Экологическая игра "Знатоки природы" подготовительная группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хребтова Ольга Михайловна

 


Экологическая игра "Знатоки природы"

 

Цели: развитие устной речи, внимания, мышления; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей. Познакомить детей с Красной книгой.

         Предварительная работа: экскурсии, беседы, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы Е. Чарушина  «Лиса», «Волк», «Заяц», Е. Трутнева «Белка», проведение природоохранительной акции: «Первоцветы рядом с нами», написание совместно с детьми письма рыжей лисе, просмотр видеофильмов  о животных, птицах, насекомых.

         Материал: картинки живой и неживой природы, эмблемы для каждого ребенка, музыкальное сопровождение, костюм сороки, мультимедиа, эмблема природы, коктельные палочки для раздувания краски, гуашь.

         Словарная работа: Красная книга.

 

                                           Ход занятия.

         Звучит музыка «Звуки леса».

         Педагог:

         - Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и с разными интересными животными. Поучаствуем в экологической игре «Знатоки природы», где будут соревноваться две команды: команда «Птиц» и команда «Животных».

         Выходят команды, предлагаю с ними познакомиться.

          Приветствие команды птиц:

          Мы на праздник прилетели

          Открывайте шире двери

         Мы на празднике лесном

         Приз возьмем и упорхнем.

 

         Приветствие команды животных:

          Мы животные лесные

         Нет в игре для нас преград

         Соревноваться каждый рад.

 

         Педагог:

         - Ребята, посмотрите у наших участников игры перевернуты эмблемы, а это означает, что команды приготовили друг другу задания. Сначала команда птиц будет загадывать о себе загадки, а команда животных должна отгадать. Так мы с вами узнаем, какие птицы прилетели к нам на праздник. Потом свои загадки будет загадывать команда животных, а команда птиц будет отгадывать.

         Загадки команды птиц:

         Всю ночь летает

         Мышей добывает

         А станет светло –

         Спать летит в дупло  (сова). Показ слайда 1.

 

         Красногрудый, чернокрылый

         Любит зернышки клевать

         С первым снегом на рябине

         Он появится опять   (снегирь). Показ слайда 2.

         На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут меня…  (скворец).  Показ слайда3.

 

Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит

А только лечит (дятел). Показ слайда 4.

 

Загадки команды животных.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка). Показ слайда 5.      

 

Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь). Показ слайда 6.

 

    Кто зимой холодной,

    Бродит в лесу злой, голодный? (волк). Показ слайд 7.

 

  Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик). Показ слайда 8.

Педагог:

- Вот мы с вами и познакомились с участниками наших команд.

 

          Ребенок читает  стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Педагог:

- Ребята, а вы бы хотели попасть в лес? Но прежде чем мы попадем с вами в лес, давайте вспомним правила поведения в нем.

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

Педагог:

- А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

Звучит музыка «Звуки леса».

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

(педагог переодевается в костюм сороки: шапочка, фартук, бусы).

Дети открывают глаза.

         Педагог в костюме сороки:

         Я веселая сорока

         Я сорока – белобока

         Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу.

         Гости к нам сюда идут

        Интересно будет тут.

 

- Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного, и я сорока – белобока, приготовила несколько забавных заданий для вас.

 

1 конкурс:

«С какого дерева лист».

Детям предлагается отгадать,  какие листья нарисованы на карточках.

2 конкурс:

«Назови, одним словом».

- Волк, лиса, медведь, тигр, лев – это … звери  (слайд 9).

- Малина, смородина, брусника, черника – это …ягоды (слайд 10).

- Ель, береза, тополь, клен – это…деревья  (слайд 11).

- Воробей, снегирь, поползень, кукушка – это…птицы  (слайд12).

3 конкурс:

«Художники».

На листах  кляксы из краски. Превратите их в животных или растения.

(дуют трубочками на краску и дорисовывают рисунок).

 

Проводится физминутка «Прогулка в лес».

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,

Надо нам букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Вправо звон: динь – дон.

Влево звон: динь – дон.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. Посчитаем их мы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Ох, как ягодки вкусны!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

 

4 конкурс:

«Кто лишний?»

- Комар, бабочка, кузнечик, медведь (слайд 13).

- Синица, голубь, воробей, грач (слайд14).

- Ромашка, колокольчик, жарки, астра (слайд 15).

- Дуб, береза, тополь, ель (слайд 16).

5 конкурс:

Игра «Живая» и неживая природа.

Детям предлагаются картинки живой и неживой природы. Команда животных отбирает картинки о живой природе, а команда птиц о неживой природе.

6 конкурс:

«Угадай, чей голосок?»

Какая птица издает такие звуки (можно использовать записи голосов птиц).

 Жюри подводит итоги и награждает победителей медалями.

Педагог:

- Лес человеку – самый щедрый друг. Он дает материал для постройки дома, древесина служит сырьем для изготовления бумаги, из многих растений делают лекарства. Лес нас согревает, питает, лечит. А всегда человек платит добром? Нет. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, надо его охранять. Для этого и была создана Красная книга. А вы знаете, почему ее называют Красной?

- Красный цвет – символ запрета. Стой человек! Подумай, почему исчезают навсегда животные, растения и птицы. Услышь тех, кто зовет на помощь. Каждый из нас может сделать многое, чтобы растения, животные и птицы жили в природе, а не в Красной книге.

- Ребята, мы создадим свою Красную книгу и будем вносить в нее тех животных, птиц и те растения, которые находятся на грани исчезновения.

- Мы хозяева природы. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным нужен лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее наша главная задача. Земля такая маленькая, давайте ее беречь!

 

Ребенок читает стихотворение «Удивительна природа».

Удивительна природа!

Наше счастье – добрый мир.

Полный звуков, игр, красок

Солнце рано поутру

Из-за гор, смеясь, выходит,

Озирая все вокруг

Оживают птицы, травы,

Просыпается ручей

С нами ветер веселится,

В пляску нас зовет скорей!

 

Звучит музыка детских песен о природе.

На прощание сорока угощает детей дарами леса  (грибочками, орешками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_znatoki_prirdy.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района»

                                 Экологическая игра

                                  «Знатоки природы».

                            (подготовительная группа)

                                                               Составила социальный педагог:

                                              Хребтова Ольга Михайловна.

 

             

     

        Цели:  развитие устной речи, внимания, мышления; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей. Познакомить детей с Красной книгой.

        Предварительная работа: экскурсии, беседы, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы Е. Чарушина  «Лиса», «Волк», «Заяц», Е. Трутнева «Белка», проведение природоохранительной акции: «Первоцветы рядом с нами», написание совместно с детьми письма рыжей лисе, просмотр видеофильмов  о животных, птицах, насекомых.

        Материал: картинки живой и неживой природы, эмблемы для каждого ребенка, музыкальное сопровождение, костюм сороки, мультимедиа, эмблема природы, коктельные палочки для раздувания краски, гуашь.

        Словарная работа: Красная книга.

                                           Ход занятия.

        Звучит музыка «Звуки леса».

        Педагог:

        - Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и с разными интересными животными. Поучаствуем в экологической игре «Знатоки природы», где будут соревноваться две команды: команда «Птиц» и команда «Животных».

        Выходят команды, предлагаю с ними познакомиться.

          Приветствие команды птиц:

          Мы на праздник прилетели

          Открывайте шире двери

        Мы на празднике лесном

        Приз возьмем и упорхнем.

        Приветствие команды животных:

          Мы животные лесные

        Нет в игре для нас преград

Соревноваться каждый рад.

        Педагог:

        - Ребята, посмотрите у наших участников игры перевернуты эмблемы, а это означает, что команды приготовили друг другу задания. Сначала команда птиц будет загадывать о себе загадки, а команда животных должна отгадать. Так мы с вами узнаем, какие птицы прилетели к нам на праздник. Потом свои загадки будет загадывать команда животных, а команда птиц будет отгадывать.

        Загадки команды птиц:

        Всю ночь летает

        Мышей добывает

        А станет светло –

        Спать летит в дупло  (сова). Показ слайда 1.

        Красногрудый, чернокрылый

        Любит зернышки клевать

        С первым снегом на рябине

        Он появится опять   (снегирь). Показ слайда 2.

        На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут меня…  (скворец).  Показ слайда3.

Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит

А только лечит (дятел). Показ слайда 4.

Загадки команды животных.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка). Показ слайда 5.        

Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь). Показ слайда 6.

        Кто зимой холодной,

        Бродит в лесу злой, голодный? (волк). Показ слайд 7.

        Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик). Показ слайда 8.

Педагог:

- Вот мы с вами и познакомились с участниками наших команд.

          Ребенок читает  стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Педагог:

- Ребята, а вы бы хотели попасть в лес? Но прежде чем мы попадем с вами в лес, давайте вспомним правила поведения в нем.

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

Педагог:

- А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

Звучит музыка «Звуки леса».

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

(педагог переодевается в костюм сороки: шапочка, фартук, бусы).

Дети открывают глаза.

        Педагог в костюме сороки:

        Я веселая сорока

        Я сорока – белобока

        Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу.

Гости к нам сюда идут

Интересно будет тут.

- Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного, и я сорока – белобока, приготовила несколько забавных заданий для вас.

1 конкурс:

«С какого дерева лист».

Детям предлагается отгадать,  какие листья нарисованы на карточках.

2 конкурс:

«Назови, одним словом».

  1. Волк, лиса, медведь, тигр, лев – это … звери  (слайд 9).
  2. Малина, смородина, брусника, черника – это …ягоды (слайд 10).
  3. Ель, береза, тополь, клен – это…деревья  (слайд 11).
  4. Воробей, снегирь, поползень, кукушка – это…птицы  (слайд12).

3 конкурс:

«Художники».

На листах  кляксы из краски. Превратите их в животных или растения.

(дуют трубочками на краску и дорисовывают рисунок).

Проводится физминутка «Прогулка в лес».

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,

Надо нам букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Вправо звон: динь – дон.

Влево звон: динь – дон.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. Посчитаем их мы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Ох, как ягодки вкусны!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

4 конкурс:

«Кто лишний?»

  1. Комар, бабочка, кузнечик, медведь (слайд 13).
  2. Синица, голубь, воробей, грач (слайд14).
  3. Ромашка, колокольчик, жарки, астра (слайд 15).
  4. Дуб, береза, тополь, ель (слайд 16).

5 конкурс:

Игра «Живая» и неживая природа.

Детям предлагаются картинки живой и неживой природы. Команда животных отбирает картинки о живой природе, а команда птиц о неживой природе.

6 конкурс:

«Угадай, чей голосок?»

Какая птица издает такие звуки (можно использовать записи голосов птиц).

 Жюри подводит итоги и награждает победителей медалями.

Педагог:

- Лес человеку – самый щедрый друг. Он дает материал для постройки дома, древесина служит сырьем для изготовления бумаги, из многих растений делают лекарства. Лес нас согревает, питает, лечит. А всегда человек платит добром? Нет. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, надо его охранять. Для этого и была создана Красная книга. А вы знаете, почему ее называют Красной?

- Красный цвет – символ запрета. Стой человек! Подумай, почему исчезают навсегда животные, растения и птицы. Услышь тех, кто зовет на помощь. Каждый из нас может сделать многое, чтобы растения, животные и птицы жили в природе, а не в Красной книге.

- Ребята, мы создадим свою Красную книгу и будем вносить в нее тех животных, птиц и те растения, которые находятся на грани исчезновения.

- Мы хозяева природы. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным нужен лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее наша главная задача. Земля такая маленькая, давайте ее беречь!

Ребенок читает стихотворение «Удивительна природа».

Удивительна природа!

Наше счастье – добрый мир.

Полный звуков, игр, красок

Солнце рано поутру

Из-за гор, смеясь, выходит,

Озирая все вокруг

Оживают птицы, травы,

Просыпается ручей

С нами ветер веселится,

В пляску нас зовет скорей!

Звучит музыка детских песен о природе.

На прощание сорока угощает детей дарами леса  (грибочками, орешками).

Литература:

  1. «Ознакомление детей дошкольного  возраста с животным миром Прибайкалья» Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова.
  2. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей» Л.Г.Горькова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия (подготовительная группа)

Конспект экологического занятия в подготовительной группе«Лимон»  Задачи:  1. Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.  2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.  3. Зак...

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Экологический уголок в группе Незнайки МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 8 "Берёзка "

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Для моих детей (детей с ограниченными возможностями здоровья)- это очень важно. Восп...

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...