Конспек занятия по ознакомлению детей с окружающим миром "Подарок Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

На занятии дети познакомятся  со свойствами глины закрепять умения  обследовать глину,
называть её  свойства и особенности. Дети узнают как добывают глину, как она используется человеком. Познакомятся  с  месторождениями глины в Томской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_oznak_s_okr_mirom_podarok_zemli.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Подарок Земли»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины. Закреплять умения детей обследовать глину,
называть её  свойства и особенности. Дать детям представление о том, как добывают глину, как она используется человеком. Познакомить детей с  месторождениями глины в Томской области.
Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности  ребёнка.

             Развивать их сенсорные ощущения.

    Оборудование: посылка с глиной, конверт с картинками, аудио - запись музыки для сопровождения игры, выставки; карта Томской области, проектор; оборудовние для экспозиций выствки ( керамические игрушки, посуда, кирпичи, плитка, предметы гигиены, косметики), части домика.

На каждого ребёнка: лупа, поднос, глина сухая и влажная, салфетка влажная, по две розетки, стакан с водой, клеёнчатые салфетки.

Словарь: карьер, месторождение, полезные ископаемые, гончар, гончарный круг, условные обозначения, залежи.

Ход занятия

-Здравствуйте, мои новые друзья! Меня зовут Ольга Николаевна. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

-Вы знаете, я получила интересную посылку и письмо.  Они предназначе вам.Давайте  прочитаем письмо.

Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила вы-
слать посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, расшифровав рисунки, которые находятся в конверте. Желаю удачи.

                                                                                                    Хозяйка Медной горы

(В посылке лежит  кусок сухой глины).

Воспитатель достаёт первый рисунок с изображением гири.

1.- Что это? ( Это гиря).

- Предмет, который лежит в посыле, какой? ( Предмет тяжёлый).

2.- Где можно встретить этот предмет? (Этот предмет можно встретить в природе).

3.- Какая связь между этой  посудой и предметом, спрятанным  в посылке?  ( Из этого предмета делают керамическую посуду).

–Как вы думаете, что это такое? (Примерные ответы детей).

– Надо посмотреть, что за предмет прячется в посылке (воспитатель открывает посылку).

- Что это? ( Это глина).

- Повторите, что вы узнали о глине? ( Глина тяжёлая, встречается в природе, из неё делают керамическую посуду).

- Какого цвета глина?

- А бывает глина другого цвета?

Указывает на поднос с розетками, в которых лежит глина разного цвета

-Посмотрите и скажите, какого цвета бывает глина. ( Воспитатель показывает несколько видов глины). 

- А вы знаете, почему глина разного цвета?

-Хотите узнать?

- Цвет глины  зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина — полезное ископаемое. Она образуется в результате разрушения и  выветривания гор.

- Мы, люди, буквально живущие на глине, должны знать об этом материале всё, чтобы грамотно использовать то, чем мы владеем.

-Приглашаю вас пройти к столам  и продолжить изучение  свойства глины.

Пока дети проходят к столам , воспитатель убирает картинки с доски.

  1. -С помощью лупы внимательно рассмотрите, из чего состоит сухая  глина.

-Из чего состоит глина? ( Глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу).

  1. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?  (Глина мягкая, меняет форму).

- Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить.

-Вылепите из глины чашку. Налейте в неё немного воды. Пропускает ли эта чашка воду? Какой можно сделать вывод?  (Изделия из глины не пропускают воду).

-Вылейте, пожалуйста, воду  из чашечки в стакан.

-Воспользуйтесь салфеткой, очистите руки от глины.

Дети проходят на ковёр.

-Наблюдения за глиной позволили выявить её свойства.  Я буду называть свойство глины, а вы движениями и жестами  показывать его. Можете объединяться, если считаете, что это важно.

  1. Плотная
  2. Непрозрачная
  3. Вязкая
  4. Пластичная
  5. плохо пропускает воду
  6. можно придать любую форму
  7. легко мнётся, продавливается

-Глина состоит из мельчайших частичек, атомов, которые соединясь, образуют молекулы.

Представьте, что вы атомы глины. Когда зазвучит музыка, атомы будут лететь. Как только музыка прекратится, атомы начнут искать себе пару, чтобы превратиться в молекулу.

Воспитатель включает музыку, играет с детьми один раз.

Дети присаживаются  на ковёр.

- Где  добывается глина, как вы думаете?  ( Показ слайдов, дети рассказывают, где добывается глина).

- В нашей Томской области тоже добывают глину. Подойдите к карте, найдите по условному обозначению залежи глины.

.Дети подходят к карте Томской области, находят, в каких местах находятся залежи глины. Воспитатель читает название местности
Звучит музыка.

Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!

-Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий.  Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

Музыка звучит еле слышно. Дети рассматривают экземпляры.

- Воспитатель  рассказывает о выставке:

- Вот сказка, сотворенная русскими мастерами. И не просто умелыми мастерами, а настоящими художниками.

-Обратите внимание на  экспозицию с глиняными игрушками.

- Нравятся вам игрушки? Какие и почему?

-Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки. Здесь собраны дымковске, каргопольские , стилизованые игрушки.

 Все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

- Скажите, что вы видите во второй экспозиции? (Здесь находятся  кувшины, стаканы, горшки, кашпо).

-Правильно, всё это керамические изделия Известно: в керамичес кой посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - мо локо не скисает.

- А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Керамические изделия гончары изготавливают на гончарном круге.

Работа на гончарном круге требует мастерства. (Показ картинки работы гончара).

-Какие предметы расположены здесь? (В этой экспозиции мы видим кирпичи, керамическую плитку).

- Где люди используют кирпичи? (Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены, камины.)

- Какая связь между этими предметами и глиной?

-В состав этих предметов входит глина.

-Понравилась вам выставка?

-Уходя с выставки, я хочу сказать, что глина является в наши дни уникальным и незаменимым веществом, т.к.:

-экологически безопасна;

- обладает лечебными свойствами;

 -доступна для добывания;

- легка в использовании в ручном труде.

 -Нас ждёт серьёзная работа.  Мы будем строить здание, которое будет состоять из ваших знаний.

-Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и строить домик.

  1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  2. Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
  3. О чём идёт речь? Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.

-Посмотрите, какой красивый и прочный дом знаний у нас получился.

-Вы все были активными, проявляли ум, творчество.   Давайте поаплодируем друг другу за сегодняшнюю работу сначала  кончиками пальцев, а сейчас всей ладошкой.

Спасибо вам за работу!

 

Выводы – 2 минуты

Глина является в наши дни уникальным и незаменимым веществом, т.к.:

-экологически безопасна;

- обладает лечебными свойствами (особенно белая и голубая разновидности глины);

-дешева и доступна для добывания;

- легка в использовании в ручном труде.

 

Узнали ли что-то новое для себя?

Полезным ли был урок?

Звучит запись голоса (фонограмма)  -1 минута:

«…

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.  Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».

 Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого ит.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

  1. А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: формовка изделий вручную <рис.19> и формовка изделий на гончарном круге. <Рис.20,21>

Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

– Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлени

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида

 городского округа Стрежевой.

        Конспект занятия по экологии

«Подарок Земли»

        Воспитатель: Иванова Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в первой младшей группе на тему: «Куклы в гостях у детей»

учить строить предложения из 2 – 3 слов.знакомить с предметами одежды и аксессуарами для мальчиков и девочек....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Земля в опасности»

Формировать представление о том, что планета Земля в опасности : во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Способствовать речевому...

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей 5 - 6 лет "Кто людям добра желает".

Разработанное занятие направлено на создание условий для формирования у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости)....

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Откуда ёлка к нам пришла?".

Разработанное занятие направлено на создание социальной ситуации развития для расширения знания детей о традициях встречи Нового года; воспитания уважения к традициям русского народа....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...