Формирование у старших дошкольников правил пожарной безопасности на улице и в доме через организацию развивающих и дидактических занятий.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

           Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости  народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к  чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

            Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда ста­новятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детс­тва.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загора­ние или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

           Потребность обучения  детей  правилам  пожарной безопасности  подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция:  от страха ребенок прячется в укромные  места,  вместо  того, чтобы  покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффектив­ны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную  работу  по  привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_starshih_doshkolnikov.docx70.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников

правил пожарной безопасности на улице и в доме через организацию развивающих

и дидактических занятий.

Актуальность темы

           Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости  народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

             Подготовить человека к  чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

          Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии.

         А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

       Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

       Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

            Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда ста новятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детс тва.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загора ние или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

           Потребность обучения  детей  правилам  пожарной безопасности  подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция:  от страха ребенок прячется в укромные  места,  вместо  того, чтобы  покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффектив ны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную  работу  по  привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Пути решения поставленных задач:

  1. Занятия, чтение книг
  2. Мини-уголок пожарной безопасности
  3. Экскурсии
  1. Продуктивные виды деятельности
  2. Досуги, развлечения
  3. Настольные  и сюжетно-ролевые игры
  4. Конкурсы, опыты
  5. Беседы с детьми

Задачи

  1. развивать мыслительную деятельность детей
  2. показать детям значение огня в жизни человека
  3. познакомить детей с правилами поведения во время пожара.
  4. систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.
  5. формировать у детей самооценку, самоконтроль. Развивать чувство ответственности за свои     поступки
  6. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в пожароопасных ситуациях

Работа с родителями

  1. Родительские собрания
  2. Информационные листы
  3. Выставки творческих работ детей и родителей
  4. Совместные викторины родителей и детей
  5. Памятки для родителей

Перспективный план по изучению пожарной безопасности

Месяц

Задачи

Совместная деятельность

воспитателей  и детей

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение художественной литературы,

беседы.

Продуктивная

деятельность

(вне занятий)

Сентябрь

1.Познакомить детей с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей.

2. Познакомить

со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного, номером телефона пожарной службы.

3. Закреплять знания детей о правилах безопасного пожарного поведения.

Подвижная ко-

мандная игра-эс

тафета «Быстрые и ловкие».

Обучение оказа-

нию первой по-

мощи при ушибах и порезах.

1. «Пожарный

номер 01».

Цели: Познакомить детей с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей, тел 01.

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Г. Остер «Вредные советы»

Беседа – толкование пословиц и поговорок о

безопасности.

Аппликация

«Пожарная машина»

 Октябрь                                                        

П/и «Похитители огня»

Д/и «Подбери

материал»

2. «Труд пожарных». Цели: Расширить  и углубить знания детей о труде пожарных.

М. Кривич «Где работает огонь»

Н. Кун «Миф о Прометее»

Т. Потапова «Пожарный»

Беседа «Почему, если лампочка лопнет, она ещё и хлопнет?»

Конкурс детского рисунка «По-

жарная безопас-ность глазами детей»

Ноябрь

М/ф «На пожаре»,  «Кошкин

дом».

Д/и «Разложи

правильно»

3. «Новое путе-

шествие  в прошлое эл. лампочки».

 Цели: Познакомить детей с историей эл. лампочки. Закреплять навыки безопасного обращения с быт. приборами.

Т. Нуждина «Электрическая

лампочка»

Л. Толстой «Пожар»

Беседа «Что горит в лампочке?»

Конструирова-ние «Машины,

здания». (Основа – прямоугольная коробочка).

Декабрь

1.Закреплять знания детей о профессии пожарного.

2. Воспитывать уважение к труду пожарного.

3. Закреплять знания  о пожарной безопасности.

П/и «Пожарные на учении»

Д/и «разложи правильно»

4. «Огонь – злой, огонь - добрый».

 Цели: научить мерам предосторожности при обращении с огнём.

О. Вациетис «Новый год»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Беседа «Почему зажигается спичка?»

Рисование:

«Опасности Нового года»

Январь

Д/и «Кому что нужно для работы»

П/и – эстафета «Тушим пожар»

 5. «Путешествие в прошлое пылесоса». Цели: Закрепить правила пользования бытовыми приборами.

О. Вациетис  «Сказка о пожаре»

Г. Остер «Вредные советы»

Беседа «Почему у газовой плиты огоньки?»

Рисование на тему «Пожар» (опираясь  на известные литературные произведения)

Февраль

Отгадывание

Кроссвордов.

Досуг «Внимание - огонь»

 6. «Пожарная часть». Цели: Закреплять знания детей о профессии пожарного.

Е. Пермяк «О принце в голубой короне»

Беседа «Почему огонь полезен и опасен»

Создание макета «Пожарная часть»

Март

1.Формировать у детей представ-ление о пожар-ной безопас-ности в природе, об опасности  разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.

2. Воспитывать чувство ответст-венности за свои поступки.

3. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Д/и «Разложи правильно»

Практическое занятие по обуче нию оказания первой помощи при ожогах

7. «Пожарная безопасность в природе»

Цель: Формировать у детей представление о пожар ной безопасности в природе.

Г. Остер «Вредные советы»

Б. Житков «Пожар в море»

Т. Попова «Саламандра – повелительница огня»

Беседа «Как в лесу заживает ожог»

Рисование: ил-

люстрирование стихов Г. Остера

Апрель

Д/и «Чудесные превращения»

Практическое занятие по отработке плана эвакуации .

 8. «Экскурсия в гости к пожарным»

Цели: Расширить и углубить знания детей о труде пожарных.

В.Николаич «Добрый и злой джинн»; Л. Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»; Ильин М., Е. Сегал «Невидимый работник»;  

 Беседа «Пожарная безопасность в доме»

Конкурс детского рисунка «Труд пожарных»

Май

Блиц-турнир «Пожарная безопасность»

Отгадывание

кроссвордов

Досуг

9. «Как человек огонь приручил»

 Цели: познакомить с разнообразным применением огня в жизни человека.

Т. Нуждина «История спички»

Г.-Х. Андерсен «Огниво»

Беседа «Объясни Незнайке»

Выполнение поделок из спичек.

Пожарный номер - 01

Цель: познакомить с историей создания пожарной службы, показать ее значимость для людей. Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного (БОП или боевка), номером телефона пожарной службы. Формировать представле ние о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Упражнять детей в беге, ходьбе с препятствиями, подлезании под дугу, равновесии; развивать чувство коллективизма, взаимопомо щи.

Оборудование: макет деревянного дома, иллюстрации с изображе нием деревянных поселений (город, деревня, село). Картинки для кроссворда: огнетушитель, фонарь, каска, пожарная автомашина с лестницей, пожарный шланг, пожарный в боевой одежде. Цветная бумага, ножницы, клей, панорама здания пожарной части (гаражи). Гимнастические палки (до 10 штук), дуга для подлезания (2), ведра большие или тазы (2), ведра маленькие (2).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение произведений С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о не известном герое». Экскурсия к пожарной части (если есть возмож ность) или рассматривание иллюстраций.

Ход деятельности

На столе стоит макет деревянного дома (Кошкин дом), на доске - иллюстрации с изображением деревянного города, села, деревни.

Воспитатель, рассматривая макет дома, начинает читать стихо творение, концентрируя внимание детей:

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!..

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Поскорей, без проволочек,

Наливайте воду в бочки.

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!..

Воспитатель. Всем хорошо знакомы эти строчки, а вы узнали, из какого они произведения? Кто автор? Что случилось с кошкой? От чего загорелся новый дом? Кто тушил пожар? Из чего был построен Кошкин дом? (Ответы детей.)

Конечно, Кошкин дом был построен из дерева, поэтому он так быстро и сгорел. А кто из вас знает, из чего строили дома люди, жив шие до нас? (Варианты ответов.)

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации деревян ных поселений - городов, деревень. Из чего построены дома? Как дома расположены по отношению друг к другу. (Ответы детей.)

Дома на Руси строили из дерева, и, к сожалению, в них тоже случались пожары. Пожары в деревянной Руси всегда были страшным бедствием, в огне ежегодно погибали многие тысячи человек. Горели города во вре мя войн, поджигаемые врагами, люди оставались без крова.

Но много опасностей таил огонь и в мирное время. Поскольку печей тогда еще не было, огонь разводили в яме прямо в доме. Дым же выхо дил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. А из-за тес ной застройки огонь моментально распространялся от дома к дому и пре кращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Оповещали о пожаре при помощи набатного колокола. На звуки наба та сбегалось много народу, но, поскольку бороться с огнем как следует не умели, да и специальных средств для этого не было, многие гибли при ту шении. Пожарная повинность существовала долгое время. Только царь

Александр I специальным указом освободил москвичей от обязательной явки на пожар. Одновременно с этим царь приказывал «для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду».

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого кня зя московского и всея Руси Ивана III, который вместе со своей дружиной и сыном участвовал в тушении двух крупнейших пожаров. Он давал ко манды на разборку ближайших домов и построек, рубил заборы. Госуда ревы стражники превратились в топорников и ведерников.

Воспитатель. Как вы думаете, почему так стали называть людей, тушивших пожар? (Топорами рубили и разбирали деревянные по стройки, находящиеся рядом с огнем, а ведрами носили воду для ту шения пожара. Каждый занимался своим делом.)

Топоры, багры и ведра, специальные щиты были первыми сред ствами пожаротушения на Руси.

Прошли годы. Дома стали строить из камня, но пожары возника ют и сейчас. Кто же спешит к нам на помощь в случае беды? Как и кому сообщить о пожаре? (Ответы детей.)

Писатель Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Пожар» так ответил на эти вопросы:

В районе есть бетонный дом —

Три этажа и выше —

С большим двором и гаражом

И вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят,

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только — ночью или днем —

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд бойцов с огнем

Несется по дороге...

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер: ноль-один!

Дидактическое упражнение «Собери номер телефона».

Игровая задача: среди множества цифр найти нужные для соста вления номера телефона 01.

Игровое правило: дети делятся на подгруппы и совместно подбира ют нужные для набора номера цифры. Выигрывает группа, первая нашедшая цифры и правильно сложившая номер.

Воспитатель. Теперь каждый из вас знает, по какому номеру нуж но звонить, если в доме случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Пожарный номер: 01!

Звонить по этому номеру можно только при пожаре. Услышав от вет дежурного, четко назовите свое имя и адрес.

Все пожарные узнали,

                                     Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал дает,

                           И сейчас же — в миг единый —

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

Вдаль несутся с гулким звоном.

Им в пути помехи нет.

И сменяется зеленым

Перед ними красный свет.

До пожара докатили,

Стали строем у ворот,

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил, как пулемет.

Вот какие бравые пожарные расчеты увидел С. Маршак и расска зал нам. Каждый пожарный — герой, всю жизнь, каждую минуту он рискует собой, спасая жизнь других людей. Для тушения огня по жарные используют разные средства, о них мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

Решение кроссворда «Огнеборцы» . Для облегчения задачи в качестве подсказки воспитатель использует картинки с изображением предметов пожарно-технического вооружения.

Воспитатель читает отрывок из гимна пожарных:

Такая вот работа — вечный бой,

И наше место — на переднем крае.

Притом не открываем мы огонь,

Его, наоборот, мы закрываем.

Воспитатель. Пожарные - люди смелые, сильные, ловкие, отваж ные и дружные, всегда готовы прийти на помощь.

Труд пожарных

Цели:

•        Обобщить представления об общественном характере труда взрослых: труд на пользу людей — почетное и нужное дело.

  1. Расширить и углубить знания детей о труде пожарных.
  2. Закрепить знания о правилах пожарной безопасности.
  3. Воспитывать уважение к труду пожарного.

Оборудование: фотографии пожарных машин, магнитофон,

Ход деятельности

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о труде пожарных. Скажите, какая у них работа?

У пожарных трудная, но интересная работа. Она тяжелая, опас ная, но очень нужная людям.

Как вы думаете, почему работа пожарных нужна людям?

Они тушат пожары в домах, на фермах, в лесах, спасают людей, их вещи.

Какими должны быть пожарные?

Они должны быть сильными, ловкими, смелыми, отважными, ведь они выносят людей из горящих зданий, работают в дыму и пла мени.

Вы знаете, как одевались пожарные раньше? И как одеваются теперь?

Раньше пожарные надевали суконный костюм. Он был очень неудобный. Этот костюм горел, намокал, становился тяже лым, а зимой, в морозы, замерзал. Сегодня пожарные надевают брезентовый костюм. Этот костюм не горит, не намокает. Голову от ударов защищает шлем-каска. Если пожарным нужно работать в огне, они надевают специальный костюм и противогаз.

Какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем?

Это специальные машины с водой, пеной, механическими лест ницами и насосами. Они оборудованы рацией для связи с пожар ной частью и другими машинами. Еще на машинах есть сигнальные огни синего цвета и звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали ей дорогу.

В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара выгорали целые дома и улицы, даже целые города.

Почему случались такие пожары?

Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лоша дях и не могли быстро доезжать до места пожара. У пожарных были всего две бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Дома были деревянные, горели быстро. Пожарные не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.

Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?

Раньше ставили высокую пожарную башню, она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли дым.

А сейчас, чтобы сообщить о пожаре, нужно по телефону набрать 01. Отчего бывают пожары?

От несоблюдения правил пожарной безопасности: люди оставля ют без присмотра включенные телевизор, утюг, газовую плиту, дети играют со спичками, шалят с огнем.

Профессия пожарного нелегкая, сопряжена с опасностью, требу ет большого труда, а часто и подвига.

Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?

Пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие из них погибли в огне военных пожаров. Пожарные первыми шагнули в огонь Чернобыля. Страна высоко оценила их подвиг. Виктору Телятникову, Виктору Кибенко, Владимиру Правику присвоено звание Героя Советского Союза. Виктору Кибенко и Владимиру Правику — посмертно.

Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?

Это стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», рассказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

В конце занятия воспитатель обобщает знания детей о труде пожарных и предлагает нарисовать иллюстрации к любимому сти хотворению на эту тему.

                Новое путешествие в прошлое электрической лампочки

Цели:

  1. Познакомить детей с историей электрической лампочки.
  2. Вызвать интерес к прошлому этого предмета.

•        Закреплять навыки безопасного обращения с электроприбора ми.

Оборудование: компас, карта, свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, фланелеграф.

Ход деятельности

Воспитатель. Вы любите путешествовать?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сна чала нужно собраться в дорогу и взять с собой самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути.

Как вы думаете, что еще необходимо взять с собой? (Знания, ком пас, карту, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настрое ние.)

Сумка собрана, теперь нам нужно выбрать транспорт. На чем мы будем путешествовать? (На самолете). Как будем путешествовать, знаем, сумку собрали. А вот куда мы отправимся, знаете?

Мы отправимся в страну, где живут предки электрической лам почки. Давайте посмотрим на карту. У нас на пути будет много пре пятствий, и мы все их должны преодолеть. Итак, заводим моторы, расправляем крылья и летим.

Воспитатель проводит игру «Самолеты».

Воспитатель. Перед нами заколдованное болото. Спускаемся и глушим моторы. Чтобы пройти через болото, нужно разделиться на три команды. В каждой команде выбираем капитана, кото рый выполнит определенное задание и тем самым поможет своей команде пройти через болото. Капитан 1-й команды, «прыгая» с кочки на кочку, на каждый шаг называет слова, обозначающие предметы, связанные с электрической лампочкой и ее предками. Капитан 2-й команды называет слова, обозначающие действия предмета, связанного с электрической лампочкой и ее предками; капитан 3-й команды называет слова, обозначающие признаки предметов, связанных с электрической лампочкой и ее предками. Как только капитаны команд выполнят задания, болото станет сухим, и команды смогут пройти через него. Дети выполняют задания.

—        А сейчас снова посмотрим на карту. Следующее препятствие у нас на пути — это лес. Подойдем поближе. Чтобы пройти лес, нам необходимо выполнить следующее задание. Вчера мы с вами читали произведение одного писателя.

Кто вспомнит, как оно называется и кто его автор? (С. Маршак «Сказка про спички».)

А теперь вспомните, кто был предком спичек. (Огниво.)

Кто был предком электрической лампочки? (Огонь.)

Чем служил огонь для людей в те далекие времена? (Он был оча гом, плитой, печкой, освещал помещение.)

Чтобы пройти через лес, вам нужно выполнить следующее зада ние: сделать звуковой анализ слова «свет».

Дети делают звуковой анализ слова. Один ребенок выполняет зада ние на фланелеграфе.

—        Дальше на нашей карте обозначено неизвестное помещение. Чтобы попасть в него, тоже необходимо выполнить задания.

Командам раздаются карточки, на которых изображены электри ческий фонарик, костер, электролампочка, спичка, спичечный коро бок, топор, свечи. Нужно найти лишний предмет.

—        Молодцы! Вы быстро и правильно справились с заданием. Я знаю, что каждый из вас выучил загадку о предметах, которые находятся здесь. Следующее задание: отгадать загадки, которые вы будете загадывать друг другу.

Отгадав загадки, вы сможете увидеть, что находится в этом поме щении. Дети загадывают загадки:

Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

Висит груша, нельзя скушать.

(Электрическая лампочка)

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

(Электрическая лампочка)

Стоит столб, горит свет,

А углей нет.

(Свеча)

Накормишь — живет,

Напоишь — умрет.

(Огонь)

Воспитатель. Перед вами предметы, которые являются предками электрической лампочки.

Как вы думаете, они расположены в той последовательности, в какой появились, когда их придумали люди?

Будьте внимательны, возможно, некоторые предметы пропуще ны.

Дети выполняют задание, воспитатель обобщает результаты: — Сначала в пещерах люди зажигали огонь в очаге. Затем при думали лучину. Лучина - это щепка, закрепленная с одного конца. Потом появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала, затем люди научились делать из нефти керосин, и появились керосиновые лампы. Много лет прошло, пока люди не догадались использовать природный газ, и лишь затем появились электролам почки.

Осталось ответить на последний вопрос: где в детском саду нахо дятся все предметы? Все они находятся в нашем музее «История простых вещей».

Огонь злой, огонь добрый

Цели:

  1. Развивать представление о пользе и опасности огня.
  2. Научить мерам предосторожности при обращении с огнем.

Оборудование: электрическая лампа, свеча, спички, бумага, тряпка.

Ход деятельности

Воспитатель. У нас сегодня очень интересное занятие — мы будем учиться обращаться с огнем. Огонь бывает добрый и злой. Почему он добрый? Потому, что приносит пользу. Почему злой? Он может принести вред и беду.

Чтобы огонь всегда был добрым, с ним нужно правильно обра щаться. Будем этому учиться.

Воспитатель показывает предметы, задает вопросы:

Что это за предметы?

Зачем они человеку?

Как зажечь свечу?

А что произойдет, если близко поднести лицо к огню? Кто может зажигать огонь: взрослый или ребенок? Почему говорят: детям нельзя зажигать огонь? Что может случиться, если не знать правил? Как вы думаете, что произойдет, если я зажгу огонь и поднесу к нему бумагу? Как погасить пламя? А если нет воды?

Дым нельзя вдыхать, потому что можно задохнуться и отравиться продуктами горения. Поэтому в случае возгорания или появления запаха дыма нужно убегать из помещения, позвать на помощь, зво нить по телефону 01.

Но лучше всего не играть с огнем.

Где в квартире может быть огонь?

В печке, плите, лампочке, спичках, розетках, обогревателе; поэто му нельзя трогать эти предметы!

А при взрослых? (Если разрешают включить лампу или утюг, нужно делать это очень осторожно.)

В электрической лампочке огонь опасен?

Как вы думаете, если поднести к лампе ладонь, можно обжечься?

А если поднести листок бумаги, он загорится?

Огонь находится внутри лампы, но он опасен. То же самое в газо вой или в электрической духовке. Дверца стеклянная, огонь внутри, но можно обжечься, если дотронуться до дверцы.

Кто из вас обжигался?

Можно ли лить воду на обожженную часть кожи или мазать место ожога?

Давайте нарисуем плакаты для малышей, чтобы они помнили все, что нельзя трогать: спички, розетку, утюг.

                                                      Пожарная часть

        

Цель: закреплять знания детей о профессии пожарного. Упраж нять в умении создавать плоскостные панорамы, соединяя между собой элементы композиции. Закреплять умение создавать поделку из бумаги на основе конструкции прямоугольной формы. Упраж нять в лепке фигуры человека. Развивать умение планировать сов местную работу. Воспитывать уважение к труду пожарного, стре мление оказать посильную помощь товарищу.

Оборудование: панорамы (тип — ширма), пожарная машина (иг рушка), иллюстрации с изображением внешнего вида пожарной ча сти. Плотные листы бумаги, размер А-4, цветная бумага, клей, нож ницы, восковые мелки, цветные карандаши, тонкий цветной кар тон, доски для лепки, стеки, пластилин, салфетки.

Ход деятельности

На стенде (мольберте) — иллюстрации с изображением пожарной части. Обращая внимание детей на иллюстрации, воспитатель чита ет стихотворение С. Маршака «Пожар»

Воспитатель. О каком доме говорится в этом стихотворении? (По жарная часть.) Сейчас вышки уже не нужны, сообщения о пожаре приходят на пульт дежурных и дальше передаются в пожарные ча сти, а оттуда спешат к месту пожара пожарные машины с отрядами бойцов. Пожарные расчеты несут свою службу и днем, и ночью. Тя желая, ответственная и опасная работа.

Короткая беседа с детьми, наблюдавшими за работой пожарных, живущих рядом с пожарной частью или видевших ее.

Рассматривание иллюстраций.

Акцентировать внимание детей на внешнем виде, расположении зданий, устройстве территории, оснащении пожарной части, заня тии людей.

Воспитатель. В нашем игрушечном городе нет своей пожарной ча сти, давайте попробуем сегодня сделать ее макет. Как вы думаете, что должно быть на нашем макете? (Здания, машины, люди.)

Чтобы справиться с этой задачей, мы разделимся на группы. Одна будет делать панораму внешнего вида части: здания, гаражи для ма шин, тренировочные площадки, вторая — конструировать пожар ные машины, а третья — лепить фигурки пожарных.

Дети делятся на группы по желанию. Каждая группа располагает ся около столов с необходимыми для выполнения задания материа лами (на столах — образцы-символы).

Первая группа. Изготовление панорамы (тип - ширма). Материалы и оборудование: образец-символ панорамы любой

тематики. Цветная бумага, ножницы, клей, три плотных листа бу маги, размер А-4 (для панорамы), салфетки, кисти, восковые мел ки, цветные карандаши.

Деятельность детей. Дети делают аппликацию или рисуют здания пожарной части, тренировочные площадки (работа выполняется парами или индивидуально, затем фрагменты композиции склеиваются).

Вторая группа. Изготовление пожарных машин.

Материалы и оборудование: образец-символ (пожарная машина), развернутая выкройка коробочки прямоугольной формы и ее объ емная модель. Листы тонкого картона красного цвета, цветная бу мага, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки.

Деятельность детей. Дети на основе коробочки прямоугольной формы конструируют пожарные автомобили с необходимой атри бутикой.

Третья группа. Лепка фигурок пожарных.

Материалы и оборудование: образец-символ (картинка с изображе нием пожарного). Доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Деятельность детей. Дети лепят фигурки, используя разные спо собы лепки, передавая движения людей.

По ходу выполнения работы воспитатель оказывает детям необхо димую помощь, направляя их деятельность, поддерживая интерес к выполнению задания.

После окончания работы групп совместно создается общий макет пожарной части.

Мы знаем, что пожар — беда, Но все ж случается порою. Пожарные спешат тогда, Чтоб быстро справиться с бедою.

Воспитатель предлагает послушать гимн российских пожарных, слова и музыка А. Ковалевского.

Каждый ребенок в конце занятия получает жетон-символ с номе ром 01.

                         Пожарная безопасность в природе

Цель: формировать у детей представление о пожарной безопасно сти в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Воспитывать чувство ответственно сти за свои поступки.

Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пожаров, пе пелищ (лучше, если эта тема пройдет через видеофильм). Предме ты бытовой химии (баллончики с лаком, банки с краской). Метал лический поднос, свечи (4 шт.), кусок плотной ткани, вода, песок, земля.

                                                                                                     Ход деятельности

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек,

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь.

(Огонь, костер)

Воспитатель. Ребята, так о каком помощнике говорится в загадке? Костры согревали наших предков, помогали готовить еду, защищали от врагов. И сегодня мы также любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать. Кто из вас разжигал костер? Как вы это делали? (Ответы детей.)

Но не надо забывать, что костер, если его не сторожить, может принести беду. Все видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое — и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и ланей.

Конечно, сами по себе пожары не возникают. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру на свет выры вается «злой огненный джинн». Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джинн тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, он потом разрастается до огненной стены во все небо. (Показ иллюстраций или видеоматериалов о лесных пожа рах.)

Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла!

Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожаров:

В воду идет красный,    

А из воды - черный.

(Уголь)

Я мала, да зла,

Чуть-чуть свечу,        \

Иногда так упаду,

Что много горя принесу.

(Искра)

Костер - это всегда опасность для леса, но это опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (Ответы детей.)

Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь, несом ненно, обеспечен. Но многие из вас говорили, что для разведения огня собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят они по-разному. Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуются пузырьки, кото рые лопаются. Брызги разлетаются в разные стороны. Если вы стои те близко к костру, то они могут попасть вам на кожу, в глаза и на нести вред.

Запомните:  • нельзя разводить костры без взрослых

•        нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте

•        нельзя близко стоять около костра

•        нельзя бросать в огонь предметы

Всегда интересно бросить в горящий костер банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет.

А вот этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разле таются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как ви дите, шалости с огнем несут в себе опасность.

Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (Ответы де тей.)

Воспитатель. Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов-пожарных. Но вы должны обяза тельно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть.

Запомните правило: если вы развели костер, уходя, не забудьте его затушить. Как можно это сделать? (Ответы детей.)

Опыт: показать детям возможность тушения пламени разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань). Объяс нить, в каких случаях их можно использовать. Оборудование и материалы: поднос (большой), 4 свечи (плоские), вода, песок, земля, плотная ткань.

Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает ее: — Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно его поту шить. Чем легко это сделать? (Водой.)

Один из детей заливает пламя водой (емкость — опрыскиватель для цветов).

А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для ту шения.

Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает детям зату шить пламя сначала песком, затем землей.

Воспитатель. Почему вода гасит огонь? (Ответы детей.)

Казалось бы очень простой вопрос. Но на него не так-то легко от ветить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит ему «пе рекрыть кислород», и он начинает «задыхаться» и в конце концов гаснет. Вода, попадая на огонь, превращается в пар. Густые клубы пара оттесняют воздух, и без него огонь затухает. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к го рящим веткам. Поэтому неважно, чем тушить огонь — сухим пес ком или мокрой водой. Главное — перекрыть доступ кислорода.

Можно погасить пламя и плотной тканью, например одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на чело веке.

Воспитатель показывает данный способ тушения свечи.

Решение кроссворда «Потушить огонь поможет»

Воспитатель: Я надеюсь, что пожарным никогда не придется вы езжать на лесные пожары по вашей вине. Пусть они лучше любуют ся теми пожарами, о которых написал в стихотворении поэт О. Сенатович.

Осенний пожар

Ревели моторы и шины шуршали,

Машины пожарные в гору бежали.

Дымилась дорога, горела гора,

Медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя...

И старый пожарный промолвил:

-Друзья!

Бывал я недаром в дыму и в огне,

Но с этим пожаром не справиться мне,

Однако сюда мы спешили не зря —

Любуйтесь, ребята, огнем сентября.

Разучивание стихотворения.

Как человек огонь приручил

Цели:

  1. Познакомить с разнообразным применением огня в жизнедея тельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.
  2. Акцентировать внимание на том, что именно человек, «приру чив» огонь, сделал его необходимым людям.

•        Закрепить правила пожарной безопасности.

Оборудование: блюдечко с кашей, ломтик белого хлеба; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы; детский альбом; горсточка пепла на бумажной салфетке.

Ход деятельности

Воспитатель показывает детям тарелку с кашей и кусочек бело го хлеба и предлагает подумать, какое важное открытие древнего человека объединяет эти предметы, какое отношение к каше и хлебу имеет огонь.

Воспитатель. Оказывается, огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, мы варим, жарим, печем. Огонь помогает нам готовить пищу и занимается этим десятки тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и броса ли в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, — так варили первый суп. А когда мясо, завернутое в листья, зарыли в золу, полу чилось первое жаркое.

Воспитатель показывает детям кусочек кирпича и гранитный каме шек.

— Как вы считаете, чтобы сделать эти предметы, нужен огонь?

Мы можем назвать огонь строителем. Смешали глину с песком, обожгли — так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Из гранита состоят целые горы. Чтобы добыть гранит, поступали таким образом: на огромном камне разво дился большой костер, камень раскалялся, потом на него лили холодную воду, камень растрескивался на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает стеклянный стаканчик и цветные сте клянные бусы.

—        Как вы думаете, почему необходим огонь для изготовления этих предметов?

Оказывается, огонь может быть и стеклоделом. Когда-то люди развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, они увидели красивые кусочки неизвестно го материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями — содой. Прозрачным стекло стало не сразу, но красивым было с самого начала, из него люди делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, аквариумы. В воздух человека тоже поднял огонь: первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; и космические ракеты без огня не взлетят.

Воспитатель показывает детям альбом для рисования.

—        Нужен ли огонь для того, чтобы получать бумагу?

Сейчас мы убедимся, что огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. Вот этот детский альбом, кажется, огня боится, но без огня его бы не было. Ведь делают бумагу из измель ченного дерева, из крошечных волокон, а их необходимо разогре вать. Бумагу варят, как и стекло, и сталь.

Но не всегда огонь — наш друг!

Воспитатель обращает внимание детей на горстку пета.

—        Как, по-вашему, связан огонь с горсткой пепла?

Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним нужно! К сожалению, огонь может быть и врагом. Дай волю огню — он и дома съест, и лес, а на их месте только черный пепел оста вит. Но не для того наши предки огонь приручали, чтобы его снова диким на свободу выпускать. Отважные пожарные всегда придут на помощь, если кто-то забудет, что огонь может быть и врагом.

На пожарных блестящие каски, у них специальные красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды. Ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтобы воевать с ним, нужно тоже быть сильным и смелым.

И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда!

Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и исполь зовать, сами научились им управлять и сделали его мастером на все руки. Огонь будет для нас другом и помощником, если разумно им управлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы МБДОУ д/с №2 г. Таганрога по формированию у воспитанников основ пожарной безопасности.

Пожар- это нередко результат несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём.Часто причиной пожара является детская шалость....

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Работа проведённая в старшей группе по формированию у детей основ пожарной безопасности через театральную деятельность.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.Именно театрализованная...

Инструктаж с родителями старшей дошкольной группы о соблюдении правил пожарной безопасности на улице.

В связи с участившимися случаями трагедий с детьми вблизи открытого огня на улице, с родителями старшей группы был проведен инструктаж о правилах соблюдения ПБ, индивидуальные беседы, консультации со ...

Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...

Картотека дидактических игр для детей 6-7 лет по пожарной безопасности в детском саду и дома

Картотека дидактических и подвижных игр для детей 6-7 лет по пожарной безопасности в детском саду...