конспект занятия "Большое лоскутное одеяло"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие нацелено на ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

 «Большое лоскутное одеяло»

Составлен старшим воспитателем

МАДОУ детского сада № 4

города Армавира,

Краснодарского края

Программные задачи:

  1. Познакомить  с традиционным для Кубани искусством лоскутного шитья и его техникой.
  2. Сформировать умение сочетать кусочки разноцветной ткани в составлении лоскутного узора.
  3. Познакомить с техникой аппликации из ткани.
  4. закрепить знания детей о ремеслах кубанских мастеров.
  5. Стимулировать проявление творчества в составлении геометрической мозаики, в выборе как узора , так и цветовых сочетаний деталей.

Ход занятия:

 

    -Ребята , мы с вами говорили о том, как люди жили в старину на Кубани. Наши земляки всегда были неутомимыми  тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами . И чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани- создавались и создаются настоящие произведения искусства. Сегодня я приготовила для вас не большую выставку, в которой собраны различные предметы рукоделья.  Скажите, какими ремёслами славились кубанские мастерицы –рукодельницы?

- Правильно, вышивкой, вязанием, шитьём, поделками из соломки и из  талаша и др. (на столе выставлены поделки из названных материалов).

Воспитатель показывает детям вышитый рушник.

-Скажите, дети, как называли полотенце на Кубани?

-Правильно, рушник. Давайте рассмотрим вышивку на этом рушнике. Какие узоры подбирали рукодельницы для своих вышивок? (цветы, животные, птицы- очень часто вышивали петухов.) А какие цвета подбирали для своих узоров? (в основном красный и чёрный). Посмотрите на рушник который я вам принесла? Что на нём вышито? ( петухи, цветы, листья). Посмотрите как красиво выполнена работа!

Ах, красавец-петушок!

На макушке- гребешок

    А под клювом то бородка,

Очень гордая походка!

Воспитатель раскладывает на столе скатерть. Спрашивает детей, как мы называем этот предмет? Как в старину называли скатерть? (правильно «настольник») , потому что её на стол клали.

Кубанские мастерицы очень любили заниматься рукоделием. Они вышивали скатерти, рушники, салфетки, подушечки, коврики и украшали ими свои дома. Кроме того, они шили одежду для себя и всей своей семьи, и так же украшали её вышивками, кружевами. ( Воспитатель демонстрирует костюм казачки- можно иллюстрацию). Дети рассматривают костюм казачки. Скажите, ребята, как назывался такой костюм казачки? –Правильно, он назывался «парочкой», так как состоял из двух предметов- юбки( её называли «спидница») и кофты. Много одежды приходилось шить казачкам, много материи на неё уходило. А после шитья много лоскутов оставалось, но их никогда не выбрасывали. Маленький лоскуток, а хозяйке всегда пригодиться. -Как вы думаете как можно было использовать лоскутки? Трудно вам себе это представить. А вот кубанские рукодельницы умели превращать лоскутки в различные нужные предметы: лоскуток к лоскутку сшивали рукодельницы, и у них появлялись красивые лоскутные одеяла, коврики для табуреток, различные узорчатые покрывала. Я принесла сегодня вам такие коврики посмотрите на них и скажите из чего состоят их узоры? – Правильно, из лоскутков различной формы треугольных, прямоугольных, квадратных, ромбов, а так же разного цвета. Посмотрите , как ровно и красиво уложены лоскутки, нигде нет ни одного просвета между ними. Из лоскутных ромбиков составлен цветок, а край коврика сшит из квадратов и треугольников. Какая часть коврика самая яркая- да, середина коврика (цветок из ромбов, красного цвета, а края зелёного цвета двух оттенков- светлого и тёмного, как будто цветок на полянке).

А ещё в моём сундучке лежит много различных лоскутков. И я предлагаю вам стать сегодня мастеровыми людьми, рукодельницами и сделать большое лоскутное одеяло. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте внимательно рассмотрим лоскутки. Посмотрите я их разложила по коробочке: в двух коробочках лоскуты тёплых тонов ( дети называют цвета- красный, оранжевый, жёлтый), а в двух –холодных тонов( дети называют синие, голубые, зелёные). Давайте подумаем, какими узорами мы украсим свои одеяла. Так как одеяло будет большое, мы будем делать его все вместе. Каждый из вас сделает кусочек одеяла, а затем  из них мы сложим целое одеяло. Давайте распределим работу так: девочки будут составлять узоры для середины одеяла, а мальчики для краёв. Какого цвета мы выберем лоскуты для середины одеяла? А из каких лоскутов соберём края одеяла?

- Вспомните, как можно сложить цветок из ромбов? ( вызванный ребёнок показывает на доске). Какими фигурами можно заполнить оставшиеся пустые места? ( треугольниками).

-А как можно сложить дорожку из треугольников? ( воспитатель показывает на доске.

В старину очень часто такую работу делали все вместе. Собирались вечером в горнице, садились за рукоделие, а что бы работа больше спорилась, запевали песню. Задушевные песни всегда помогают в работе. Вот и мы будем работать и слушать кубанские мелодии.

  Дети разбирают лоскуты и наклеивают из них узор , каждый на свой квадрат. В конце занятия свои квадраты приклеивают на большой лист ватмана, составляют «большое лоскутное одеяло». Квадраты на которых получились цветы, помещаются в середине одеяла. По окончании работы дети любуются одеялом.

-Молодцы , ребята, славно потрудились. А тех кто хорошо работает сложено много пословиц. Вот одна из низ : «При работе коллективной, каждый грош вернётся гривной».

-Какие пословицы о труде знаете вы? ( «Красна птица перьями, а человек делами», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», « Приложишь труд- будет и рыбка и пруд».)

Использованная литература:

М.Маркова, Л.Данилина, З.Прасолова. Воспитание у детей любви к малой Родине. Краснодар 2007г.

А.Маслов. Кубанская старина. Краснодар. 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Лоскутное одеяло"

Конспект НОД для детей первой младшей группы, включающий в себя эспериментирование и аппликацию....

Конспект ООД образовательная область "Художественно - эстетическое развитие" для детей от 3 до 4 лет "Лоскутное одеяло".

Задачи: вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики (2\2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому ...

Конспект занятия. Коллективная аппликация из фантиков "Лоскутное одеяло".

Конспект занятия кружка по нетрадиционной изодеятельности. Коллективная аппликации из фантиков "Лоскутное одеяло"....

Конспект Художественное творчество. Аппликация. "Лоскутное одеяло". для детей второй младшей группы

Вызвать у детей интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики (2\2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому ...

Конспект Рисование "Лоскутное одеяло"

laquo;Лоскутное одеяло»Задачи: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми: рисовать фантики и после высыхания составлять коллективную композ...

Конспект НОД "Лоскутное одеяло"

Конспект НОД "Лоскутное одеяло"...