Развите креативных качеств личносим у детей среднего дошкольного возраста средствами ознакомления с произведениями изобразительного искусства
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

 Платонова Марина Юрьевна

в проетке обусловленна актуальность проблемы развития креативных качеств у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_platonovoy.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

1

н

е

д

е

л

я

Диагностика изобразительных умений по критериям программы М.А. Васильевой

Цель: выявить уровень сформированности изобразительных умений

Беседа и рассматривание иллюстрации по теме: «Птицы».Цель:Продолжать знакомить детей с особенностями вида и поведения птиц, пополняя знания детей с помощью иллюстраций и репродукций художников. Учить рассматривать иллюстрации.Пополнять словарный запас детей.Развитие речи .Воспитывать культуру слушания и рассматривания иллюстрации.

Репродукции художников:Шишкин «Сосновый бор», Левитан «Березовая роща».

Эстетические наблюдения «Декоративно-прикладное искусство», «Филимоновская» роспись

Цель: вызвать у детей интерес к народному искусству,

развивать художественный вкус;

2

н

е

д

е

л

я

Диагностика изобразительных умений по критериям программы М.А. Васильевой

Цель: выявить уровень сформированности изобразительных умений

.

Знакомство с пейзажной живописью. «Времена года».

Цель :познакомиться с пейзажной живописью. Знать характерные признаки и особенности времен года. Вызвать у детей радость, эмоциональный настрой к беседе

Раскрашивание бумажных тарелочек. Цель:Продолжать знакомить детей с филимоновской росписью. Научить подбирать для раскрашивания определенные узоры( полоски, точки,овалы, треугольники).   Развивать воображение, творчество детей.Воспитывать аккуратность, желания самостоятельно расписывать в этом стиле.

(декоративное рис.)        

3

н

е

д

е

л

я

Беседа «Здравствуй,искусство!»

Цель: раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства, формирование новых знаний, умений, навыков.

Знакомство с художественными жанрами. Живопись.

Д/И «Угадайка» .

Цель: знакомство с видами изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Отличие

этих видов искусств. Вызвать интерес к искусству

Столовая и кухонная посуда. Хохломская, Городедская роспись.Цель:Познакомить с разными жанрами декоративно-прикладного искусства.Учить особенностям каждой росписи. Учить расписывать. Развивать интерес к народному творчеству, расширять словарь. Воспитывать эстетический вкус.

4

   н

е

д

е

л

я

.

Беседа по иллюстрации на тему: «Что нам осень принесла»Ткачёвы «трудовые будни»,Пластов «Сенокос».Цель.Познакомить детей с жанром бытовой живописи.Обогащать знания детей.Развивать художественное восприятие.Воспитывать интерес к произведениям искусства.

Работа в уголке природы.Рассматривание аквариумных рыбок и составление описательного рассказа.Цель:Расширять знания детей о животных.Подолжать развивать эстетическое восприятие, воображение,артикуляцию детей.Учить детей видеть красоту окркружающего мира.

Аппликация по теме «Городец, хохлома»

Цель: Учить самостоятельно составлять композицию на заготовленных объемных формах, используя элементы хохломской, городецкой росписи.

Воспитывать интерес к народным промыслам

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

1

н

е

д

е

л

я

Беседа и рассматривание графической книжной иллюстрации к стихотворению Некрасова. «Мороз, Красный нос»Цель:Помочь детям понять, что иллюстрированные издания книг следует учить внимательно рассматривать. Развивать речь, пополнять словарный запас.Воспитывать итерес к творчеству художника-иллюстратора.

Зимние каникулы

Анимализм,изображение животных. Д/И по теме «животные».«загадаю-отгадай!»

Цель:познакомить с жанром-анимализм,знать характерные признаки,отличительные особенности животных.

Развивать умение отгадыавать загадки.

2

н

е

д

е

л

я

Знакомство с книжной графикой.

Д/И - путешествие «узнай по описанию».

Цель: узнавать по описанию книжной графики произведения, прочитанные детям. Вызвать у детей интерес, эмоциональный

настрой работать коллективно.

 Красавица зима

Александров «Зимняя сказка»

Шишкин «На севере диком»

Пейзаж.Цель:Научить рисовать деревья большие и маленькие. Умение держать кисть,дать понятие о том, что для рисования травы делают двухцветный мазок:белила и зеленый. Развивать речь.Воспитывать эстетический вкус.

Рассматривание иллюстрации Е.Чарушина, В.Сутеева  и рисование по рассказу Е.Чапушина «Кролик».

Цель: продолжать знакомить детей с графической  книжной иллюстрацией. Учить видеть отличительные признаки животных. Познакомить детей с анималистическим жанром.Развивать у детей сенсорные способности. Воспитывать стремление рассматривать книжные  иллюстрации, доосмысливая содержание рассказа.

3

н

е

д

е

л

я

Коллективная работа «книжка-раскладушка». Сказка «Руковичка».Приклеивание вырезанных картинок.

Цель:наклеивание картинок согласно развитию сюжета сказки,развивать умение работать творчески,коллективно.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством.Знакомство с дымковской   игрушкой.Цель:Познакомить с дымковской игрушкой, ее спецификой, развивать зрительную память.Воспитывать творческие способности детей.

Лепка по теме «Животные»:«Котенок»

Цель: учить детей лепить животных(катать колобки из пластилина,вытягивать.прищипывать в нужных местах)

4

н

е

д

е

л

я

Наш город.(Архитектура). Предварительная работа экскурсионного типа.Коллективная работа.Цель:Учить детей строить по условию разные конструкции фасадов зданий из крупного и среднего сроительного материала.Формировать понятияпризма, конус, кирпичик, куб.Упражнять в классификации предметов по форме, цвету, материалу,назначению.Воспитывать чувство прекрасного

Роспись дымковской игрушки.Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством.Учитьросписывать силуэт дымковской игрушки, уметь выделять особенности ее росписи.Развивать мелкую моторику.Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Д\И «Найди отличие»

Кончаловский «Мать с ребёнком»

Репин «Стрекоза».Цель:Учить различать разные жанры живописи.Развивать творчество.Воспитывать интерес к творчеству.

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1

н

е

д

е

л

я

Дети, матери, красивые женщины. Рисование по замыслу.Родной человек – мама.Различные  жанры живописи Отличия.Серебрякова «За завтраком»

Серов «Девочка с персиками»

Боровиковский «М.И. Лопухина»

.

Беседа «Что такое скульптура?»

Цель: познакомить детей со скульптурой, показать разные содержание, материалы, средства выразительности, рассказать о работе скульптора

Путешествие по мини-музею.Цель:Подвести итог по работе с декоративно-прикладным искусством..Развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие.Поддерживать интерес к искусству.Воспитывать отзывчивость, потребность в прекрасном.

2

н

е

д

е

л

я

«Ах натюрморт,натюрморт!»

Цель:

 дать детям представление о натюрморте, как жанре живописи, его видах.

Обогащать речь детей.

Развивать практические умения в составлении натюрмортов .

Художники – иллюстраторы В. Сутеев, А. Елисеев

Скульптура (Жанровые сцены)Цель:научить лепить из пластилина человеческий образ, выделяя части теле:руки,ноги,голову,туловище.Развивать моторику пальцев рук.Воспитывать любовь к искусству.

Ветка сирени весной.Художник Кончаловский «Сирень»

Цель:Продолжать знакомить детей с пейзажем, обогащать интеллектуальную и эмоциональную сферы.2.Развивать чувство цвета, воображение.3.Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству, к природе.

3

н

е

д

е

л

   я

Рисование по теме: «Овощи, фрукты»

Цель: учить детей в изображать овощеи, фрукты,используя разные краски,учить создавать композицию

Художник – иллюстратор А. Елисеев

Весеннее дерево(плоскостная лепка)

Скульптура плоскостная.Цель: Научит лепить дерево путем налепа. Из тонких полосок изображать целое дерево.Располагать объект композиционно- правильно, в центре картона. Различать ствол,крону,макушку

Обследование детей по критериям Диагностика изобразительных умений по критериям программы М.А. Васильевой

Цель: выявить уровень сформированности изобразительных умений программы

4

  н

ед.

еля

 Натюрморт.Щучий хвост.Цель:учить рисовать растение, проводя линии кончиком кисти.Располагать обекты в центре листа, деля лист на две части:стол и стена.Развивать навык рисования красками. Воспитывать воображение, творчество.

К нам летят птицы. Рассматривание репродукций художников.

Рылов «В голубом просторе»

Саврасов «Грачи прилетели».Цель:Помочь детям понять, что репродукции картин следует внимательно рассматривать.Формировать творческий интерес к новому произведению.Воспитывать культуру речи детей.

Обследование детей по критериям Диагностика изобразительных умений по критериям программы М.А. Васильевой

Цель: выявить уровень сформированности изобразительных умений программы


        В современной психологической науке проблема креативности занимает важное место как проблема развития и совершенствования человека. В условиях ускорения изменений окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной повышаются требования к социализирующейся личности, ее гармоническому развитию, которое предполагает адаптацию к сложным меняющимся условиям жизни, возможность успешной самореализации, эстетическую направленность, способность к постижению всего многообразия окружающего мира, культуру. Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармоничных отношений человека с миром, является креативность. Креативность изучалась психологами с различных позиций: как творческий про дукт (Р. Стернберг; Мак Ферсон, Д. Тейлор и др.); творческий процесс (Г. Уоллес; Т. Тар-диф; Д. Фелдман и др.); способность (Дж. Гилфорд; Д.Б. Богоявленская; Г. Айзенк; Е.П. Тор-ране и др.); личностная черта (А. Маслоу; К. Роджерс; К. Тейлор и др.); компонент одаренности (Н.С. Лейтес; А.М. Матюшкин; Дж. Рензулли и др.)

      Совершенствование всей системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности. Современный человек должен быть подготовлен к столкновению с новыми неожиданными задачами, требующими нестандартных творческих решений.

        Я считаю, что чем раньше начато формирование креативных качеств личности, тем свободнее ребенок будет пользоваться ими в дальнейшем. Дошкольный период - сензитивный (чувствительный) период, а значит, он наиболее благоприятен для развития креативности. Практика показывает - это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая терпения со стороны педагога, поэтому особую актуальность приобретает поиск определенной системы, подбор наиболее действенных средств и методов развития креативных качеств до школьников.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. В МКДОУ д/с № 421 Художественно-эстетическое развитие. Технология по созданию в дошкольном учреждении  организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческой личности отмечена дипломом XV международной выставки «УЧСИБ-2007» за развитие творческой личности в дошкольном учреждении.

      В МКДОУ д/с № 421 была создана творческая группа  по реализации программы опытно – экспериментальной деятельности.

По теме «Изобразительное искусство», «Художественная графика». Принимая активное участие в методических разработках творческой группы я сочла необходимым разработать свой методический проект по развитию креативных  качеств личности у детей среднего дошкольного возраста средствами ознакомления с произведениями изобразительного искусства

       Цель: — определение потенциальных возможностей знакомства детей с изобразительным искусством для формирования креативных качеств личности .

Задачи:

- выявление психолого-педагогических условий развития креативных качеств в процессе оз накомления с произведениями изобразительного искусства,

- определение методов и приемов развития креативных качеств у детей среднего дошкольно го возраста с помощью комплекса художественно-развивающих игр, творческих заданий,

- определение содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы и разработ ка системы занятий по развитию креативных качеств в процессе знакомства с произведения ми изобразительного искусства.

-Повышение педагогической культуры родителей в воспитании креативного  развития ребенка.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

-повышение активности детей, любознательности, инициативности и самостоятельности детей;

- оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей.

- активное участие родителей в процессе развития креативных качеств личности  у детей

Основные принципы реализации проекта:

- Единство целей и задач в развитии креативных способностей  ребенка в ДОУ и семье. Это достигается слаженностью работы педагогов и родителей в данном направлении.

- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

-Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующееся на укреплении авторитета педагога в семье, а родителей- в детском саду, формирование отношений к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги МКДОУ д/с № 421.

Оснащение  проекта:

Основные законодательные и нормативные документы

- Закон об образовании РФ.

- Конвенция ООН «О правах ребенка».

- Семейный кодекс РФ.

- Конституция РФ.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Устав ДОУ.

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

    Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.г.;

Направления

Парциальные программы

Педагогические технологии

Художественно-

эстетическое

«Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» Казакова Т.Г., Дубровская Е.А., Юрина Н.Н.,- Academia, 2002.

 «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.» КомароваТ.С.  - М.: Мозаика-Синтез, 2006. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

«Изобразительная деятельность в детском саду»,  Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

«И учеба, и игра изобразительное искусство», М.В.Трофимова,

Т.И.Тарабарина, - Ярославль: Академия развития, 2001. 

«Чего на свете не бывает?» Дьяченко О.М., Веракса Н.Е.– М.: Знание, 1994.

«Детям о книжной графике». Курочкина Н.А.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

«Знакомство с натюрмортом». Курочкина Н.А.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1996.

«Дошкольникам о живописи» Чумичева Р.М..- М.: Просвещение, 1992.

«Как говорить с детьми об искусстве», Франсуаза Барб-Галль- СПб Арка, 2007.

Техническое       обеспечение

- аудиомагнитофон;                                  - видеомагнитофон;

- DVD проигрыватель;                              - телевизор;

- музыкальный центр;                               - цифровой фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;                   - компьютер 2 шт.;

- принтер;                                                    - сканер;

- видеокамера;                                            - есть выход в сеть Интернет;

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Срок

 1. Повышение квалификации.

Обучение на курсах:

НИПКиПРО по программе:

«Повышение качества педагогического

процесса»

 Темы:  

«Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования» , «Детская психология и дошкольная педагогика»,

«Современные технологии дошкольного образования», «Проектирование и оценка результатов образовательного процесса».

2. Анализ работы ДОУ по  проблеме развития креативных качеств личности у детей

3. Изучение методических разработок по данной проблеме.

4.Создание условий в группе, способствующих формированию креативных качеств де тей(Приложение1)

5.Создание методологического обеспечения процесса формирования креативности дошкольни ков в процессе ознакомления с произведениями искусства

6. Проведение педагогической  диагностики.

7. Анализ имеющейся предметной развивающей среды, направленной на освоение детьми образовательной области «Художественное творчество», в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Повышение компетентности  педагога.

Выявить методы, приемы

и  формы работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

Изучение приемов и методов по формированию креативных качеств у детей

Совершенствование методов и приемов (сравнение, пояснение, акцентирование деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления детских эмоций, прием вхождения в картину)

Выявить уровень развития детей (приложение 1.)

Создание условий для освоения детьми образовательной области «Художественное творчество».

19.09.11

по

28.10.11

сентябрь  

2010г.

октябрь –

декабрь

2010 г.

май

2010г.-2012г.

Сентябрь-октябрь

2010г.

2раза

в год

апрель-

май

2012г.

II. Основной этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки

                                           Работа  с   детьми

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Педагогическая диагностика с учётом индивидуальных типологических особенностей детей.

(Приложение№1)

Разработка  методических материалов по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

Беседы об искусстве,проведения занятий

(Приложение № 3).

Рассматривание иллюстративного материала, репродукций, фотографий.

Эстетические наблюдения.

Проведение художественно-творческих игр  (Приложение 4).

Роспись народных игрушек и других предметов.

Совместная изобразительная деятельность.

Пополнение предметной развивающей среды, направленной на освоение    детьми образовательной области «Художественное творчество».

Выявить уровень развития детей.

Определение основных направлений деятельности

 (Приложение № 2).

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Расширение возможностей работы с наглядным материалом.

Воспитывать познавательный интерес детей.

Развивать знания детей об изобразительном искусстве.

Создание эмоционального комфорта.

Развитие изобразительных умений детей.

Создание благоприятной развивающей среды внутри группы.

2 раза в год

сентябрь-октябрь

2010 г.

1 раз в месяц.

по мере необхо-димости

1 раз в месяц.

1 раз в месяц

по мере необхо-димости

1 раз в

месяц

в течение всей профес –сиональн-ой деятель-ности.

Работа         с        родителями

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Разработка плана работы с родителями (Приложение5 ).

Наглядная информация для родителей в родительском уголке по  изобразительному искусству.(Приложение6.)

Проведение консультаций для родителей.(Приложение 7)

Организация тематических выставок

Экскурсии и целевые прогулки:

-изостудия

-библиотека.

Анкетирование родителей

(Приложение 8.)

Развлечения для детей и родителей

(Приложение. 9.).

Организация совместной работы с семьей.

Вовлечь родителей в образовательный процесс через знакомство со значением  изобразительного искусства в развитии дошкольника.

Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей посредством изобразительного искусства.

Развивать у родителей практические навыки взаимодействия с детьми.

 Формирование навыков взаимодействия

детей и родителей.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности

детей и родителей.

октябрь – ноябрь 2010 г.

1 раз в месяц

1 раз в месяц

4 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

1 раз в месяц

Взаимосвязь    со      специалистами

1.

 

2.

3.

Подготовка и проведение развлечений.

Проведение педагогической  диагностики с учётом индивидуальных типологических особенностей детей.

Организация тематических выставок.

Развивать воображение, любознательность, память, творческие способности.

Развивать у детей положительные эмоции.

Создание эмоционального комфорта.

Определение уровня знаний, психических процессов.

Создание условий для освоения детьми образовательной области «Художественное творчество».

В течение  всей профессиональной деятельности.

III. Заключительный этап.

            Вид  деятельности

       Цель деятельности

Сроки выполнения

1.

Создание системы работы по ознакомлению с изобразительным искусством  детей старшего дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы по ознакомлению с изобразительным искусством.

июнь 2012г.

Результат реализации проекта:

- создание перспективного плана по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;

- создание конспектов интегрированных занятий для детей среднего дошкольного возраста;

- картотеки художественно-творческих игр, пособия и упражнения;

- картотеки видеоматериалов;

- создание перспективного плана работы с родителями.

-повышение активности детей, любознательности, инициативности и самостоятельности де тей;

- оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей.

- активное участие родителей в процессе развития креативных качеств личности  у детей

Приложение1.

16%

36%

37%

46%

47%

18%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

высокий

средний

низкий

Мониторинг уровня усвоения детьми среднего  

дошкольного возраста по критериям  «Программы  

воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А.Васильевой

(сентябрь, 2010год)

Изобразительное искусство

Художественная деятельность детей

 Данные результаты показали, что в условиях

 традиционных «технических»

 занятий по изобразительной деятельности дети усваивают программный материал достаточно активно.

        Таким образом, обозначились проблемы:

- недостаточная включенность детей среднего дошкольного возраста в процесс присвоения художественно-эстетических ценностей и творческого самовыражения;

- низкий уровень развития креативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

        В ходе работы мною была выдвинута гипотеза: повышение заинтересованности (мо тивации) детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства и расширение возможности активно действовать в условиях соответствующей предметно-развивающей среды может способствовать развитию креативных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

     Проведенная мною работа подтвердила гипотезу о том, что повышение мотивации де тей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства и расширении возмож ности активно действовать в условиях соответствующей предметно-развивающей среды спо собствует развитию креативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

       Результаты диагностики показали эффективность работы по разделу «Изобразитель ное искусство» с учетом обновленного содержания.

26%

25%

37%

39%

39%

47%

35%

36%

16%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

высокий

средний

низкий

С

равнительный мониторинг уровня освоения

детьми программы  под редакцией М.А.Васильевой

по разделу "Изобразительное искусство"

(за 3 года)

2010

2011

2012

К положительным результатам своей работы по данному разделу отношу:

- повышение уровня творческой активности и умения проявить себя в различных видах ис кусства (72%).

- возросшую активность в процессе обсуждения произведения искусства, расширение сло варного запаса, эмоциональности речи (79%);

- повышение уровня культуры при восприятии произведений изобразительного искусства (высокий - 52%, средний - 48%, низкий - 0).

                                         

Диагностическая карта

«Формирование представлений о красоте

в среднем дошкольном возрасте».

I.        ЦЕЛЬ: изучение характера представлений о красоте.

ВОЗРАСТ: 4-5лет.

МЕТОД:  беседа.

ВОПРОСЫ:

  1. Что такое, по-твоему, красота?  
  2. Что ты видел красивое?  
  3. Что можно назвать красивым?  
  4. Можно ли сделать красивое?  
  5. Кто может сделать красивое?

II.        ЦЕЛЬ: выявить представления о красоте произведений живописи.

МЕТОД: выбор произведения живописи и мотивировки выбора.

ВОПРОСЫ:

  1. Выбери картину, которая кажется тебе красивее других?
  2. Почему ты считаешь её красивой?
  3. Что красивого нашел художник в природе, человеке, предметах?

УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРАСОТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

Условно «нулевой» - «не знаю», «красивая», «нравится».

Условно «низкий» - «узнавание» картины или изображенных на ней персонажей, событий, явлений, ситуаций («Красивая, я её уже видел», «Красивая, это Аленушка, она печалится», «Красивая, цветы нарисованы»).

Условно «средний» - уровень мотивировки красоты картины с позиций колористического решения и содержания («Красивая, потому что много зеленого цвета, красивая природа», «Красивая, потому что море нарисовано красиво, небо синее с белыми облаками и птицы летят белые... лебеди»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТЕЙ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА.

  1.    Объем знаний - количество видов и жанров изобразительного искусства.
  2.    Выделение специфических признаков видов изобразительного искусства.
  3.    Выявление средств художественной выразительности.
  4.    Определение назначения видов изобразительного искусства.
  5.    Целостное рассмотрение произведений искусства с оценочным воспроизведением содержания, путей и средств создания.

СЛЕДУЕТ ВЫДЕЛИТЬ

I.        Уровни знаний детей о произведениях изобразительного искусства:

«0» - неадекватные знания;

«1» - узкие разрозненные знания о некоторых видах изобразительного искусства;

«2» - возрастание знаний о многообразии видов, жанрах изо искусства;

«3» - установление общих связей разных видов изо искусства, выраженное отношение к ним.  

II.        Уровни знаний детей о средствах выразительности:

«0» - неадекватные знания;

«1» - фрагментарные знания о средствах выразительности; «2» - возрастание знаний о средствах выразительности в разных видах изобразительного искусства;

«3» - достаточно полные знания о средствах выразительности в разных видах изобразительного искусства.

Приложение 3.

Тема: Рассматривание иллюстраций художников и рисование по рассказу Е. Чарушина «Кролик».

Цель: 1. Дать понятия некоторых жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, а также  анималистический. Познакомить детей с графической книжной иллюстрацией. Учить видеть красоту кролика.

2. Развивать у детей сенсорные способности. Упражнять детей в умении рисовать толстой и тонкой кистью, а также палочкой выводить контур.

3. Воспитывать стремление любоваться книжной графикой. Вызвать чувство радости от выполненных работ.

Материал:Альбомные листы, краски, гуашь,кисти, палочки, книжные иллюстрации Е. Чарушина,В. Сутеева.

Ход занятия

- Здравствуйте, дети, сегодня у нас с вами будет занятие интересное занятие. Давайте сначала поговорим о жанрах.

Картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.

Картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ.

исование человека - это жанр ПОРТРЕТА.

Сегодня мы с вами будем говорить о АНИМАЛИСТИЧЕСКОМ жанре.

 - Запомните, ребята, если на картине нарисовано какое-нибудь животное, то это анималистический жанр. Слово «анимал» означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.

(Детям предлагаются картинки с изображением различных кроликов для рассматривания).

Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Сегодня мы с вами будем художниками-анималистами. Если вы отгадаете загадку, то, поймете, кого мы будем рисовать.

Маленький, беленький

Кусочек пуха,

Да мягких два уха.

- Верно. Вспомните, накануне мы с вами читали рассказ Е. Чарушина «Кролик». Давайте его вспомним   ( чтение рассказа).

Дети садятся рядом с воспитателем и рассматривают графическую иллюстрацию к рассказу (Беседа по книжной графике).

- Посмотрите, дети, как художник изобразил пушистый мех мамы-крольчихи и крольчат (уточнить представление о форме тела, головы, овальных ушей).

- Итак, какая геометрическая фигура лежит в основе рисования кролика? (Овал).

 Выясняют, что мама-крольчиха – большая, а крольчонок – маленький.

- Что нужно взять из этой загадки для изображения кролика?

1. Фактуру меха – пушистую шерстку.

2. Количество лап - четыре.

3. Уши - длинные.

4. Глаза, отличающиеся по цвету от окраса зверька.

Дети садятся и начинают рисовать.

- Сегодня мы будем рисовать кролика (показ воспитателя).

- Вначале нужно выложить на палитру небольшие порции гуаши, смешать краски и подобрать оттенки для шерстки. На кисть набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков.  Самое главное - следить, чтобы на кисти не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.

- Сначала рисуем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой.  

- Шерстку можно рисовать толстой кистью. Цвета можно выбирать от темно-серого до темно- коричневого. Можно рисовать без прорисовки ворса.

- Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью пишем фон вокруг кролика. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего кролика были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.

II. Самостоятельная работа детей (дети рисуют, воспитатель корректирует, если нужно).

III. Анализ детских работ. Выводы

Проводится выставка детских работ.

Воспитатель: - Посмотрите, какие замечательные работы получились. Они не одинаковы.

Дети учатся сравнивать( кто-то нарисовал больше крольчат у мамы-крольчихи, расположил детенышей по своему, и.д.р).

Приложение 4

Художественно-творческие игры

Сентябрь

  1. «Цвет и настроение»
  2. «В гостях у мастера карандаша

Октябрь

1. «Какой цвет играет?

2.«Подбери краски, которые использовал художник»

Ноябрь

  1. «Коробейники»
  2. «Бабушкин сундучок»

Декабрь

  1. «Пусть оживет рисунок»
  2. «Расскажи что видишь?»

Январь

1 «Наши лица»

2. «Настроение»

Февраль

  1. «Найди похожую»
  2. «Наряди куклу»

Март

  1. «Собери букет»
  2. «Собери фрукты в вазу»

Апрель

  1. «Целое и части»
  2. «Собери в целое»

Май  

  1. «Путешествие в страну Рисовандию»

Я считаю, что дидактические игры художественно-творческой направленности игра ют огромную роль в поддержании интереса к искусству, способствуют развитию активности, любопытства, готовности к быстрым решениям, развивают воображение, т.е. оказывают не посредственное влияние на развитие креативности дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства.

Особую активность проявляют дети в дидактических играх при ознакомлении с народно-декоративным искусством.

Приложение 8.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Имеете ли Вы достаточно знаний в области изобразительного искусства, чтобы рассказать об этом детям?

а) ДА

б) НЕТ

  1. Посещаете ли Вы выставки, музеи вместе с детьми?

а) ДА

б) НЕТ

  1. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам посещать данные мероприятия?

а) считаю, что ребенок ещё маленький

б) не считаю, это необходимым

в) недостаточна информация о месте и времени проведения

Приложение 5.

План работы с родителями

        Большое значение в процессе приобщения детей к искусству я придаю семье. Прове денное анкетирование среди родителей показало, что 70 % респондентов сами обладают не достаточными знаниями в области изобразительного искусства, а вследствие этого не могут поддержать интерес ребенка к общению с искусством. Большинство родителей не посещают выставок, музеев вместе с детьми: 43 % считают, что дети еще маленькие для посещения вы ставок, 24 % не считают это необходимым, 33 % считают недостаточной информацию об их проведении.

С целью активизации интереса родителей к вопросам ознакомления детей с произве дениями искусства и повышения их компетентности в данном вопросе составила перспек тивные планы работы с родителями по данному направлению, которые включают разнооб разные формы работы

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей
  2. Консультация « Приемы  рисования»
  3. Родительское собрание «развитие креативных способностей у детей»
  4. Организация ежегодной выставки «Дары осени»        

Октябрь        

  1. Консультация «Нетрадиционные техники рисования»
  2. Экскурсия в изостудию. Представление наглядных материалов по разделу
  3. Тематические листы «Азбука изобразительного искусства».Живопись.        
  4. Привлечения родителей  в оформлении выставки «Золотые узоры»
  5. Тематические листы «Азбука изобразительного искусства» .Рисунок. Цвет.

Ноябрь        

  1. Консультация «Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка»
  2. Папка – передвижка «Изобразительное искусство»
  3. Показ занятия по изобразительному искусству.
  4. Тематический листы«Диво- дивное, Чудо-_ чудное» (приобщение детей к декоративно-прикладному искусству) Филимоновская роспись.

Декабрь        

  1. Консультация « У истоков творчества»
  2. Тематические листы «Азбука изобразительного искусства».Графическая живопись.        
  3. Досуг «Новогодний хоровод»
  4. Привлечь родителей к оформлению группы к новому году
  5. Буклеты, памятки

Январь        

  1. Консультация «Нетрадиционная техника рисования, как условие формирования представлений о цвете у детей среднего  дошкольного возраста»
  2. Тематические листы «Азбука изобразительного искусства».Дымковская игрушка.        
  3. Тематическая выставка « Зимние узоры» (нетрадиционное рисование)
  4. День открытых дверей. «        Приглашение родителей на занятия по знакомству детей с изобразительным искусством «Что умеем – вам покажем, удивим, про всё расскажем»
  5. Приглашение родителей на выставку пейзажных картин

Февраль        

  1. Консультация «С чего начинать формирование навыков»
  2. Тематические листы «Азбука         изобразительного искусства» Анималистический жанр.
  3. Папки – передвижки «Народная культура в художественно эстетическом воспитании дошкольников»
  4. Памятка родителям « Что нужно ребёнку для рисования?»

Март        

  1. Консультация « Музыка в креативном развитии ребенка»
  2. Тематические листы «Азбука изобразительного искусства». Натюрморт.        
  3. Выставка «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама!»
  4. Папки – передвижки «Волшебное превращение веревочки» «Угадай, дорисуй»

Апрель        

  1. Консультация «Рисуем с детьми»
  2. Тематические листы. «Азбука изобразительного искусства».Скульптура
  3. Тематическая выставка «Семейное творчество»
  4. Газета для родителей «Детский сад со всех сторон»

Май        

  1. Родительское собрание «Детское изобразительное творчество, что под этим следует понимать».
  2. Консультация «Я поведу тебя в музей »
  3. Памятка « Каждый ребенок в душе волшебник»
  4. Приглашение родителей на итоговую выставку «Наши руки не для скуки»
  5. Семейное творчество «Там, на неведомых дорожках»

Результатами планомерной и систематической работы стала заинтересованность и активная помощь детям со стороны родителей по разделу «Изобразительное искусство».

Приложение 7.

Консультация для педагогов

«Развитие креативности у дошкольников в изобразительной деятельности»

     Формирование образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления – особенно важно в дошкольном периоде детства. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, накопления информации о многообразии окружающего мира, необходимо своевременно и активно «ввести» малыша в мир искусств  (в т.ч. организовать деятельность по восприятию, осмыслению и оценке произведений изобразительного творчества)

С четырехлетнего возраста ребенок способен правильно выразить свою мысль с помощью речи, его «речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности»; у него начинает формироваться произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение. Изобразительное искусство является одним из наиболее доступных дошкольнику средством познания мира,  его взаимозависимостей.

Всякое произведение изобразительного искусства передает отношение автора к изображенному явлению, его мироощущение, его внутреннее «Я». Интуитивно дошкольник «прочитывает» эмоциональное содержание произведения, осмысливает авторские чувства, пополняя, таким образом, собственный чувственный опыт. В связи с принятием авторской идеи, эмоциональным осознанием содержания произведение (о чем рассказал художник?), у ребенка возникает интерес к выразительным (как он рассказал «это» цветом и линией?) и изобразительным (какие материалы, технику использовал художник?) средствам.

Наслаждаясь колоритом, восхищаясь изяществом форм и оригинальностью композиции, ребенок осознает природу собственных чувств, вызванных созерцанием произведения изобразительного искусства, и стремится к общению с взрослыми и сверстниками по поводу своих ощущений и чувств, интеллектуальному выражению своих чувств, изложению самостоятельных суждений по поводу своего отношения к творчеству художника.

Таким образом, искусство приобщает детей к миру взрослых, развивает художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способствует формированию у них коммуникативных способностей.

Приложение 6.

Консультации для родителей «Азбука изобразительного искусства»

Расскажите детям

Резьба в искусстве.

На куске дерева, кости или камня мастер может вырезать изображение чело века или животного, растения или орнамент. Делается это специальными инструментами и называется резьбой.

Когда-то на Руси леса темной стеной окружали деревни и села. И потому что вокруг были леса, дерево вошло в русское народное искусство. Русское крестьянство испокон веков славилось замечательными народными мастерами - резчиками по дере ву. С давних пор избы украшались удиви тельными изображениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят до му счастье. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изобра жениями разных животных. В селах Ниже городской губернии на наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих ви ноград.

Чудесной резьбой покрывали мастера ме бель: спинки стульев и кроватей, крыши лар цов и сундуков, в которых хранилась празд ничная одежда.

Сохранились старинные смешные сквореч ники, сделанные в виде фигурок деда и бабы. Баба-скворечник повязана платком, на ней кофта, застегнутая на пять пуговиц, и сара фан с фартуком. Ее широко открытый рот — отверстие для скворцов, а длинный-длинный нос служил для них жердочкой.

В старину ни одно угощение не обходилось без пряников. Их пекли на особых дере вянных досках с резными рисунками, кото рые отпечатывались на пряниках. Пряники так и назывались «печатными». На досках вырезались небывалые птицы и звери, горо да со сказочными постройками, фигуры ска чущих лошадей. Таких пряников теперь не пекут, но печатные доски кое-где сохрани лись. Их собирают любители-коллекционеры. Но не только резьбой по дереву славятся наши народные умельцы. На Севере, особен но на Чукотке, мастера искусно вырезают небольшие фигурки из моржовой или мамон товой кости.

Приложение 9.

Викторина с родителями «Разноцветная радуга»

Программное содержание:

  1. вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству;
  2. закреплять знания о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи;
  3. закрепить навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке сове отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа;
  4. развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение;
  5. развивать интеллектуально-творческие способности детей;
  6. воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы.

Материал:

  1. наборы репродукций картин разных жанров;
  2. наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта;
  3. эмблемы для команд;
  4. табло с изображением зеленой поляны с прорезями для крепления бумажных силуэтов цветов (ромашки, колокольчики);
  5. костюм Незнайки;
  6. рисунки для Незнайки, Пилюлькина;
  7. музыкальное сопровождение из классических произведений;
  8. призы (раскраски, карандаши, краски);
  9. художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, бумага.

Предварительная работа:

  1. Беседы о жанрах живописи, о цветовой гамме.
  2. Рассматривание репродукций.
  3. Проведение художественно-развивающей игры «Собери портрет» (пейзаж, натюрморт).
  4. Упражнения по смешиванию красок.

Под музыку в зал входит жюри (на столе у жюри силуэты цветов, рядом  стоят 2 табло - полянки; призы).

В зал входят участники (команды, состоящие из детей и родителей).

Ведущий. Сегодня у нас знаменательный день и необычный день! Здесь в этом зале сегодня примут участие в художественной викторине «разноцветная радуга» две команды, состоящие не только из детей, но и из родителей.

Встречайте: команда «Карандаши», команда «Краски».

Команды приготовили друг другу приветствия.

Команда «Карандаши»:

Кисточки, краски, карандаши

Детям и взрослым очень нужны!

Они помогают весь мир оживить,

Обычный лист бумаги в мечту превратить!

Команда «Краски»

Если взять краски в руки,

То у вас не будет скуки!

Ведущая. Перед вами строгое и справедливое жюри. Оценкой за правильный ответ будут цветы – ромашки и колокольчики, которые члены жюри будут выставлять или «высаживать» на полянке команды «Карандаши» или «Краски». Чья команда наберет больше цветов, та и будет считаться победителем.

А теперь послушайте правила игры: Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит. Отвечать на вопрос может любой участник команды, но при этом нужно поднять руку. Члены команды могут советоваться, прежде чем ответить. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. Ответ должен быть четкий и ясный.

Итак, начинаем первый тур «Веселая палитра»

В зал вбегает Незнайка.

Незнайка. Подождите, как это начинается? А я? Как же без меня? игра, да ёще без меня? Это детский сад «незнайка»?

Дети: Нет, это детский сад «Снежинка».

Незнайка. Как «Снежинка»? Ой! Правильно! Это же я Незнайка! А искал я как раз детский сад «Снежинка». Меня прислали к вам друзья коротышки из Цветочного города, как самого умного, самого умелого, самого…

Ведущий. Погоди, погоди. По-моему, ты хвастаешься. Правда, ребята?

Дети. Конечно, он хвастает. Незнайка ничего не умеет делать правильно, он нечего не знает, поэтому и зовут его Незнайка!

Незнайка. Ничего я не хвастаю, вот у меня и письмо от коротышек. Они узнали про вашу игру и решили послать меня, чтобы я научил вас рисовать (ведущий берет письмо у Незнайки).

Ведущий. Ребята, послушайте, что пишут жители Цветочного городка: «Дорогие ребята! Посылаем к вам Незнайку учиться искусству живописи».

Незнайка. Я умею рисовать, просто всем коротышкам почему-то не нравится мои рисунки. А мне нравятся. Вот посмотрите.

Показывает рисунки с изображением Бульки, Знайки, Пилюлькина, которые нарисованы с искажением формы и пропорций. Дети смеются, высказывают своё мнение.

Ведущий. Знаете, ребята, я думаю, что очень хорошо, что Незнайка именно сегодня попал к нам на викторину. Если ты, Незнайка, будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, что будут говорить и делать дети, ты обязательно научишься рисовать так, чтобы всем нравилось. Устраивайся рядом и внимательно слушай.

Итак, вопрос №1. На минутку в землю врос

        Разноцветный чудо-мост (радуга).

- Назовите все цвета радуги по порядку. Какие цвета называются основными или главными? (красный, синий, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета).

- Как получить фиолетовый цвет? (смешать синий и красный цвета).

- А если мы смешаем желтый и красный цвета, какой цвет тогда получаем? (оранжевый).

Незнайка. А цвет для елки, огуречика,

       А цвет для травки у крылечка?

Ведущий. Это будет шестой вопрос. О каком цвете спрашивает Незнайка? Как же его получить? (это зеленый цвет, смешиваем синий и желтый).

Ведущий. Все цвета делятся на две группы. На какие? (теплые и холодные).

- Какие цвета называются теплыми? Почему они так называются? (желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца).

- Какие цвета называются холодными? Почему они так называются? (синий, фиолетовый, голубой – это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана).

Ведущий. В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.

- Какой цвет получиться, если смешать белый и красный? (розовый); белый и синий (голубой).

А теперь самый главный вопрос командам.

- Что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными? (цвет).

- Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным? (Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях; вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные).

Ведущий. Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы сможем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле.

Предлагается исполнить танец «Разноцветная радуга»

Слово жюри.

Конкурс «Веселая разминка»

Ведущий. Сейчас команды должны показать изображение предмета из самих себя. Можно садиться, стоять, даже лежать, но главное – договориться между собой, как это сделать (дети изображают фигуру ежа и елочки).

Ведущий. Жюри оценивает «Веселую разминку» за дружное исполнение, а мы начинаем второй тур викторины «Мир живописи».

Вы хорошо знакомы с жанрами живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам. Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием и даст правильный ответ (Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры: портрет, пейзаж, натюрморт).

Ведущий. Следующее задание. Собрать из частей портрет (пейзаж, натюрморт) «Картины в пазлах». Выигрывает та команда, которая работает быстро, правильно, дружно.

Слово жюри.

Объявляется третий тур викторины «Конкурс капитанов» (взрослые разгадывают кроссворд с помощью команды, представляют его).

Слово жюри.

Ведущий. Объявляется последний четвертый тур викторины «Мы – художники». Теперь художниками будете вы.

Незнайка. Нарисуйте меня!

Ведущий. Хорошая идея, но немножко нескромная! Все дети будут рисовать только тебя.

Незнайка. Но ведь все будут рисовать меня по-разному! Кто-то нарисует моё доброе и веселое лицо – получиться портрет. Кто-то может нарисовать меня на прогулке в лесу, на речке или на Луне – получиться пейзаж. А кто-то, возможно, нарисует меня в виде игрушки с мячом или с карандашами и красками – тогда получиться натюрморт. Вот и получиться, что рисунки будут разные, но везде со мной.

Ведущий. Ну и что мы решаем ребята? Принимаем предложение Незнайки? (дети соглашаются).

Можно использовать любой материал, который вы найдете за столом или за мольбертом: краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки  

Дети самостоятельно выбирают художественный материал по желанию.

Самостоятельная деятельность детей. Звучит спокойная музыка.

Работы выставляются перед жюри. Подведение итогов.

Слово жюри. Награждение.

Ведущий. Ну, вот и закончилась наша игра.

Цветы и птицы,

Лес из сказки…

Всё нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе.

И мир в семье и на земле!

И в 6, и в 10 лет, и в 5

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует,

Все, что его интересует!

Незнайка. До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за ваши рисунки. Я у вас многому научился. До новых встреч!

1 К

А

2 К

Р

А

А

Р

Н

Т

1 Х

У

Д

О

3 Ж

Н

И

К

А

И

Н

Ш

В

А

О

4 Н

2 С

К

У

Л

Ь

П

Т

У

Р

А

И

Т

С

Ю

Ь

Р

М

О

5 П

Р

3 М

О

Л

Ь

Б

Е

Р

Т

Р

Т

Р

Е

Т

По горизонтали:

  1. Профессия человека, который пишет картины.
  2. Вид изобразительного искусства. В переводе с латинского значит «высекать». Произведения этого вида создаются из камня, глины, стекла, кости. Имеют объем.
  3. Приспособление для работы художника, на котором крепится лист бумаги.

По вертикали:

  1. Инструмент для изображения, имеет деревянную оболочку, внутри цветной или графитный стержень.
  2. Итог (то, что создают) работы художника.
  3. Вид изобразительного искусства, когда изображение создается с помощью красок. В переводе обозначает «писать жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Паспорт проектаТворческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (г...