конструирование Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Февраль 3 – 4 недели

"Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".
Пение песен об армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Рассказы пап о службе в армии.

Март

"Очень я люблю маму милую мою"

Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

"Наши космонавты"

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра "Космонавты".

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.

Май

"Этот День Победы"

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)

Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.

Июнь – август

"Ноябрьск — прежде и теперь"

Совместная экскурсия по городу детей, родителей, воспитателей.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей подготовительной к школе группы.

Месяц

Тема

Содержание занятия по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Моя семья"

Разгадывание ребуса "7 Я".
Работа над понятием "семья".
Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение".
Рисование дома для своей семьи.

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в "Семью".
Изготовление панно "Моя семья".

Октябрь 1 -  2 недели

"Я люблю свой детский сад и район, где я живу"

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.
Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.

Экскурсия (пешая) по району.
Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).
Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).
Семейный праздник "Моя родословная".

Октябрь 3 - 4 недели

"Мой северный город" (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

Рассказ воспитателя об истории возникновения Ноябрьска (местоположение, особенности застройки, освоения).
Слушание песен о Ноябрьске.

Экскурсия по городу.
Изготовление панно из природного материала "Герб Ноябрьска ".
Рисование на тему "Мой город".

Ноябрь

"Законы, по которым мы живем"

Беседа о Конституции.
Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства).

Выставка поделок "Руками детей и их родителей".

Декабрь

"По Новогодней карте"

Беседа о праздниках.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о Новогодних символах.
Рассказ о Новогодних обычаях.

Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.
Оформление группы к празднику.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция "Поможем птицам зимой".
Новогодний праздник.

Январь

"Наша Родина — Россия"

Экскурсия по выставке рисунков "Моя Родина".
Беседа о березке — символе России.
Стихи и песни о березке.
Народные игры

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Работа над понятием "гражданин".
Слушание песен о Родине.

Рисование на тему "Моя Родина".
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники (украинский, татарский, русский, белорусский и др.).

Февраль 1 – 2 недели

"Москва — столица нашей Родины"

Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинки "Москва".
Слушание песен о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Конструирование и аппликация "Башни Московского Кремля".
Оформление стенда.

Февраль 3 – 4 недели

"Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.
Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март

"Моя мама"

Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Апрель 1 - 2 недели

"Наши космонавты"

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах.

Спортивное развлечение "Мы — космонавты".
Конструирование космического корабля.

Апрель 3 - 4 недели

"Наше государство — Российская Федерация"

Беседа о государстве — "Российская Федерация".
Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Прослушивание гимна.

Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Май

"Этот День Победы"

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
Просмотр видеофильма.

Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.

Июнь -  август

"Ноябрьск — прежде и теперь"

Совместная экскурсия по городу детей, родителей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...

Перспективное планирование по духовно- нравственному воспитанию ( старший дошкольный возраст)

Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. План составлен на летний период...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....