Исследование как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Евдокимова Наталия Евгеньевна

Исследование как средство познавательного развития

ребёнка-дошкольника.

 

Евдокимова Н.Е. воспитатель дошкольной группы

МДОУ «Улыбка». Первая  категория.

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . отсюда становится очевидным, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и делает сам. Вот практически на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных учреждений.

Период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного общего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с окружающим миром.

Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции.

На протяжении дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности.

Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.

Также были определены несколько задачпо данному направлению:

обогащение личного опыта ребёнка;

расширение представлений о предметах и объектах окр.мира;

установление причинно-следственных связей;

развитие коммуникативных навыков и любознательности.

В исследовании выделяют 3 основных вида деятельности:

экспериментирование (наблюдение);

опыты;

коллекционирование.

Коллекционированиев дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах. Чем старше ребёнок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Повседневная жизнь порождает у детей сотни вопросов «почему падают листья?», «почему звезды видно только ночью?» и др. Ребёнок задаёт вопросы, и хочет услышать ответ. Дать ответ – это еще не всё. Ведь каждый ответ порождает новые вопросы. Детям надо помочь задать вопросы так, чтобы на него можно было ответить. Примерами вопросов, развивающих, познавательное мышление могут быть следующее: «Что ты видишь?», «Что изменилось?,  Почему изменилось?. Пусть ребёнок задаёт вопросы об окружающем мире, пусть сам пытается объяснить почему всё происходит так, а не иначе. Так ребёнок будет не только узнавать больше, но и учиться тому, как добывать знания.

Детское экспериментирование очень тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с таким как наблюдение. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Для ребенка любая прогулка может стать увлекательным научным приключением. Используемые такие научные методы как:

› наблюдение

› сбор информации, и ее анализ позволяют научить ребёнка на основе полученных знаний, прогнозировать предполагаемый результат.

Например.: для того чтобы изготовить разноцветные бусы для украшения елки, необходимо сначала подготовить цветную воду и прочную веревку, затем разлить воду в формочки и вынести на мороз.

Разрабатывая вместе с детьми алгоритм изготовления, на последнем этапе целесообразно обратиться к опыту детей, полученному в зимнее время:

› зачем выносить формочки на мороз? Или

› что нужно делать чтобы, чтобы вода в формочках замёрзла и превратилась в цветные льдинки?

Ключевые вопросы (или слова), позволяющие дать ребёнку более точное представление об исследовании, как науке, это:

› где?

› что?

› как?

› почему?

Во время наблюдений взрослому следует использовать научные термины и добиваться того же от ребёнка. «Как это называется?, Какой это материал?»

Важно поощрять ребёнка высказывать догадки, объяснять, делать предположения, почему он считает именно так.

В процессе рассуждений и доказательств у ребёнка формируются основы словесно-логического, а затем и научного мышления.

Опытыпомогают детям получить убедительные данные по выявлению сущности астрономических явлений, причинно-следственных связей, а следовательно, подведут к осознанию естественнонаучных закономерностей.

Например: «Земля и Солнце»

При помощи глобуса и настольной лампы иллюстрируются вращение Земли вокруг ее оси, обращение Земли вокруг Солнца, затем объясняется как происходит смена дня и ночи, смена времён года.

Следующий и самый любимый детьми вид исследовательской деятельности – коллекционирование.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, которые являются ступеньками к творчеству:

› познавательные психические процессы;

› умения наблюдать;

› сравнивать, анализировать;

› обобщать, выделять главное.

Однако, как только дети заканчивают собирать коллекцию камней, ракушек, они теряют интерес. Поэтому, важно помогать оставаться ребенку постоянным в своем увлечении. Постепенно пополняя новыми экспонатами, поддерживать интерес к собирательству. Необходимо научить ребенка правильно собирать коллекцию, сортировать ее, размещать на подставках, в альбомах, а также дать возможность устроить презентацию или выставку коллекций.

 

 

                               Алгоритм создания коллекций

 

 

 

    Пр.

И - П

    П.П

С и Р

Сорт. П

 Н.Э

 

      1.предмет

2.исследование свойств и качеств предмета

3.нахождение подобных предметов

4.установление сходств и различий предметов в коллекции

5.сортировка, размещение и хранение экспонатов

6.пополнение коллекции новыми экспонатами

 

Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей, которые проявляют интерес к увлечению ребёнка, помогают в выборе коллекций. Человек, чем либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Ведь интерес имеет огромное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к какому- либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем, формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества придают активности ребёнка четкую познавательную направленность.

   

   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Моделирование из бумаги как один из способов познавательного развития ребенка-дошкольника.

Дано описание техники изготовления бумажного домика и текст рассказа-сопровождения....

Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др...

Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития ребенка дошкольника

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками...

Проект "Русская народная сказка "Колобок" как средство познавательного развития ребенка - дошкольника

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,человек бессознательно накапливает целый "банк жизнненых ситуаций" поэтому очень важно, чтобы осоз...

Метод маленьких человечков средство развития познавательной активности ребенка дошкольника.

Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стим...