Консультация"Экологическая тропинка"
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ковалева Елена Станиславовна

Значение экологической тропинки в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_ekologicheskaya_tropinka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ОУМЦ СВУО

  Консультация

 для председателей методических объединений старших воспитателей: «Организация работы на экологической тропинке  детского сада».

Подготовила  методист Лаборатории дошкольного воспитания и образования ОУМЦ СВУО

Кириченко Е.Б.

г. Москва-2005г.

Экологическая тропинка.

В настоящее время  во многих  учреждениях идет  экологизация развивающей  предметной среды, создаются ее новые элементы  как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией  экологической тропы –   специально оборудованного учебного  маршрута  на природе.  Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания  в процессе непосредственного  общения ребенка  с ближайшим природным окружением.

В последние годы многие дошкольные уч реждения  работают над созданием экологические тропы. Одна ко с точки зрения их формы, протяженности и содержания, а также возраста детей пра вильнее было бы называть их экологическими тропинками. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населе ния и школьников, как правило, прокладывают ся в естественных ландшафтах, характеризу ются значительной протяженностью и несут большую содержательную нагрузку.

В до школьных учреждениях экологические тропин ки выполняют следующие функции:

  1. познавательную,
  2. развивающую,
  3. эстетическую,
  4. оздоровительную функции.

Значение  тропинки разнообразно:

  1. Проведение  воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Просветительская работа  с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Можно выделить два основных типа экологиче ских тропинок:

  1. на территории дошкольного учреждения;
  2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер).

Однако,  учитывая современную ситуацию,  рассмотрим вопрос создания экологической тропинки на участке детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объек тов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообраз ных и привлекающих внимание ребенка объек тов, их доступность для дошкольников. В каче стве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорасту щих, так и культурных растений (деревьев, кустарников), мхи, грибы на живых или мертвых деревьях, старые пни, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, цветники, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков - солдатиков), небольшие водоемы, огороды, альпийская горка.

Взаимодействие человека с природой может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц.

Этапы создания   экологической тропинки.  

Последовательность  тропинки может быть следующей:

  1. детальное  обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех объектов /в виде  кружочков с цифрами или рисунков- символов/. Могут быть  составлены  картосхемы разного назначения: 
  1. в помощь  воспитателям;
  2. и для детей  разного возраста
  1. картосхемы  для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных  для ребенка объектов, стрелок, указывающих  маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем   лаконичней должна быть схема.  Для малышей  можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить  все эти рисунки линией –дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
  2. Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  3. Фотографирование  объектов и описание всех точек по схеме,
  4. оформление в виде альбома; изготовление  табличек  с рисунками, надписями для видовых точек;
  5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми;  оформление тропы и изготовление  элементарного оборудования  для организации наблюдений.

Действия по созданию экологической тропинки

и ее оформление.

Создавая экологическую тропинку на территории сада, помните о том, что экологическая тропинка — это не ухоженная клумба. Иногда   руководители  дошкольных  учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для создания тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений.

Со здать экологическую тропинку можно на тер ритории любого учреждения, причем без осо бых  дополнительных  затрат.   Такой   подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объ екты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками. В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей  территории и видового разнообразия  экологическую тропинку можно организовать по- своему.

Начальным этапом  создание тропинки является обследование  территории и выделении  будущих видовых точек.

  1. В качестве видовых то чек, прежде всего, выберите деревья, кустар ники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на терри тории есть участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. Сравни вая их, можно наглядно показать отличия раз ных жизненных форм растений.

  1. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами так же послужит отличным объектом для наблю дений по блокам «Почва», «Растения»  Наблюдение за пнем (рассматривают его поверхность при по мощи луп) целесообразней всего    после чтения и обсуждения сказки Н. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Та кие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, осо бенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище мно гие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засох шее дерево (можно спилить некоторые его ча сти). На таком дереве через некоторое время может появиться молодая поросль. Кроме то го, на нем удобно размещать кормушки.

В со став   растений  тропы   могут  также войти:

  1. расте ния-часы  - клумба «цветочные часы»  Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток.
  2. Это такие растения как одуванчики, мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак.  Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, рас крывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрыв шая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов.

  1. растения-барометры клумба  «цветочные барометры».     Предсказать предстоящую погоду помогут наблюдения, проведенные за  растениями барометрами:
  1. Кислица, фиалка, календула перед непогодой за крывают цветки.

  1. Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поника ют; при приближении холода края листьев заворачи ваются вниз.

  1.  Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости).

  1. Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

  1. Сосновые шишки позволяют достаточно точно пред сказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

  1. Красиво цветущие растения нужно подо брать  таким   образом,   чтобы   создать  сад (клумбу)  «непрерывного цветения».  

  1. Если на участке есть небольшая группа сорняков, ко торая не мешает вам выращивать другие рас тения, не нужно ее уничтожать: она также вой дет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщест ва. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы на глядно покажете детям, как изменяется расти тельный покров под влиянием вытаптывания.

  1. Муравьиные холмики  редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне ве роятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный не посредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом му равьям и обозначить как видовую точку. Инте ресными объектами для наблюдений и прак тических    действий    являются     и     места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

  1. На тропинке должны быть небольшие по вышения, что разнообразит условия произ растания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покро вом, дождевыми осадками.  Для измерения осадков из пластиковых бутылок  можно сделать дождемеры для измерения осадков. Это несложное оборудование разме щается в разных точках тропинки. После дождя дети сравнивают, где осадков выпало больше всего, и анализируют, почему (на открытом ме сте и под кронами разных деревьев).  

  1. Если  на участке есть отдельные боль шие камни, они тоже могут служить  украшением вашей тропы и в то, же время  послужат убежищем для  многих животных, особенно насекомых, улиток, мо жет быть, ящериц.

  1. На территории дошкольного учреждения  необходимо выделить место, где растут  самые распространенные лекарственные растения: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух. В дальнейшем можно высадить и другие растения, такие как мята перечная, душица,  тысячелистник обыкновенный, ромашка аптечная и др.   На  этой видовой точке  у воспитателя имеется возможность показать разнообразие  лекарственных растений, их биологические особенности.

  1. По   возможности  нужно  создать условия для  выращивания расте ний: подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу».

  1. Одной из точек могут быть и фитонцидные растения

Фитонциды — это летучие вещества растений. способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке детского сада  могут быть черемуха, можжевельник, хвойные деревья (ель, сосна кедровая обыкновенная, веймутова; пихта, лиственница, туя).     Знакомство с хвойными растениями (елью и сосной) можно  начинать со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех фитонцидных растениях участка.

  1. Если участок достаточно большой, можно воссоздать фрагменты естественных расти тельных сообществ, характерных для вашей местности. Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем разнообра знее растения на тропе, тем разнообразнее и животные (в основном беспозвоночные), так как последние связаны с определенными рас тениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как  пополнить  экологическую тропинку новыми видовыми точками и выделить места для растений различных сообществ,  обследуйте территорию, отметив затененные и открытые   участки,   влажные   и   сухие.   Это поможет вам определить, где какие растения  высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения.

Так, возле дуба лучше все го высадить:

  1. лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (ане мон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую,   пролеску   сибирскую;  

   возле ели:

  1. кислицу обыкновенную, чернику, брус нику,  мхи;  возле сосны (на песчаных поч вах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, тмин   песчаный   (бессмертник),   молодило, виды очитков.

Желательно создать небольшой водоем с растениями и животными. Это даст поло жительный эффект и с познавательной, и с эс тетической точек зрения.

 Учитывая конкретные условия дошкольного учреждения можно  создать  неболь шую  метеоплощадку. На высоком металличес ком шесте  можно прикрепить флюгер. Здесь же  можно разместить и другой указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродро мах.   Он   похож  на  мешок-трубу  из  легкой полосатой ткани с отверстиями с обеих сторон. Невдалеке от флюгера  можно установить деревян ный столб с кормушками для птиц. Большая часть оборудования  можно изготовить из  так называемых отходов. В со став метеоплощадки можно включить и сол нечные часы.

 

Для повышения интереса детей (особенно младшего  возраста)  к тропинке  выбираете «хозяин (или хозяйка) тропинки» — сказочный  герой (Боровичок, Лесовичок,  Гном, Флора).

Можно предварительно устроить конкурс среди  детей и родителей: кто предложит на эту роль наиболее  интересный   персонаж.   Сказочный герой помогает проводить занятия, его можно изобразить на всех табличках, но особенно начальной точке (где он «встречает» ребят) и  на последней (где он «прощается» с ними).

Периодически персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрали зованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Борович ка) из плотной бумаги, оставив по бокам до вольно широкие и длинные полосы и приделать спереди большой карман. При помощи полосок вы сможете закрепить Боровичка на дереве, обхватив ими ствол. Затем соедините концы полос, например, с помощью скрепки или лип кой бумаги. В карман сказочного человечка за ранее положите задание для детей — просьбы Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически будет оставлять на своей тропин ке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

Оформление материалов

 

Для организации работы на экологической тропинке  необходимо создать специальный «Па спорт экологической тропинки».

Паспорт со держит:

  1. картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:

  1. одна, более сложная схема — для педагогов,
  2. вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

  1. На отдельных ли стах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходи мая для воспитателя информация. Т.о.   необходимо составить   описание видовых точек экологической тропинки (пример описания точки «Рябина» дан в книге Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду»., М.; Изд. дом «Карапуз», 2001г.стр. 403).

Так, при описании дерева даются:

  1. его биологичес кие, экологические характеристики,
  2. особен ности распространения,
  3. происхождение на звания,
  4. народные названия,
  5. отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, посло вицы),
  6. песнях, стихах,
  7. отмечается его связь с другими растениями и животными,
  8. роль в жизни людей (оздоровительная, эстетичес кая и т.д.)
  9. и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому образованию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использо вании растений, которая может служить от правной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включает ся в описание видовых точек).

Одной из рекомендаций Н.А. Рыжовой является  укрепление  у начала экологической тропинки плана  тропинки, выполненного на листе фа неры или пластика, а также размещение табличек  с условными обозначениями у каждого объекта.  Но это требование не обязательно. Учитывая современные условия, а именно, то, что участок детского сада посещают «Незваные гости»,  и часто обеспечить сохран ность оборудования очень сложно лучше, сделать легкие перенос ные таблички видовых точек. Т.О. более приемлемым является вариант, когда воспитатель, выходя с детьми на тропинку,  берет таблички только тех объектов, которые намеревается  посетить.

Кроме  табличек с условными обозначениями,   с детьми так же можно   изготовить  раз личные природоохранные знаки.  При оформлении красочных табличек можно разным цветом вы делить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого рас тения поместить в красный кружок, лекарствен ного — в зеленый, пищевого — в синий

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду хе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете по сещать разные точки, даже одну точку за про гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз,  особенно в разные сезоны года.  Если у вас ознакомительная прогулка, — посетите разные точки, если же вы преследуете кон кретную цель, (например, при помощи луп ис следовать пень), то ограничьтесь одним объ ектом.

На тропинке проводятся:

  1. наблюдения,
  2. элементарные опыты
  3. игры,
  4. театрализованные занятия,  
  5. экскурсии
  6. эколого-оздоровительные  походы

 С детьми младшего возраста можно организовать  наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом,  ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их| части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы  могут наблюдать  за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах лис тьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Очень  важно   помнить  об   интегрированном подходе:   наблюдения       за      объектами организует    воспитатель, свои впе чатления об увиденном дети выражают на за нятиях музыкой, изобразительной, театрали зованной деятельностью, в подвижных играх.   Воспитатель и инструктор по физической культуре  совместно организуют и проводят эколого-оздоровительные по ходы по тропинке.  

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного разви тия ребенка, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тро пинки», эмоционального развития детей, в ча стности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.  Н.Н. Рыжовой разработан  ряд вариантов работы с детьми на экологической тропинке: «В гости к деревьям», «Знакомство с Подземным цар ством» и другие.  Эти формы работы представлены  в книге Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду»., М.; Изд. дом «Карапуз», 2001г.стр. 378.

  Наблюдение  на экологической тропинке.

1.Хозяин  экологической тропинки  загадывает детям загадку:

Лег пластом  у дороги,

распластал руки – ноги.

Его бью сапогам,

Его бьют колесом,

а ему все нипочем.

Рассмотреть где у подорожника находятся семена. Собрать семена из нескольких султанчиков. Как же семена перемещаются, ведь  у них нет крылышек как у плодов клена, нет парашютиков как  у семян одуванчиков, нет шипов как у репейника? Подвести детей к выводу, что их переносят на ногах.

А как же их переносят, как они к ним пристают? Провести с детьми эксперимент. Прикоснуться сухими пальцами, ладошками к семенам подорожника. Прилипли семена или нет? Нет. Предложить детям смочить  ладошки водой и проделать эту же процедуру еще раз. Дети вновь прикасаются. Семена прилипли к ладошкам.

Затем детям предложить смешать семена  с сырой землей.

После дождя семена смешиваются с землей, и их переносят  на лапках кошки, собаки, люди на обуви.





        

  Литература

  1. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»., М.; Изд. дом «Карапуз», 2001
  2. Н.А. Рыжова «Я и природа»., М.;  LINKA-PRESS, 1996.
  3. Н.А. Рыжова «Волшебница вода», М.;  LINKA-PRESS, 1997.
  4. Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка», М.;  LINKA-PRESS, 1997.
  5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки. Экологические  рассказы, сказки и праздники», М.;  LINKA-PRESS, 2002.
  6. Н.А. Рыжова Книга «Напиши письмо мартышке» (Письма животных)- М. «Тобол», 1996.
  7. С. Красиков. «Лесная энциклопедия».- М.: ТОО «Природа и человек», 1997
  8. В.А. Корабельников «Краски природы» - М.: Издательство «Просвещение», 1989
  9. С.Н. Николаева «Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду».  – М.: изд. Мозаика – синтез, 2002.
  10. С.Н. Николаева «Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников».  – М.: изд. Мозаика – синтез, 2002.
  11. С.Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами»- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
  12. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания»: Учеб. пособие для студентов  средних и высших пед. учебных заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 1999.
  13. Журнал «Обруч» № 3-99  Н. Рыжова. «Наш дом – природа» «Камни».
  14. Журнал «Обруч» № 6-98 с.12 «Игры с песком и водой».
  15. Журнал «Обруч» № 2 –98 с.18 «Опыты с песком и водой».
  16. В.Танасийчк  «В гостях у насекомых»- М.: Издательство «Детская литература», 1979
  17. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие  они?» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
  18. Т.А. Шорыгина «Злаки. Какие  они?» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003
  19. Т.А. Шорыгина «Цветы. Какие  они?» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
  20. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие  они?» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Экологическая тропа.

Консультация для воспитателей....

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Консультация "Экологическая тропа в детском саду"

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников являетсяорганизация экологической тропы на территории детского сада.Экологическая тропа – это специальный образовательны...


 

Комментарии

Желудкова Лариса Альбертовна

Спасибо. В се понятно и просто.