Главные вкладки

    Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Петренко Татьяна Алексеевна

    Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом Законе определена, как формирование у обучающихся современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира. Значит, экологическое развитие становится приоритетным направлением нынешнего этапа образования. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи воспитания и образования в области экологии окружающей среды. Этим занимались: Д. И. Зверев, С. М. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, А. И. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и другие. Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания в ДОУ: Н. П. Вересов, И. Г. Белавина, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. П. Рыжова, Л. М. Маневцева и другие. В работе над решением проблем экологического развития детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие цели и задачи: Цель работы: Становление экологической грамотности у детей дошкольного возраста, как совокупности экологической культуры и экологического сознания. Задачи:  Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через прямое общение с ней.  Обучение практическим умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы.  Развитие познавательной активности в процессе исследовательско-экспериментальной и трудовой деятельности.  Формирование навыков безопасного поведения в природе. Экологизация образования и воспитания – не только процесс непрерывный. Он охватывает не только дошкольный возраст, но и школьный, и направляет на создание такого развивающего пространства, в котором средствами специальных педагогических технологий будут формироваться соответствующие эмоции, представления, знания, убеждения, которые являются существенными элементами экологического сознания и касаются эмоциональной сферы психики детей. Результаты экспериментов младших школьников показали слабую осведомленность учеников в вопросах взаимодействия состояния окружающей среды и состояния здоровья человека. Об этом говорят такие показатели как:  Равнодушное отношение к грязи в школе и на ее территории.  Сломанные ветви деревьев и кустарников.  Состояние школьных учебников в конце года.  Небрежное отношение к школьной мебели. Исходя из этого, можно сделать вывод об актуальности проблемы экологического воспитания, оторванности обучения и воспитания в этой области между ДОУ и школой. Поэтому, на наш взгляд, назрела острая необходимость тесного взаимодействия детского сада и школы в области экологического воспитания и образования, в построении системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Старший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей строится на следующих подходах и принципах:  Непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.  Интеграция программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира.  Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоение обобщенных способов действия.  Формирование универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки).  Предоставление самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.  Рациональное сочетание разных видов деятельности (адаптивное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок).  Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.  Отношение к ребенку, как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.  Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями. Только учитывая эти принципы, педагоги ДОУ смогут подготовить ребенка к экологически культурной деятельности и формированию школьной зрелости у дошкольников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»

    Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...

    Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

    «...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

    Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

    Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

    Социальное партнерство с МБУ "Библиотечно-информационная система". Педагогический проект "Книга объединяет поколения" для детей старшего дошкольного возраста на 2016 - 2017 учебный год.

    Библиотека : место, где можно найти все, что вам нужно, если вы найдете человека, который знает, где это находится. Харри Мартин...

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

    Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

    «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

    Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

    Элементы цветоводства (растениеводства) как одно из средств в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Проектная деятельность по экологическому воспитанию детенй старшего дошкольного возраста....