"Что такое огонь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орлова Наталья Николаевна

Воспитание навыков безопасного обращения с огнем. Знакомство детей с огнем, как явлением неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ogon.konspekt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 16 «Елочка»

Ступинского муниципального района

__________________________________________________________________

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе логопедической группе на тему: 

«Что такое огонь».

Воспитатель:

   Орлова Наталья Николаевна

г. Ступино

Программные задачи:

  1. Воспитательные:

-навыки безопасного обращения с огнем.

  1. Образовательные:

-познакомить детей с огнем, как явлением неживой природы;

-показать необходимость огня, как условия жизни на Земле, и противоречивость этого явления (несет  жизнь и смерть).

  1. Коррекционно-развивающие:

-развивать диалектическое мышление, связанную речь у детей, память, общую моторику.

  1. Работа со словарем:

-активизировать словарь: «вулкан», «фитилек»;

-ввести в активный словарь: «лава», «пламя», «электрический утюг».

Материалы и оборудование:

  1. демонстрационная картина;
  2. свеча, спички;
  3. картинки (свечка, самовар, костер, утюг).

Предварительная работа:

  1. чтение художественной литературы;
  2. беседы;
  3. рассматривание картин, иллюстраций;
  4. заучивание стихотворений, пословиц;
  5. отгадывание загадок;
  6. дидактические игры;
  7. просмотр видеофильмов;
  8. разучивание физкультминуток.

Ход занятия.

(В гости к ребятам приходит клоун Клепа. У него забинтована рука.)

Педагог. Клепа, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?

Клепа. Слушал  я с вами рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом его потушить.

Педагог. Ой, Клепа, ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может кончиться?

 (Ответы детей.)

Клепа. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжег руку. Хорошо, что рядом доктор Айболит оказался! Он и огонь потушить помог, и руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?

Педагог.  Присаживайся к нам, Клепа, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя он и очень коварен.

(Открывается демонстрационная картина.)

 

Педагог.  Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю, - это огонь, большой, раскаленный, огненный шар. Какую форму имеет наша планета? (Ответы детей.)

        Повернется Земля к солнышку одним боком – на этой стороне день наступит, а на другой – ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да еще крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так меняются на планете времена года: весна – лето – осень – зима. А где еще, ребята, на картине спрятался огонь?  (Ответы детей.)

        

Педагог.  Верно, вулканы – это огнедышащие горы, из которых время от времени выползает раскаленная лава – это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Внимательно рассмотрите картину и попробуйте догадаться, где еще в дикой природе спрятан огонь. (Ответы детей.)

Педагог.  Догадались верно: молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь.  А для чего нужен огонь растениям, животным, человеку? (Ответы детей.) Верно, огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете, а вы любите смотреть на горящий огонь? (Ответы детей.) Действительно, на горящий огонь можно смотреть бесконечно. Наверное, это передалось нам от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и поселили в своем жилище.

Клепа.  Как это «приручили»?

        

Педагог.  Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками! Но труд этот долгий и тяжелый. Потому научились из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень – выскочит искра. Упадет она на сухой мох, вот и костер готов. Давайте представим себе, как рождается костер.  

Физкультминутка «Пламя костра».

Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный.

Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

А теперь огонь набирает силу, растет.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец.

С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся.

Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь.

Педагог. На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. А сто пятьдесят лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие, зажигательные палочки. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас нашу свечку. (Педагог ставит на стол зажженную свечу.) Люди с древности почитали огонь, Называли его священным, относились к нему, как к божеству. Если вы очень устали, у вас плохое настроение, зажгите сечу, посидите, посмотрите на его пламя, и силы вновь вернутся к вам. Древние люди знали об этом свойстве огня. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигали костры, и люди прыгали через них. Как вы думаете, можно ли это делать? Чем это опасно? (Ответы детей.)

В наши дни огонь зажигают у памятников павшим героям. Как он называется и почему? (Ответы детей.) Мы сидим с вами у горящей свечи, нам тепло и уютно. Что вы чувствуете, глядя на огонь? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, огонь издает звуки? Давайте послушаем песни огня?

(Звучит аудиозапись со звуками огня. Дети комментируют, что они слышат.)

Клепа.  Прирученный огонь мне нравится!

Педагог. А знаешь, Клепа, человек не только приручил огонь, но и заставил на себя работать.

 Клепа.  Как это работать?

Педагог.  Ребята, расскажите Клепе, как человек научился использовать огонь. (Ответы детей.) Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, заставляет двигаться машины, поезда, теплоходы, выводит в космос ракеты. Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

(Педагог предлагает детям поиграть.)

Игра «Раньше и теперь».

(На наборное полотно выкладывается  картинка,

а дети должны продолжить ряд.)

  1. Костер – русская печь – плита.
  2. Свечка – лампочка.
  3. Самовар – чайник.
  4. Утюг на углях – электрический утюг.

……………………………………. и т.д.

Педагог. Но огонь может оказаться не только другом, но и врагом. Посмотрите на руку Клепы и запомните, что огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, огонь может оказаться страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится вступать с ним в настоящую войну. Вспомните героев книги о пожарах и пожарных, которые мы с вами читали.  (Ответы детей.)

        

(Педагог берет в руки вторую незажженную свечу.)

Педагог.  Посмотрите, я даже не притронусь второй свечей к огню зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако, он уже перескочил на эту незажженную пока свечу. Как вы думаете, какие беды омжет принести маленькая искорка огня: незатушенная сигарета, не до конца погашенный костер в лесу? (Ответы детей.)

Педагог. Вам нравится, как горят наши свечи? Оставим их гореть, а сами пойдем гулять… Почему нельзя оставлять огонь без присмотра?

(Ответы детей.)

 Клепа.  Выходит, огонь – это и хорошо, и плохо?

Педагог. Совершенно верно!

Клепа. Спасибо, ребята. Я узнал много интересного. Огонь бывает разный: оказывается, это и солнце, и вулканы, и молнии! Оказывается, человек приручил огонь, заставил его работать на себя. Но огонь нельзя выпускать на волю, будет большая беда. Я больше никогда не буду играть со спичками, друзьям своим расскажу, чему вы меня сегодня научили!  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-беседа "Что такое огонь?"

познавательное занятие для подготовительной группы цель которого обьяснить детям необходимость огня как условие жизни на Земле, противоричивость этого явления (несет жизнь и смерть)...

Презентация опыта работы на городской опорной площадке "Что такое огонь?"

Знакомство детей с огнём как явлением неживой природы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое огонь?».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое огонь?»....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Что такое огонь»

Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня в условиях жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использо...

"Что такое огонь?"

познакомить детей с огнем, как явлением неживой природы;показать необходимость огня, как условия жизни на Земле, и противоречивость этого явления (несет  жизнь и смерть)....

Конспект занятия «Что такое огонь?»

Уточнить представления о свойствах огня. Совершенствовать представления о пользе и вреде огня. Продолжать знакомить детей со средствами пожаротушения....

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе на тему "Такой разный огонь"

Методическая разработка направлена на уточнение и обобщение  знаний детей средней группы о пожарной безопасности....