Познавательная деятельность с элементами художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Винокурова Наталья Анатольевна

Это авторская разработка итогового интегрированного познавательного занятия по ознакомлению старших дошкольников с предметами народного обихода. Занятие позволяет развивать систему мышления путем ознакомления с предметами народного обихода, закрепляет владение элементами Петрикивской росписи.  Материал был представлен на зональном совещании дошкольных работников в г.Горячий Ключ 3 апреля 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность с элементами художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста      « Моделирование предметов быта кубанского народа. Глэчик (кувшин»).                                 Программное содержание: Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах народного обихода.                                           Различать  и называть детали предметов.                                                        Группировать по функциональному  признаку.                                                                                           Характеризовать материалы, из которых они изготовлены.                 Фантазировать  с помощью метода фокальных обьектов.                                 Развивать творческие способности при самостоятельной работе                      Словарная  работа: металл, пластмасса, гончары, глэчик, глина, материал, Петрикивская роспись, жидкость, моделирование, национальная, ярмарка столетий.                                                                                                              Материалы: кубанская посуда, бросовый материал, соленое тесто, готовые изделия из соленого теста, кисти, краски, две куклы- девочки (персонажи кукольного театра) Хочуха  и  Нехочуха.                                                             Предварительная работа: беседа о культуре быта кубанского народа, рассматривание кубанской посуды, ознакомление с Петрикивской росписью, экскурсия в мини-музей кубанского быта.                                                                   Ход занятия: Воспитатель приносит в группу битые чашки, тарелки, испорченные ложки.                                                                                      Воспитатель. Дети, что могло произойти?  Почему посуда разбилась, ложки                                       погнулись?                                                                                                                                   Дети. Посуда могла упасть, ложки были использованы не по назначению.  Воспитатель. Даже не знаю, кого пригласить, чтобы починили нам посуду.              Нужны особые мастера.У вас есть такие знакомые, друзья?                                              Дети. Это Хочуха и Нехочуха. Нужно отправить им телеграмму или позвонить.                                                                                                                 Этическое упражнение «Разговор по телефону».                                         Предварительно дети вспоминают три правила разговора по телефону.                          1. Нужно поздороваться, представиться.                                                                       2. Спросить, кто нужен.                                                                                                          3. Передать просьбу.                                                                                                      Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.                                                                        Воспитатель. А пока придут помощники, поиграем в игру.                                               Проводится игра « Найдите хорошее в плохом. Тема: разбившаяся посуда».   Хорошо : металл не бьется .                                                                                                           Плохо: быстро нагревается, может заржаветь.                                                               Хорошо: стеклянная посуда не ржавеет.                                                                        Плохо: может разбиться.                                                                                             Хорошо:  посуда из пластмассы не бьется, не ржавеет, она прозрачная.  Плохо: может треснуть.                                                                                               Хорошо: посуда из дерева - крепкая, не ржавеет, медленно нагревается.  Плохо: может сгнить, расколоться.                                                                                Проходят Хочуха и  Нехочуха. (Воспитатель надевает на руки кукол).         Хочуха. Ребята, так что у вас приключилось?                                                            Дети. У нас появилась битая посуда.                                                        Нехочуха. Наверное, кто-то порезался, дети баловались, вот и разбилась посуда.                                                                                                                               Хочуха. Подожди винить ребят,- может, можно что-то исправить.  Мы сделаем посуду прочную, красивую и удобную.                                                   Нехочуха. А вы знаете, как делать посуду? Какая посуда была давным-давно? Дети. Давным-давно посуду делали гончары из глины, появилось название посуды - глэчик. А столовые приборы были деревянными.                                Нехочуха. А где взять глину, дерево? Ничего у нас не получится, потому что нет материала.                                                                                                           Хочуха. Мы придумали новую посуду, из новых материалов. Ребята, а какой необычный материал можно использовать для изготовления посуды?                        Дети. Соленое тесто, пластиковые бутылки, бумагу, ракушки.                    Хочуха. Поиграем в игру «хорошо – плохо».                                                                             (дети обсуждают достоинства современных материалов при изготовлении посуды).                                                                                                                               Хочуха. Дети, а давайте сделаем глэчик из соленого теста и украсим его Петрикивской росписью?                                                                          Нехочуха. Нет, Будем делать современный кувшин из соленого теста и украшать Петиркивской росписью.                                                              Воспитатель. Хочуха и Нехочуха, глэчик и кувшин – это одно и то же. Рассматривание подсистемных признаков глэчика и кувшина в сравнении.     Задание. Чем они отличаются?                                                                                        Похожи – в них наливают жидкость, ставят в шкаф, их можно купить в магазине.                                                                                                         Отличаются – названием: глэчик, кувшин. Глэчик – с горлышком круглой формы. Кувшин имеет ручку, может иметь разную форму, иметь крышку. Хочуха.  Вот видишь, Нехочуха, глэчик и кувшин почти одинаковые, как мы с тобой, но они и разные одновременно.                                                          Нехочуха. Не обижайся, Хочуха, давай придумаем, для кого и зачем мы сделаем эту посуду из бумаги, из пластмассы, из ракушек, из соленого теста. Хочуха. Я знаю, зачем. Чтобы все узнали, что такое Петрикивская роспись. А вот для кого? Нам ответят ребята.                                                                                          Дети.  Из бумаги можно подарить куклам;                                                                                             из ракушек – рыбкам;                                                                                                                   из дерева – диким животным;                                                                                              из соленого теста – отдать в музей;                                                                                            из пластиковых бутылок – отправить на другую планету.                            Нехочуха. Ой, работы у нас много! Принимаемся за дело. Открываем фабрику для моделирования посуды.                                                                           Хочуха. Я открываю художественную мастерскую Петрикивской росписи.  Дети разбиваются на две группы и работают над изготовлением посуды и росписью заранее  изготовленной.                                                            Воспитатель. Ребята, когда вы работали, к нам из музея пришла посылка с национальной кубанской посудой. Попробуем сравнить посуду нашего времени и прошлого.                                                                                                          Дети выставляют посуду, изготовленную на занятии, рядом с посудой кубанского быта, классифицируя по функциональности.                                   Хочуха. Посмотри, Нехочуха, у нас получилась «Ярмарка столетий посуды». И какой посуды тут только нет.                                                                               Нехочуха. Да, посуда разная, на любой вкус и цвет. Можно открывать магазин « Далекое и близкое».                                                                                                                       После проведенной ярмарки детям предлагается создать магазин « Далекое и близкое», где собраны предметы быта, одежды и обуви, с целью продолжения изучения темы кубановедения « Связь поколений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект НОД по области "Художественное творчество" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие с применением нетрадиционных техник рисования по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД в области "художественное творчество" для детей старшего дошкольного возраста "Царство Нептуна"

Продолжать знакомство с обитателями моря. Познакомить с новыми способами рисования....

Интегрированное занятие «В ожидании Нового года» (образовательная область «Познание» и «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «В ожидании Нового года»(образовательная область «Познание» и «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие «Мы – покорители Луны» (образовательная область «Познание» и «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «Мы – покорители Луны»(образовательная область «Познание» и «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие «Моя мама» (образовательная область «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «Моя мама»(образовательная область «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...