Этнофестиваль дошкольников «Дружат дети на планете»
план-конспект по окружающему миру по теме

Сикирицкая Татьяна Петровна

Этнический фестиваль приурочивается к празднику встречи Весны, который отмечается всеми народами мира, а также к «Международному дню танца» - 29 апреля.Он состоит из четырёх взаимосвязанных частей:

  1. Видео фильм «Маленькие граждане».
  2. Этнодефиле «Весенняя россыпь» (показ стилизованных коллекций национальной одежды).
  3. Праздничный гала – концерт (народные танцы в исполнении детей, родителей, гостей фестиваля).
  4. Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.

Идея проведения этнофестиваля наиболее эффективна в воспитании толерантного отношения у дошкольников. Она содержит в себе большие возможности для объединения усилий детей и взрослых в познании культур разных народов и национальностей. Показ красочных костюмов, отражающих национальный колорит, который сопровождается народной музыкой, выразительный танец - всё это вызывает у детей яркие эмоции, оставляет радостное настроение и позволяет пережить незабываемые чувства единения, дружбы. Это мероприятие позволяет реализовывать преемственность отношений и устанавливать творческие контакты, например, с танцевальными коллективами района и города, тем самым создавая условия для межнационального культурного обмена.Этномода - это философия взаимоотношений традиционной и современной одежды. Модели дефиле представлены в номинации «Этнические мотивы в современном костюме», задача его участников раскрыть в коллекциях своё понимание тематики: «этно» с фольклорными элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnofestival_druzhat_deti_na_planete.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

Адрес: 197706; Санкт-Петербург, г.Сестрорецк, Приморское шоссе, д. 350 литера А ; Телефон  (812) 437 33 43 (факс) E-mail gdou_14

Номинация «Внеклассное мероприятие (занятие) культурологической, туристско-краеведческой, художественно-эстетической, спортивно-технической, социально-педагогической, военно-патриотической направленности с применением ЭОР»

Этнофестиваль дошкольников «Дружат дети на планете»

Авторы:

Федотова Наталия Валериновна, музыкальный руководитель;

Сикирицкая Татьяна Петровна, методист, старший воспитатель;

Горбань Ирина Павловна, учитель-логопед

Аннотация

Этнический фестиваль приурочивается к празднику встречи Весны, который отмечается всеми народами мира, а также к «Международному дню танца» - 29 апреля. Он состоит из четырёх взаимосвязанных частей:

  1. Видео фильм «Маленькие граждане».
  2. Этнодефиле «Весенняя россыпь» (показ стилизованных коллекций национальной одежды).
  3. Праздничный гала – концерт (народные танцы в исполнении детей, родителей, гостей фестиваля).
  4. Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.

Идея проведения этнофестиваля наиболее эффективна в воспитании толерантного отношения у дошкольников. Она содержит в себе большие возможности для объединения усилий детей и взрослых в познании культур разных народов и национальностей. Показ красочных костюмов, отражающих национальный колорит, который сопровождается народной музыкой, выразительный танец - всё это вызывает у детей яркие эмоции, оставляет радостное настроение и позволяет пережить незабываемые чувства единения, дружбы. Это мероприятие позволяет реализовывать преемственность отношений и устанавливать творческие контакты, например, с танцевальными коллективами района и города, тем самым создавая условия для межнационального культурного обмена. Этномода - это философия взаимоотношений традиционной и современной одежды. Модели дефиле представлены в номинации «Этнические мотивы в современном костюме», задача его участников раскрыть в коллекциях своё понимание тематики: «этно» с фольклорными элементами.

Подготовка к мероприятию: комплекс творческих форм совместной деятельности и образовательной работы с детьми, педагогами, родителями; создание видеофильмов о творческих мероприятиях проекта «Маленькие граждане», посвящённому гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников; анонс и реклама мероприятия среди родителей воспитанников детского сада и педагогической общественности; мероприятия сетевого взаимодействия с ДДЮТ – участие в творческих конкурсах; с детским хореографическим коллективом; с детской библиотекой, использование интернет ресурсов для подготовки костюмированной части фестиваля.

Цель фестиваля:

        Интеркультурное развитие детей через ознакомление с культурой разных стран и народов, объединение традиций разных национальностей.

Задачи:

  1. Воспитание у детей чувство толерантности, уважения к традициям своего народа и национальной культуре других людей, чувства собственного достоинства, основ патриотизма, идеалов добра, красоты, дружбы.
  2. Формирование понятия общности и единства с людьми, живущими на Земле, желания жить в мире, дружбе и согласии; представлений о русском гостеприимстве (например: с русским обычаем встречать дорогих гостей хлебом-солью).
  3. Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства.
  4. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных народов.
  5. Обеспечение преемственности творческого развития детей посредством форм сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.
  6. Эстетическое развитие, развитие художественно-творческих способностей, танцевальных навыков, обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.

Участники фестиваля:

Взрослые: педагоги; родители, члены семей воспитанников детского сада.

Дети: воспитанники дошкольных групп детского сада (с 3-х до 7 лет); детский хореографический коллектив «Светлячки».

Оборудование, реквизит: сценарийфестиваля; музыкальный материал: CD «Танцевальная национальная музыка в современной обработке», фонограммы музыкальных заставок по содержанию мероприятия; подборка стилизованных национальных костюмов для детей и взрослых (авторские работы родителей и педагогов детского сада); цветные воздушные шары по количеству детей; DVD  киножурнал «Маленькие граждане» – авторский видеофильм; CD «Национальная кухня» - авторская разработка

Техническое оснащение: видеопроектор, музыкальный центр, техника для создания световых эффектов

Оформление зала - авторский дизайн-проект. 

Ход мероприятия

        Первая часть. Демонстрация киножурнала «Маленькие граждане».

В последних кадрах фильма - стая голубей парит в небе. На этом фоне за кадром ребёнок читает стихи:

Из соседней голубятни голубь вылетел ручной

И сверкнул в лучах закатных свежей снежной белизной.

И напомнил нам, что дети городов и деревень

Мира требуют на свете в этот славный добрый день.

        С окончанием фильма звучит фонограмма – звон пасхальных колоколов, в зале появляются дети, одетые в костюмы голубей (6-8 детей). Звучит фонограмма Э.Григ «Утро». Под эту музыку исполняется танец Голубей. После танца Голуби становятся на одно колено, входит Весна (взрослый) с хлебом-солью на подносе с рушником.

Весна:

Под весенние капели и под звон колоколов

Я - Весна пришла из дальних, из полуденных краёв.

С солнцем, с птицами, теплом! В каждый город, в каждый дом!

Я тепло вам принесла, земля согрелась, ожила.

Будут весенние ливни, будут хлеба обильные.

Богатым будет урожай, будет славным каравай.

Хлеб вам да соль, гости дорогие! ставит каравай на  стол перед гостям.

 С праздником Весны вас! Всем вам мира, счастья и добра!

Голуби: 

1-й ребёнок: Мы летим, летим, летим, всю планету облетим,

2-й  ребёнок: Мир и счастье принесём в каждый город, в каждый дом.

Звучит фонограмма Э.Григ «Утро» - Весна уходит, за ней – Голуби.

        Вступление ко второй части праздника

На середину зала выходят двое детей-ведущих.

Девочка:  В Россию к нам пришла весна, погода – чудо как ясна!

Мальчик: Весна! Весна! Все оживает вдруг! Природа словно в сказке оживает,
Девочка: И в миг все изменяется вокруг, И раз в году весна у всех бывает.

Мальчик: А весной, как водится, все девчонки модницы.

Девочка: И мальчики не отстают, наряжаться все бегут. Весна в душе у взрослых и ребят, и все быть красивыми хотят!

Мальчик: Дружно мы решили все – устроим этнодефиле!

Девочка: Мамам дали мы заказы, сшили все наряды сразу.

Девочка и мальчик вместе: На дефиле модели приглашаем, аплодисментами мы дружно их встречаем!

Взрослый ведущий: Сегодня в нашем этнодефиле участвуют девять супер- финалисток, которые прошли отборочный конкурс. Участницы – наши родители и педагоги детского сада постарались раскрыть в коллекциях своё понимание тематики «этно» и использовали в своих моделях фольклорные элементы, красочные ткани и разнообразные украшения. Вместе со взрослыми презентовать коллекции в дефиле будут юные звёздочки нашего детского сада. Итак, наше этнодефиле «Весенняя россыпь» открывается!

        Вторая часть фестиваля - этнодефиле «Весенняя россыпь»

Каждая «национальная делегация» (дети и взрослые: родители, члены семей воспитанников, сотрудники детского сада) демонстрирует коллекцию под свою народную музыку. Дефиле участники сопровождают танцевальными движениями народных танцев.

Взрослый ведущий: Встречайте наших первых звёздочек с коллекцией «Солнечная Азия» и автора этой лучезарной модной коллекции – звезду моды (имя, фамилия взрослого представителя «делегации»)!  

Под фонограмму восточной музыки - дефиле национальной делегации. В проходе участвуют: узбеки, туркмены, киргизы, казахи, таджики.

Взрослый ведущий: Следующие участники нашего «Этнодефиле» продемонстрируют модную коллекцию «Легенда гор»! Аплодисменты нашей мамочке из Армении (имя, фамилия взрослого представителя «делегации»)!  и её юным очаровательным моделям. 

Под фонограмму армянской музыки - дефиле национальной делегации. В проходе участвуют армяне.

Взрослый ведущий: От всех ребят Прибалтики примите вы привет! Они всех приглашают увидеть янтарного края свет… Свой талант модельера демонстрирует (имя, фамилия взрослого представителя «делегации») со своим сыном. Они представляют вашему вниманию коллекцию «Прибалтийские мотивы»! Под фонограмму прибалтийской музыки - дефиле национальной делегации; в проходе участвуют представители республик Прибалтики.

Взрослый ведущий: Интересную коллекцию финских костюмов «Яркие лоскутки» создала модельер (имя, фамилия взрослого представителя «делегации»).  В ней много белого и парадного красного цвета. 

Звучит фонограмма финской музыки - дефиле финской делегации.

Взрослый ведущий: Давайте поприветствуем модников и модниц в костюмах «Белорусское полесье». Золотые руки мастериц (имя, фамилия взрослого представителя «делегации») создали эти модели. 

Фонограмма белорусской музыки - дефиле делегации белорусов.

Взрослый ведущий: Встречайте Украинскую коллекцию «Сказочные узоры», созданную (имя, фамилия взрослого представителя «делегации»).

Звучит фонограмма украинской музыки - дефиле украинской делегации.

Взрослый ведущий: Ватага шумная цыганок на дефиле сюда спешит. И льются песни огневые, и бубен весело звенит!  Спасибо маме – модельеру (имя, фамилия взрослого представителя «делегации») и очаровательным девочкам - моделям за красочную коллекцию «Цыганские огоньки». 

Фонограмма: цыганская музыка - дефиле цыганской делегации.

Взрослый ведущий: Россия! Как из песни слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа!

Россия представлена сразу несколькими коллекциями. Модельер (имя, фамилия взрослого представителя «делегации») создала оригинальную коллекцию «Северное лето». Северный край – тарросы и льды, юрты повсюду, оленьи гурты. Северное сияние – вот красота! Загадка природы зовёт всех туда! Давайте поприветствуем наших северян!

Фонограмма музыки народов Севера – дефиле представителей северных народов.

Взрослый ведущий: Над коллекциями: «Калинка», «Кадриль», «Русский сувенир» - трудились сразу три дизайнера (имя, фамилия взрослого представителя «делегации»)

Фонограмма-  попурри из русских народных мелодий – дефиле русской делегации. 

Взрослый ведущий: Закончился показ этно коллекций, и я снова приглашаю сюда своих соведущих.

        Третья часть праздника: «Гала концерт»

Девочка: Что за прелесть, сколько вкуса! Мода – это ведь искусство! Какие яркие расцветки, украшения! Чтобы создать шедевр, необходим талант и время, и терпение!

Мальчик: Мода удивительно преображает любого человека! Но больше всего украшает людей добрая улыбка.  Ведь улыбка всем подходит и из моды не выходит.

Девочка: Я думаю, что сегодня всех заставят улыбнуться зажигательные танцы наших ребят!

Мальчик: Правильно! Ведь сегодня как раз «Международный день танца»! А кто же выступит первым номером в нашей концертной программе?

Девочка: Конечно же, я!

Мальчик: Можно объявлять?

Девочка: Пожалуйста!

Мальчик: Танец «Настасья»! (девочка исполняет русский танец «Настасья»)

Мальчик: Ах, Настасья, хороша! Распахнулась аж душа!

Девочка: В русском танце озорном весело кружиться,

Мальчик: В русском танце озорном легче подружиться! На месте мне не устоять, пойду «Барыню» плясать! Исполняется русский танец «Барыня»

Девочка: Украинские ребята тоже очень хороши! Так танцуют, зажигают, веселятся от души! Давайте их встретим дружными аплодисментами!

 центр зала выходят дети в украинских костюмах)

Девочка украинка: Вам Украина-сестрица просила низко поклониться,

Добра и счастья пожелать и в дружбе с нами вырастать!

А где же музыка у вас? М не прочь пуститься в пляс!

Мальчик украинец: Украинские танцы прекрасны, как май!

Ну-ка, музыка, громче, задорней играй!

Под фонограмму исполняется украинский танец.

Мальчик ведущий: Из Финляндии соседней, Скандинавской стороны,  К нам приехали ребята…

Девочка ведущая: Что ж они нам привезли?

Мальчик ведущий: Польку финскую покажут, с кисками своими спляшут.

Под фонограмму исполняется финская полька.

Мальчик ведущий: А в цветущей Армении солнце всегда весеннее. И песни ребят летят выше гор, любят армяне воздух, простор!

Взрослый ведущий: А сейчас ребятки наши армянский танец «Джан» для вас покажут. Этот танец стал лауреатом районного танцевального фестиваля.

Девочка ведущая: В пляске удаль и задор – это пляшут дети гор! Армянский танец «Джан».

Под фонограмму исполняется армянский танец.

Мальчик армянин: Правда, край армянский тесен, но всегда в нем места хватит,
Для того, кто сердцем честен, кто за дружбу дружбой платит.

Девочка армянка: Армяне любят песни, пляски, мы очень гостеприимный народ! Мы всех приглашаем в край наш древний, гостей он любит и ждёт!

Мальчик ведущий: Хорошо в любом краю, но милей России нет.
Нам российские ребята посылают свой привет.

Взрослый ведущий: Сегодня у нас в гостях детский хореографический коллектив, в котором занимаются выпускники нашего детского сада: «Светлячки» со своими замечательными танцами!  

Девочка ведущая: Российская наша земля талантами богата, сейчас покажут танец свой татарские ребята!

Под фонограмму исполняется татарский танец.

Девочка ведущая: Танец «Русский сувенир» - просто загляденье! Лихо девочки танцуют всем на удивление!

Под фонограмму исполняется русский танец «Сувенир».

Мальчик ведущий:  В России разные народы дружно, весело живут,  И еврейские ребята здесь танцуют и поют! «Еврейский танец» озорной! Зажигательный такой!

Под фонограмму исполняется еврейский танец.

Мальчик ведущий: Эх, девчата, как с картинки, спляшут русскую «Калинку»!

Под фонограмму исполняется русский танец «Калинка».

Взрослый ведущий: Наш праздничный концерт подходит к концу и мы вновь приглашаем сюда всех участников фестиваля.

Мальчик-ведущий: Шире круг, шире круг! Музыка зовёт. Всех друзей и подруг в шумный хоровод!

Под фонограмму песни «Детство – это я и ты» муз. Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского в зале собираются все участники с воздушными шарами, образуют круг, выполняют несложные танцевальные движения, отпускают под потолок шарики и встают полукругом у центральной стены.

Мальчик ведущий: Сколько друзей собралось в нашем зале! И все они представляют культуру разных стран.

Дети читают стихи:

1.Дружат дети на планете, ты со мной, а я с тобой,

   Кружит наши песни ветер над планетой голубой.

2.Если громко засмеёмся, вот веселый будет смех!

   Если за руки возьмемся, хватит радости на всех!

3.Дружат дети на планете - звонкой, юной как весна.

   И одно нам солнце светит, и земля у нас одна!

Мальчик ведущий: Вот и окончился праздник наш яркий!

Девочка ведущая: Примите от нас сувениры в подарок!

Взрослый ведущий: «Пир на весь мир» - так называлась презентация блюд национальной кухни, приготовленных нашими мамочками. Она была посвящена Международному дню матери, и сегодня мы рады преподнести вам в подарок электронный вариант кулинарной книги, составленной  из лучших рецептов. 

Дети - ведущие дарят гостям DVD с национальными кулинарными рецептами. 

Мальчик ведущий: Счастья и мира вам на Земле!

Девочка ведущая: И хлеба насущного всем на столе!

Все ведущие вместе: До новых встреч!

Звучит фонограмма песни «Детство – это я и ты». Дети и взрослые берутся за руки и за взрослым, дефилируя через центр, выходят из зала.

Примечание:

TV сюжет о проведении «Этнодефиле» 
http://www.youtube.com/watch?v=K1nKfcccaNw

а также на сайте ГДОУ № 14: http://www.gdou14spb.ru

Литература:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К.Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре [Текст] /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова//Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре - М., 1993. 
  2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира [Текст] // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / под ред. Л. А. Парамоновойост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.-- М., 1994. 
  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду» [Текст]/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова//«Народные праздники в детском саду» - изд. «Мозаика-синтез» - М., 2008.
  4. Каплунова И., Новоскольцева И, Алексеева И. «Топ-топ, каблучок» [Текст]/ И. Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева //«Топ-топ, каблучок» - изд. «Композитор» - СПб.  2000. №1.
  5.  Каплунова И., Новоскольцева И, Алексеева И. «Ах, карнавал!» [Текст]/ И. Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева// «Ах, карнавал!»- изд. «Композитор»- СПб. 2002. №9.
  6. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст] / Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения» - М., 1994
  7. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.1990. № 6. С.26-32.
  8. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру [Текст] / Бетти Э.Риэрдон. //Толерантность – дорога к миру – М, Изд-во “Бонфи”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работы детей "Дружат дети на планете"

Художественное творчество воспитанников....

Методические рекомендации к Этнофестивалю в детском саду "Дружат дети на планете"

Детский Этнофестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и педагоги и другие сотрудники учреждения, а также  - наши выпускники - участники хорео...

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Физкультурное развлечение для детей 6-7 лет «Дружат дети на планете»

Физкультурное развлечение для детей 6-7 лет "Дружат дети на планете"...

Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»

Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...

Сценарий праздника для детей раннего возраста "Дружат дети всей планеты".

Праздник для детей, посвященный Дню защиты детей....