Главные вкладки

    Народная Кукла в детском саду.
    материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Рыжова Ирина Петровна

    Проект по теме "Приобщение к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой" Проект  долгосрочный.   Рассчитан на детей  средней- подготовительной группы. Реализация поекта  позволяет решать комплексные задачи  в интересной, доступной форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_proekt.docx21.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад № 26» п. Назия

    Проект

      Приобщению дошкольников

    к истокам народной культуры  

    через ознакомление с народной куклой.

    «Куклы из бабушкиного сундучка»

                                                    Составила: воспитатель Рыжова Ирина Петровна

     

     

                                                                         

                Пояснительная записка

      Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

    Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

    Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения  детей к истокам народной культуры?

     Кукла - первая среди  игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная  народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю  своего народа.

    Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

    Через кукольный мир они входят в жизнь   и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между  мором детства и миром взрослых.

     

     

    Проект ориентирован на разные возрастные ступени дошкольного возраста:

     

    средний возраст – от 4-5 лет;

    старший возраст – от 5-6 лет;

    подготовительную к школе группу от 6 - 7  лет.

    Проект  построен на основе главных методических принципов: 

    -учет возрастных особенностей детей;

    -доступность материала;

    - постепенность его усложнения.

    Цель проекта:

    Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление с народной куклой.

    Задачи:

    1. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

    2.  Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками  изготовления народной куклы.

    3.Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы  в различных видах деятельности.

    Для успешной реализации проекта можно выделить следующие условия:

    - создание в детском саду  эстетической обстановки, атмосферы национального быта- русский уголок;

    -создание уголка сказки, ряжения, уголка «мастерилки»;

    -широкое использование фольклора;

    -знакомство с праздниками и традициями русского народа;

    -создание мини- музеев;

    - просветительская работа среди родителей.

    Работа велась одновременно по трем направлениям:

    -работа с детьми;

    -обогащение предметно – развивающей среды;

    -работа с родителями.

    В работе с детьми использовались следующие методы:

    -дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;

    -чтение художественной литературы;

    -слушание музыки;

    -организация выставок по различным тематикам;

    -экскурсии;

    -изготовление народных кукол,  театров и атрибутов к ним;

    -выставки детских работ;

    -игры - драматизации.

    Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе включала в себя:

    -подбор  наглядного материала;

    -создание дидактических игр;

    -выставки произведений декоративно - прикладного искусства;

    - книжные выставки;

    -внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.

    Работа с родителями:

    -участие в создании мини-выставок;

    -выставки передвижки для родителей;

    -совместные праздники и развлечения;

    -колонка « читаем детям» (в родительском уголке);

    - конкурсы - задания,

     Работа по реализации проекта разбита  на три  этапа:

    1этап - подготовительный.

    Цель: накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме.

    Для решения поставленной цели проводились сменные выставки предметов декоративно - прикладного искусства; книжные выставки; экскурсии; занятия. На данном этапе работа с родителями  проходила в форме делового сотрудничества, с организацией совместных конкурсов заданий: «Самый красивый  лоскуток», « Пасхальное яичко», « Новогодняя красавица»,

    « Самая необычная пуговица».

    Таким образом, на первом этапе мы старались сформировать у детей устойчивый интерес  к ознакомлению  с историей своего народа, развить  эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготавливать.

     2этап-основной.

    Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

    Второй этап состоял из цикла занятий, совместной деятельности  воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомились с новыми народными куклами   и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. На протяжении всего путешествия их сопровождала «Хозяюшка» мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывала детям все новые и новые сказки, интересные истории и некоторые секреты. Она приносила детям игры, различный материал для их самостоятельной деятельности.

    3этап-творческий.

    Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать  творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению  творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

    Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы  подвести детей к пониманию  значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало  в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.

    На протяжении всего путешествия по  новому неизведанному миру прекрасного дети узнают историю возникновения и при желании  научатся делать  следующих народных кукол:

    1.Рождественского ангела.

    2.Куклу  Крестец.

    3.Мартинички.

    4.Берестяную куклу.

    5.Кукол  пеленашек.

    6.Кувадок.

    7.Лихоманок.

    8.Зайчика на пальчик.

    9.Куклу  Козу.

    10. Бессонницу.

    11.Крупеничку.

    12.Птиц.

    13.Бабочек.

    14.Кукушечку.

    15.Кострому.

    16. Куклу на ложке.

    17.Куклу из полена.

    Результатами проведенной работы являются:

    Начатая нами работа как посеянное  зернышко проросло и дало свои всходы. На начальном этапе проекта знания детей были  скудными, поверхностными и не находили применения в повседневной жизни. Главная задача, стоящая перед нами была зажечь искорку, которая  со временем  превратится в настоящее бушующий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ.

    Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы  у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной  деятельности

     Вывод.

    Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа,  именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача  приобщения детей к ценностям народной культуры.

    Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

                 Красоту, чистоту мы  у старших берем,

                 Саги, сказки из прошлого тащим,

                 Потому, что добро остается добром

                 В прошлом, будущем и  настоящим

    Мы надеемся, что зернышко, посеянное  нами в огромное еще не распаханное поле « детской души» прорастет и   принесет свои  плоды.

    Литература

    1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

    2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

    3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

    4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды  и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

    5.Е. В.Берестнёва  Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.-  Москва «Белый город»  

    6.Т.Сысоева Кукольный календарь  Каргополь 2006г.

    7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

    8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

    9.Журнал. Читаем, учимся, играем.№1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детские народные игры в детском саду

    Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

    Детские народные игры в детском саду

    Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...

    Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

    Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

    Опыт работы по теме: «Такие разные куклы в детском саду»

    Методы нетрадиционного воздействия с помощью куклы (сказкотерапия, театрализованные игры, пальчиковые игры и др.) принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной ...