НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Баширова Римма Айратовна

Тема: «Путешествие в тайгу».

 

Программное содержание.

Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине. Расширять знания  детей о животном и растительном мире тайги. Напомнить  правила поведения в лесу. Формировать начала экологической культуры. Стимулировать детское воображение.

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения. Формировать образное мышление через работу по карте-схеме. Содействовать развитию воображения, памяти дошкольников.

Побуждать детей к активному общению. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера. Учить читать стихотворение выразительно, с интонацией. Формировать устойчивый интерес к театрализации. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

 Обогащение словаря.

  • деревья: пихта, лиственница;
  • животные: росомаха, рысь;
  • рыбы: муксун, стерлядь;  
  • птицы: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан;
  • ягоды: костяника, княженика, морошка.

Активизация словаря:Югра, Айпух, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, снегоступы, ягель, мох.

Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.

 

Предварительная работа.

Беседы о родном крае, поселке, коренных жителях Югры. Проведение акции по ознакомлению с родным краем. Посещение хантыйского музея в детском саду. Индивидуальные поездки с родителями в музей краеведения в деревне Русскинская. Знакомство с культурой и бытом хантов: чтение сказок и сказаний коренных жителей, рассматривание иллюстраций и фотографий. Оформление альбомов: «Культура и быт народов ханты и манси», «Узоры и орнаменты хантов и манси», творческие альбомы-пересказы с иллюстрациями сказок Севера. Изготовление кукол «Акань», посуды под бересту, украшений из бисера, макетов в детском саду и дома с помощью родителей. Рисование  национальных узоров и выставка сюжетных

рисунков по теме «Югра – мой край родной». Использование игр народов севера в свободной деятельности и на физкультурных занятиях. Прослушивание музыкальных инструментов (варган, бубен, нарсъюх), песен в записи.

 

Материал к занятию.

  • Письмо, карта-схема.
  • Иллюстрации: пихта, лиственница, росомаха, рысь, муксун, стерлядь, рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан, костяника, княженика, морошка.
  • Игрушки: заяц, щука в озере, оленёнок, кукла хант.
  • Гостинца: брусника в туеске, раскраски.
  • Атрибуты к спектаклю: котомка, хлеб, морковь, рыба, мешок шишек, палка, пенёк, ружьё. Маски: олень, заяц, лиса, медведь. Для сказительниц украшение из бисера на голову. Для мужчин ханты рубашки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_taygu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в тайгу».

Программное содержание.

Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине. Расширять знания  детей о животном и растительном мире тайги. Напомнить  правила поведения в лесу. Формировать начала экологической культуры. Стимулировать детское воображение.

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения. Формировать образное мышление через работу по карте-схеме. Содействовать развитию воображения, памяти дошкольников.

Побуждать детей к активному общению. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера. Учить читать стихотворение выразительно, с интонацией. Формировать устойчивый интерес к театрализации. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

 Обогащение словаря.

  1. деревья: пихта, лиственница;
  2. животные: росомаха, рысь;
  3. рыбы: муксун, стерлядь;  
  4. птицы: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан;
  5. ягоды: костяника, княженика, морошка.

Активизация словаря: Югра, Айпух, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, снегоступы, ягель, мох.

Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.

Предварительная работа.

Беседы о родном крае, поселке, коренных жителях Югры. Проведение акции по ознакомлению с родным краем. Посещение хантыйского музея в детском саду. Индивидуальные поездки с родителями в музей краеведения в деревне Русскинская. Знакомство с культурой и бытом хантов: чтение сказок и сказаний коренных жителей, рассматривание иллюстраций и фотографий. Оформление альбомов: «Культура и быт народов ханты и манси», «Узоры и орнаменты хантов и манси», творческие альбомы-пересказы с иллюстрациями сказок Севера. Изготовление кукол «Акань», посуды под бересту, украшений из бисера, макетов в детском саду и дома с помощью родителей. Рисование  национальных узоров и выставка сюжетных

рисунков по теме «Югра – мой край родной». Использование игр народов севера в свободной деятельности и на физкультурных занятиях. Прослушивание музыкальных инструментов (варган, бубен, нарсъюх), песен в записи.

Материал к занятию.

  1. Письмо, карта-схема.
  2. Иллюстрации: пихта, лиственница, росомаха, рысь, муксун, стерлядь, рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан, костяника, княженика, морошка.
  3. Игрушки: заяц, щука в озере, оленёнок, кукла хант.
  4. Гостинца: брусника в туеске, раскраски.
  5. Атрибуты к спектаклю: котомка, хлеб, морковь, рыба, мешок шишек, палка, пенёк, ружьё. Маски: олень, заяц, лиса, медведь. Для сказительниц украшение из бисера на голову. Для мужчин ханты рубашки.

Организационный момент.

Воспитатель.

Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам, детям 13 группы.  Пришло время его прочитать.

Содержание письма.

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Айпух, я живу в тайге, на стойбище хантов. Приезжайте ко мне в гости. Вот вам карта, как ко мне добраться».

Воспитатель.

Ребята, поедем в гости? Знайте, что в тайге нужно  помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу. А также, на вопросы  отвечать полными предложениями, быть доброжелательными.

Вызвать интерес к занятию, желание участвовать в общем действии.

Настроить детей на доброжелательную атмосферу.

Напомнить правила поведения в лесу.

Проблемная ситуация. Рассматривание карты

(карта не вся)

Решение проблемы.

Воспитатель  

Ой, здесь, только часть карты…

Видимо сорока потеряла по дороге. Но ничего,  смекалка нам поможет в пути.

Ребята, на чем будем добираться?

Дети (предполагаемые ответы детей).

Можно поехать на машине, на вертолете, на буранах, на лыжах, на снегоступах.

Воспитатель.

Вы предложили много вариантов, это хорошо. Мы выберем лыжи, кругом снег, хоть уже и весна.

(имитация ходьбы на лыжах: ших, ших, ших, ших.)

Развивать мышление

Расширить знания детей о безвредных для тайги видах передвижения.

Продолжать учить детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивать пантомимику.

Упражнять в звукопроизношении.

Сюрпризный момент.

Встреча с зайцем.

Заяц.

Здравствуйте, ребята.

Дети.

Здравствуй заяц, мы идем в гости к Айпуху. Но у нас не вся карта, а ты не находил в лесу нашей карты?

Заяц.

Нашёл я вашу карту и дам вам её, только сначала ответьте на мои вопросы:

  1. Какие деревья растут в тайге?
  2. Какие животные водятся в северных лесах?

Дети.

В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины, рябины.

В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.

Заяц.

Молодцы ребята, посмотрите какие еще деревья встречаются в тайге (иллюстрация пихты, лиственницы).

Вот вам карта, счастливого пути.

Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.

Уточнить и закрепить знания детей о деревьях и животных тайги.

Пополнить словарь детей словами: пихта, лиственница; росомаха, рысь.

Сюрпризный момент.

Встреча со щукой.

Показ иллюстраций

«Птицы, рыбы Западной Сибири»

Дети приветствуют рыбу щуку, спрашивают, не видела ли в своем озере щука какого-нибудь листка бумаги.

Щука.

Да, я видела, как сорока уронила листочек в моё озеро, я его вам дам, только ответьте на мои вопросы:

  1. Какие рыбы плавают в Югорских реках и озерах?
  2. Какие птицы летают над тайгой?

Дети.

В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши, муксуны, стерляди.

Над тайгой летают сороки, глухари, совы, куропатки, тетерева, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы,  клесты.

Щука.

Еще много разных рыб плавает в северных водах, вот посмотрите это муксун, а это стерлядь.

Также огромное количество птиц летает в тайге. Вот посмотрите это тетерев, кулик, куропатка, рябчик.

Щука.

Молодцы ребята, много вы знаете, но еще больше вам предстоит узнать.

Вот вам карта. Счастливого пути.

Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.

Пополнить словарь детей и познакомить (иллюстрация) с рыбами: муксун, стерлядь;  птицами: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан.

Закрепить знания детей о  рыбах и птицах.

Сюрпризный момент.

Встреча с оленёнком.

Физкультурная минутка «Важенка и оленята».

Оленёнок.

Здравствуйте, дети.

Дети.

Здравствуй, оленёнок. Не находил ли ты во мхах нашу карту?

Оленёнок.

Я нашел листочек, я вам его дам, только сначала ответьте на мои вопросы.

  1. Чем питаются олени?
  1. Какие ягоды растут в наших лесах?

Дети.

Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.

В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.

Оленёнок.

Молодцы. Ребята, как вы много знаете. Поиграйте со мной немного.

Физминутка  «Важенка и оленята»

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому,

То, что не понятно.

По болотам топают

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

И копытом ищут

Из-под снега ягель

Бродит в тундре важенка

С нею оленята.

Оленёнок.

Вот вам карта, а там за пригорком стоит стойбище хантов.

До свидания.

Воспитатель и дети подклеивают карту, изучают её.

Продолжать формировать знания детей о северных ягодах, пополнить словарь словами: костяника, княженика, морошка.

Снять психоэмоциональное напряжение. Предупредить утомление.

Стимулировать детское воображение.

Продолжать динамично двигаться в соответствии с текстом.  

Развивать имитационные способности.

Сюрпризный момент.

Стойбище хантов.

Детей встречает кукла-Хант Айпух.

Театрализация хантыйской сказки «Айпух». Использование народной хантыйской песни «Танец зверей»

Воспитатель.

Вот мы и пришли на стойбище хантов,

Айпух.

Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. Проходите, рассаживайтесь. Расскажите о себе.

Дети.

Здравствуй, Айпух. Мы живет в поселке Федоровский, он находится в Сургутском районе, ХМАО. Наши родители приехали со всей России.

(Индивидуальные ответы детей).

Адил: мои родители приехали с Дагестана.

Лиза: мои родители приехали с Украины.

Алеся: мои родители приехали с Башкирии.

Воспитатель.

Айпух, а ты любишь сказки?

Айпух.

Конечно, люблю, я знаю много сказок, а вы знаете хантыйские сказки?

Дети.

Да, знаем.

(Называют несколько. «Кот», «Гордый олень», «Ермак»).

Воспитатель.

Айпух, мы для тебя приготовили спектакль, посмотри его.

Театрализация сказки.

Присказка от сказительницы Алёны, спектакль, концовка сказки.

Содействовать развитию интереса к малой и большой Родине.

Воспитывать любовь к родному посёлку, краю.

Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.

Развивать речь, умение самостоятельно кратко рассказывать о своей семье.

Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера.

Содействовать развитию артистизма, учить играть по ролям. Эмоционально воспринимать театрализованное действо.

Познакомить с элементами хантыйского танца.

Итог занятия.

Айпух благодарит детей, дает угощение в туеске (брусника), дарит раскраски.

Дети благодарят, прощаются.

Воспитатель.

Вот  вернулись мы с вами в детский сад.

  1. Понравилось вам наше путешествие?
  2. Что запомнилось больше всего?
  3. Как можно выразить свою любовь к родному краю?
  4. Кто из вас может рассказать стихотворение о родном крае?

Дети отвечают на вопросы.

Прививать любовь к родному краю.

Учить дошкольников анализировать.

Воспитывать самостоятельность, умение высказывать своё мнение.

Учить детей выразительно рассказывать небольшие стихотворения.

 

Источник информации.

  1. Детские сказки варьеганских ханты (на хантыйском и русском языках). / Сост. Н.Б. Кошкарева / Отв. редактор А.С. Песикова. (Худож. П.В. Фризоргер). - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. - 108 с.
  2. Лесные сказки: Хант. и манс. нар. сказки / Ред.-сост. Р.В. Привалова.— Сургут: Нефть Приобья, 2001
  3. О чём говорит фольклор деревни Тугияны. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
  4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  5. «Ребенок в детском саду» с.79, №1 (2009).
  6. "Хантыйский детский фольклор"/ Сост., предисл. и прим. С.Д. Дядюн, под редакцией В.Н. Соловар. - Екатеринбург: "Баско", 2008
  7. Юганский заповедник. / Сост., А.С. Байкалова, Е.Г. Стрельников, О.Г. Стрельникова – Тюмень: СофтДизайн, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе

Обобщить   знания  детей  о природном мире сибирской тайги....

Непосредственно-организованная деятельность в старшем дошкольном возрасте по теме "Тайга- самый большой лес России"

В старшем дошкольном возрасте следует углублять и расширять представления детей о труде людей по преобразованию природы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)

Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Тема недели: "Тайга и ее обитатели. Природа тайги".

Продолжаем "путешествовать" по нашей необъятной Родине. В социально коммуникативном развитии я знакомила детей не только с природой тайги. Мы выясняли местоположение тайги на карте и гл...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...


 

Комментарии

югова марианна рафаильевна

уже провела занятие по вашему конспекту. все было отлично.

Баширова Римма Айратовна

Рада, что смогла помочь! Удачи и с новым годом!