Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Петренко Татьяна Алексеевна

Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом Законе определена, как формирование у обучающихся современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира. Значит, экологическое развитие становится приоритетным направлением нынешнего этапа образования. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи воспитания и образования в области экологии окружающей среды. Этим занимались: Д. И. Зверев, С. М. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, А. И. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и другие. Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания в ДОУ: Н. П. Вересов, И. Г. Белавина, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. П. Рыжова, Л. М. Маневцева и другие. В работе над решением проблем экологического развития детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие цели и задачи: Цель работы: Становление экологической грамотности у детей дошкольного возраста, как совокупности экологической культуры и экологического сознания. Задачи:  Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через прямое общение с ней.  Обучение практическим умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы.  Развитие познавательной активности в процессе исследовательско-экспериментальной и трудовой деятельности.  Формирование навыков безопасного поведения в природе. Экологизация образования и воспитания – не только процесс непрерывный. Он охватывает не только дошкольный возраст, но и школьный, и направляет на создание такого развивающего пространства, в котором средствами специальных педагогических технологий будут формироваться соответствующие эмоции, представления, знания, убеждения, которые являются существенными элементами экологического сознания и касаются эмоциональной сферы психики детей. Результаты экспериментов младших школьников показали слабую осведомленность учеников в вопросах взаимодействия состояния окружающей среды и состояния здоровья человека. Об этом говорят такие показатели как:  Равнодушное отношение к грязи в школе и на ее территории.  Сломанные ветви деревьев и кустарников.  Состояние школьных учебников в конце года.  Небрежное отношение к школьной мебели. Исходя из этого, можно сделать вывод об актуальности проблемы экологического воспитания, оторванности обучения и воспитания в этой области между ДОУ и школой. Поэтому, на наш взгляд, назрела острая необходимость тесного взаимодействия детского сада и школы в области экологического воспитания и образования, в построении системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Старший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей строится на следующих подходах и принципах:  Непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.  Интеграция программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира.  Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоение обобщенных способов действия.  Формирование универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки).  Предоставление самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.  Рациональное сочетание разных видов деятельности (адаптивное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок).  Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.  Отношение к ребенку, как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.  Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями. Только учитывая эти принципы, педагоги ДОУ смогут подготовить ребенка к экологически культурной деятельности и формированию школьной зрелости у дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»

Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

Элементы цветоводства (растениеводства) как одно из средств в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность по экологическому воспитанию детенй старшего дошкольного возраста....

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...

Инновационные направления в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста .

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные в...