Доклад: "Интерактивные музейные экспозиции экологического содержания"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орлова Юлия Николаевна

В докладе представлен опыт работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию, которое реализуется через музейную педагогику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные музейные экспозиции экологического содержания.

Москву по праву можно считать музейной столицей. Музейная

педагогика призвана приобщать детей к сокровищам художественной культуры. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к  культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного
      Посещение музея - событие в жизни ребенка, оно оказывает на него
огромное эмоциональное воздействие. Наши воспитанники совместно с
_ родителями посещают музеи Москвы: Политехнический музей, Музей им. Дарвина, Московский Кремль, Музей анимации на ВВЦ, Государственный Пушкинский музей, Третьяков скую галерею, Московский планетарий, Музей Космонавтики и другие.

Маленьким москвичам предоставлена возможность знакомиться с музеями не только во время их посещепия с родителями. В течение нескольких лет в дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются различные образовательные технологии. В частности, успешно используется метод проектов. Один из наших проектов - «Интерактивные музейные         экспозиции в детском саду».         _

Создание музейных  коллекций стало доброй традицией благодаря преемственности в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагога - психолога, которые осуществляют разносторонний подход к проблеме создания музейных экспозиций и дальнейшей работе по ним.

Создавая музейные экспозиции, мы ставили следующие цели и задачи:

  1. Формировать у детей целостное представление об окружающем мире, культуре разных стран;
  2. Обогащать предметно-развивающую среду дошкольного учреждения;
  3. Формировать у дошкольников представления о музее;
  4. Поддерживать познавательную инициативу детей;
  5. Развивать коммуникативные способности; творческое и логическое
    мышление, воображение;
  6. Повышать ответственность семьи за воспитание у детей бережного отношения к природе и произведениям искусства, созданным человеком.

При оформлении музейных экспозиций мы придерживались ряда принципов:

  1. При выборе тематики и подборе экспонатов ведущим является принцип учета возрастных  и психологических особенностей  наших воспитанников.
  2. Сопричастность ребенка и его родителей к созданию экспозиции  -  соавторство, сотворчество  всех участников образовательного процесса.  
  3. Особое внимание обращено на  интерактивный  характер музейных экспозиций  – возможность детей изучать и исследовать представленные экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в интерактивных музеях не только можно, но и нужно!  Музейную экспозицию, созданную в группе можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. 
  4. Реализация принципа интеграции позволяет включить экспозицию в целостный образовательный процесс  и  использовать ее  в работе по разным образовательным областям.
  5. Каждая коллекция   «вписывается» в   интерьер группового помещения с учетом принципов видеоэкологии, разработанных В.А. Филиным.

 В детском саду создавались интерактивные музейные экспозиции различной тематики. К ним относятся традиционные для дошкольных учреждений коллекции – «Волшебница глина», «Дары моря», «Мир камня», «Мое дерево»;

экспозиции, посвященные какому-либо одному объекту - «Слоны», «Розы», «Кошки»;

оригинальные коллекции - «Календари», «Магниты». Важно отметить, что все они имеют  естественнонаучный  профиль.

В музейных коллекциях помимо природных материалов активно используются и вспомогательные: карты, макеты, рисунки, фотографии, в том числе из семейных альбомов воспитанников, мини-библиотеки художественной и энциклопедической литературы.

В состав экспозиции входят также продукты различных видов художественного творчества детей, выполненные в рамках тематики экспозиции.

Закрепление и осмысление полученных впечатлений и знаний реализуется в  детском творчестве, как естественном для детей способе освоения информации. Такое отражение впечатлений от музейных экспозиций имеет большой образовательный эффект в  работе с нашими воспитанниками.

Творческие работы наших детей удостоены наград на различных конкурсах округа, города и страны: «Путешествие по Франции» (2010 г.), «Кузнечик» (2010 г.), «Человек и Вселенная» (2011 г.), «Путешествие по Европе» (2011 г.), «Чебурашка и его друзья» (2012 г.), «Сказки братьев Гримм в детском рисунке» (2012 г.)

Работы наших воспитанников печатаются в  сборниках и каталогах: «Природа и художник», «Литературные образы в  детском рисунке», «Человек и Вселенная», «Москва в  рисунках детей ХХ в.», «Моя Москва», «как прекрасен этот мир», «Мир нашему дому», «Любимый город», «Цирк-цирк-цирк», «Музыка и мы», «Дорога к  звездам», «Спящая красавица» ; и учебнике «Изобразительное искусство» Т.А. Копцевой.

Все это позволяет ребенку выразить свои творческие способности, воплотить имеющийся замысел самостоятельно и при  помощи взрослого: воспитателя и родителей.

Содержание музейной экспозиции тесно связано с комплексно-тематическим планированием. И позволяет решать программные задачи более эффективно.

Так, при создании музейной экспозиции «Розы», одновременно решаются задачи из разных образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация»,  «Труд», используя при этом различные формы образовательной деятельности:

  1. Беседы, составление рассказов на разные темы:

«Какие бывают розы»,

«Как человек использует  розу?»,

«Какую красоту роза несет в мир»,

  1. Конструирование из деталей конструктора «Оранжереи для роз» и  изготовление цветка из бумаги.
  1. Подобраны различные игры и игровые упражнения: «Угадай по силуэту», «Лото», «Узнай по запаху», «Какой цветок – садовый или луговой» 

Продукты детского творчества также включаются в состав экспозиции. Это и нарисованный детьми фриз: «Красивые цветы», «Декоративные узоры для народного платка», рисунки по сказке Б. Заходера: «Серая звездочка».

В самостоятельной образовательной деятельности дети имеют возможность знакомиться с иллюстрациями роз, фотоальбомами, наглядным материалом в книжном уголке.

Полученные представления дети воплощают в сюжетно-ролевых играх: «Розарий», «Садовник», «Флорист».

Особое внимание уделяется сотрудничеству с семьями воспитанников. Одной из наиболее интересных форм взаимодействия являются творческие семинары  - практикумы, тематика некоторых из них связана с созданными музейными экспозициями: «Поделки из бросового материала», «Создание книг вырубок».

Родители активно участвуют в создании  экспозиций.     Их тематика зачастую становится отправной точкой детско-родительских проектов. Так, родился исследовательско-творческий проект детей старшего дошкольного возраста «Роза - Королева цветов», одним из этапов которого стало посещение Ботанического сада, розария.

Были  также  организованы детско-взрослые акции и проекты исследовательско-познавательной и эколого-эстетической  направленности:

  1.  «Путешествие по «Лосиному острову»
  2. «Наши домашние питомцы»
  3.  «Слоны»  
  4. «Прогулка в розарий»

Неподдельный интерес детей и родителей к различным  музейным экспозициям дает нам возможность утверждать, что музейная педагогика является   технологией, которая повышает  эффективность психолого-педагогической работы с  детьми и обеспечивает успешное сотрудничество с их семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная экспозиция "Прозрачный невидимка"

Знакомство детей с воздухом через опыты....

Изготовление бумажных птиц для музейной экспозиции "Прозрачный невидимка"

Пополнить музейную экспозицию новыми экспонатами, расширять представления детей о свойствах воздуха....

Музейная экспозиция "Усть-Барга"

Использование музейных технологий в ДОУ....

Презентация "Музейная экспозиция в детском саду" - консультация для педагогов.

Презентация к консультации для педагогов " Музейная экспозиция в детском саду"...

Творческий проект Создание музейной экспозиции «Человек покорил даже звездные дали!»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об...