Экспериментирование - метод познавательной активности у детей раннего возраста
презентация к занятию по окружающему миру (младшая группа) по теме

Королёва Анжелика Валерьевна

 

 «Экспериментирование претендует на роль

ведущей деятельности в дошкольном

 возрасте, основу которой составляет

познавательная активность… »

Н. Н. Поддьяков

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметным миром.  В этот период познавательная активность детей – это  экспериментирование с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые  причинно – следственные связи между ними, изучает  характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными,  поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon eksperimentirovanie.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование – метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста Королёва Анжелика Валерьевна МДОУ №54

Слайд 2

Актуальность Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Слайд 3

Физиологическая основа познавательной активности Познавательная активность возникает на основе рефлекса «что такое?», а проявляется она в бесконечных детских «почему?».

Слайд 4

Познавательная активность успешно формируется в процессе взаимодействия, когда воспитатель используя разнообразные методы и приёмы, побуждает детей к исследовательскому подходу - самостоятельному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы

Слайд 5

Типы познавательной активности ребёнка (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков) Собственная активность, определяется самим ребёнком, его внутренним состоянием Активность, стимулируемая взрослым Ребёнок – творец собственной деятельности Сам ставит цель, ищет пути и способы достижения Реализует свою волю, свои интересы, потребности Взрослый задаёт параметры, обучает определённому алгоритму действий Взрослый организует и направляет деятельность Реализует замысел взрослого Основа детского творчества Основа совместного творчества Совместное творчество, основанное на взаимодействии ребёнка и взрослого

Слайд 6

В раннем возрасте познавательная активность детей – это экспериментирование с различными предметами или орудийные действия. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Он – соучастник, помогающий малышу освоить какое – либо действие, образец того, как нужно делать правильно.

Слайд 7

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

Слайд 8

Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов), резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Слайд 9

Способы стимулирования экспериментальных действий обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающих любознательность, поддержка и поощрение идей и замыслов, создание условий для реализации творческих идей на практике, использование вопросов проблемного характера, использование личного примера, создание проблемно – поисковых ситуаций

Слайд 10

Во время экспериментирования с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия.

Слайд 11

Этапы формирования умственных действий (Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф.): Ориентировочный этап – основополагающий. На данном этапе воспитатель знакомит детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что надо делать, с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения. Педагог показывает и объясняет последовательность. 2. Этап выполнения действий в материальной форме связан с практическим освоением действия с реальными предметами или их заместителями. Для детей раннего возраста этот этап основной.

Слайд 12

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой) речи. На этом этапе действие выполняется без опоры на реальные предметы. Последовательность и способы выполнения проговариваются вслух. Громкая (внешняя) речь заменяет манипулирование предметами, т. е. осуществляется речевое выполнение определённого предметного действия. 4. Этап формирования внутренней речи: действие не озвучивается, а выполняется «про себя». 5. Собственно умственное действие – максимально быстрое и результативное. Этапы формирования умственных действий (Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф.):

Слайд 13

Справедливая оценка взрослого – важный мотив освоения действий с предметами Если усилия ребёнка не замечаются, а промахи критикуются, то малыш обижается, замыкается в своих переживаниях, развитие его останавливается.

Слайд 14

Опыты с предметами пробуждают у детей любознательность. Ребёнок учится наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы, соблюдать правила безопасности Чем больше новой информации он получает тем быстрее и полноценнее развивается. Малыш становится более находчивым в достижении поставленной цели

Слайд 15

Ребёнок раннего возраста: Инициативен по отношению к взрослому - стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий, настойчиво требует от него соучастия в своих делах

Слайд 16

Ребёнок раннего возраста: Чувствителен к отношению взрослого, к его оценке. Он умеет перестраивать своё поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание, охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции.

Слайд 17

Ребёнок раннего возраста: Доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым; проявляет ярко выраженную любознательность, умеет найти себе занятие, играет разнообразно и увлечённо, настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами, своевременно активной речью, пользуется ею в целях общения. овладевает

Слайд 18

Выводы: В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия 2. Экспериментирование как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

Слайд 19

Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Рекомендации для воспитателей по обучению детей предметным действиям (ПД) Организация обучения преимущественно индивидуальная. Организация предметной деятельности должна строго соответствовать алгоритму: - Обучение новым действиям с предметом. - Обучение усложнениям с предметом. Переключение на другие виды деятельности. Повторять одни и те же занятия 5-8 раз, из-за слабо развитой координации движений, низкого сенсорного и моторного опыта.

Слайд 20

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался по назначению. В случае отсутствия у ребёнка умения действовать с игрушкой, воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Рекомендации для воспитателей по обучению детей предметным действиям (ПД) Во избежание утомления детей, длительность занимающихся одной и той же игрушкой и выполняя их при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками. Все действия должны сопровождаться речью воспитателя. Существенное значение имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений. Вопросы должны быть конкретные «Что? Какой, Где? Как?».

Слайд 21

Литература : Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, № 3, с.: 123 - 127; Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно–методическое пособие / Сост. Т. И. Бабаева, СПб, «ДЕТСВО – ПРЕСС», с.: 126 – 128; Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990 , №1 с.: 16 – 19; Поддьяков Н. Н. Закономерности психического развития ребёнка. – Краснодар, 1997; Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005; Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.- М.: ТЦ Сфера., 2011.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста путем дидактической игры....

"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....

Курсовая работа по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...