педагогический проект
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Представлено подробное описание проекта "Чем знаменито Дымково?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по направлению физического развития детей № 30

«Дельфинёнок» г. Павлово

Педагогический проект

на тему

«Чем знаменито Дымково?»

                                                      Выполнила:

                                                                                   воспитатель средней группы

                                                             Сиверскова Н.Б.

г. Павлово 2010 год

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

  В наше время проблема эстетического воспитания очень
актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими
сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется
память, особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают
то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует
умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное
эстетическое воспитание ребенка.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

В изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Моя задача поближе познакомить детей с изделиями народных мастеров -  дымковскими игрушками. Тем самым, привить ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: веселые дымковские свистульки.

Концепция проекта

Цель:  Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Задачи: 

Обучающие:

  1. Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  2. Стимулировать умственную деятельность детей.

Развивающие:

  1. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
  2. Развивать умение детей общаться между собой.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
  2. Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

Решая задачи этого проекта, хочется отметить, что в программе мало занятий посвящено дымковской росписи, дымковской игрушке. Поэтому мне пришлось дополнительно провести беседы о возрождении дымковской игрушки, об особенностях производства дымковской игрушки,  о порядке  лепки игрушки, об ознакомлении с характером росписи игрушек.  Дети наблюдали за изготовлением игрушек из глины, а потом сами были мастерами своего дела. Рассматривали альбомы с Дымковской росписью, игрушками.

По-моему мнению дети, будут бережнее относиться к предметам, сделанными  своими руками. В работе над проектом закрепляются знания, развиваются эстетические чувства, особенно если дети самостоятельно учатся подбирать элементы дымковской росписи, цвет. Перед собой я поставила цель: провести данную работу в течение месяца. Итогом работы будет проведённая ярмарка, где дети будут предлагать свои игрушки в стихах, частушках. Свою продукцию  дети подарят детскому садику.

  1. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проекта

Задачи этапа

Проектные

мероприятия

Временной отрезок

исполнения

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1.Выбор темы

  1. Заинтересовать детей.
  1. Мотивировать детскую деятельность.
  2. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
  1. Формирует проблему: «Есть мини – музей «Дымка». Он очень маленький. Там одни картинки. Как же нам его пополнить?»
  1. Вхождение в проблему - ребята решают вылепить игрушки из глины, сделать д.и. «Составь дымковский узор».
  2.  Вживание в игровую ситуацию – становятся мастерами Дымковской игрушки.

1 неделя

2. Подготовка к проекту

  1. Стимулировать умственную деятельность детей.
  2. Формировать умение детей общаться между собой.
  3. Формировать умение планировать свою работу.
  4. Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  5. Воспитывать любовь к народным промыслам.

  1. Изучение методической литературы.    
  2. Подготовка материала – глина, доски…
  1. Помощь в  планировании деятельности.
  1. Привлечение                                                                                                                                                                                                                                     родителей к пополнению мини-музея: детские книги про Дымку,  игрушки - подлинники:  индюк, барышня с коромыслом, привезённые из Кирова.
  2. Изготовление папки- раскладушки  с элементами Дымковской росписи.
  3. Чтение детям произведений устного народного творчества: стихи, частушки.
  4. Беседа о возрождении дымковской игрушки.
  5. Беседа об особенностях производства дымковской игрушки.
  6. Беседа о порядке  лепки игрушки.
  1. Объединение детей в рабочие группы. Первая группа работает с глиной – лепят игрушки. Вторая группа занимаются их побелкой. Третья группа расписывают игрушки дымковской росписью.
  2. Разучивание стихов, частушек про Дымку.
  3. Расписывание платочков элементами дымковской росписи.
  4. Составление узоров дымковской росписи на игрушках, вырезанных из бумаги.

1 неделя

3. Реализация проекта

  1. Оказать помощь в решении индивидуальных задач в создании образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
  2. Формировать умение работать с глиной.
  3. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
  4. Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

  1. Рассказ о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.
  1. Беседа о красках, используемых мастерами при росписи дымковских игрушек, об элементах, которые входят в дымковский узор.
  2. Рассматривание дымковских игрушек (подлинников) и беседы о них.
  3. Составление плана лепки игрушки.
  4. Беседа о приёмах лепки.
  5. Беседа о соблюдении порядка за рабочим столом.
  6. Напоминание о технике рисования.
  7. Проведение дидактической игры «Составь дымковский узор»
  8. Чтение стихотворений, вопросы к детям.
  9. Наблюдение за работой детей.
  10. Индивидуальные объяснения.
  11. Анализ работ воспитателем и детьми.
  12. Написание сценария ярмарки «Свистуньи».
  13. Подготовка атрибутов.
  14. Подбор костюмов.
  1. Использование детьми карточек – «элементы Дымковской росписи», а также альбомов с изображениями Дымковских игрушек.
  2. Работа детей по группам:

одна – лепит,

другая – белит,

третья – расписывает дымковской росписью.

  1. Рассказы о выполненной работе.
  2. Анализ работ в вечернее время. 
  3. Рассказы детей, чем понравилась работа.

2 недели

4. Подведение итогов

  1. Обеспечить рефлексию.
  2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.
  1. Альбом «Игрушки из Дымки»
  2. Альбом «Мастера – умельцы дымковской игрушки»
  1. Проведение  ярмарки, где дети представляют на показ свои игрушки.

1 день -  16 марта.

  1. Ожидаемые результаты проекта
  1. Уважительное отношение к народным промыслам.
  2. Сформированные представления о процессе создания игрушек.
  3. Создание образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
  4. Сформированные навыки работы с глиной.

Ресурсная база проекта

- материально-технические ресурсы

Пополнили мини-музей Дымковской игрушки глиняными изделиями. Сделали альбом «Мастера – умельцы народной игрушки».  Оформили альбом – «Игрушки из дымки». Организация  ярмарки «Свистуньи». Сделали папку – раскладушку «Дымка». Сделали дидактическую игру «Составь Дымковский узор».

- программно-методические ресурсы

Литература:

  1. В. С. Горичева. Сказку   сделаем   из   глины,   теста,   снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
  2. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  3. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
  4. Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

5. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  Издательство Мозаика-Синтез

6. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка»  издательство Мозаика – Синтез  2009г

    7.  Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С.73-77.

      8. Доронина Г. Использование прикладного искусства в эстетическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. - С. 22-23.

      9. Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С.23-25.

     10. Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С.13-14.

     11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1999.

     12. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего (среднего, старшего) дошк. возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 40с.

13. Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. - 124с.

14. Дризовская Т. В.Г. Сутеев – писатель и художник // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 7. - С.121-124.

15. Дувидов В. Повторение пройденного: О проблемах оформления детской книги // Детская литература. - 1972. - № 1.- С.52-53.

16. Егорова П. Первые шаги в мир прекрасного // Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - С.23-24.

17. Езикеева В.А. Об иллюстрациях в детской книжке // Дошкольное воспитание. - 1952. - № 9. - С.7-12.

Возможные риски проекта и способы их преодоления

Возможный риск – недостаток времени.

Способ преодоления -  планировать каждый этап более последовательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...