"Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников"
статья

Альбекова Гульсум Шагибаловна

Роль мини-музеев в патриотическом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulsum.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Альбекова Г.Ш.,

старший воспитатель

МАДОУ ЦРР-д/с «Айыукай»

«Музейная экспозиция в формировании

экологической культуры дошкольников»

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

Что такое мини-музей? Во-первых, „мини“ напоминает, что музей в ДОУ занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт постоянно. В-третьих,мини-музей не отвечает строгим требованиям настоящих музеев.
  Мы создали небольшой, уютный мини-музей, в создании которого принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки.
  Экспонаты мини-музея можно трогать, нюхать, рассматривать, с ними можно играть. Здесь уместно процитировать слова швейцарского педагога И.Г.Песталоцци: „В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребёнка“.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников должны учитываться следующие принципы (Н.А.Рыжова):

- учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

- учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;  

- связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения прородоохранных проблем;

- гуманистического отношения к природе;

- открытость и доступность экологической информации;

- вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;

- соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

Задачи,реализуемые педагогами при работе в экологическом мини-музее.

  • Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • Воспитание любви и заботливого отношения к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
  • Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта  этого в деятельности;
  • Воспитание эстетических и                                                                            патриотических чувств;
  • Укрепление дружеских                                                             взаимоотношений между детьми.

Таким образом, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, нужно в раннем возрасте. Учить детей видеть и понимать красоту природы.

В работе по экологическому воспитанию можно применять различные методы и приемы, а также формы организации. В группах проводятся игры-драматизации:

сюжетно-ролевые игры: «Смелые пожарные», «Лесники», «МЧС», опыты с водой, воздухом, песком и глиной. В экологическом воспитании детей непосредственно образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

        На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на непосредственно образовательной деятельности первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

        Нередко компонентами становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, проведение видеоэкскурсий.

Содержание занятий, которые можно назвать непосредственно образовательной деятельности углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

        Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

        Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена.

        Работа с детьми в мини-музее выражается в следующих направлениях:

- приобщение детей к познанию своего края;

- формирование основ экологической культуры;

- формирование чувства любви к Родине;

- воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;

- формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея (экспозиции, выставки, экскурсии, музейные праздники) можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе – эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции – интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время НОД, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на НОД для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....

Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

   В детских садах создаются «мини-музеи».     В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...