Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

     

    Составила воспитатель

    Ермакова С.И.

     

     

    г.Радужный

    2012 г.

     

    Цель:побуждать интерес к природе родного края.

     Задачи:

    1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ и её богатствах; дать представление об реке Аган; 
    2. Обратить внимание детей на красоту округа, вызвать желание бережно относится  к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
    3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: река Аган, кедр, кедровка, тайга, хвоя.

    Оборудование:

     видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, фото реки,  корзинка,  кедровые шишки, кроссворд, удочка.

    Методы и приемы:

     показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

     

     

    Ход занятия.

    Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашему ХМАО - ЮГРА.

    - А кто из вас помнит, как называется округ, в котором мы живем?

    Правильно, молодцы!

    Нас ждут новые тайны нашей земли.

    Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав мои загадки.

     

    А вот и первая загадка:

                                          У меня иголки длинней, чем у елки.

                                         Я расту прямо в высоту.

                                         Если я на опушке, ветви только на макушке. ( Сосна.)

    Правильно.

                                              

                                            2.Стоит Алена – платок зеленый,

                                            Тонкий стан, белый сарафан.

                                                                                             (Береза.)

                                       3. Её всегда в лесу найдешь.

                                           Пойдешь гулять и встретишь:

                                           Стоит колючая как еж,

                                           Зимою в платье летнем.       

                                                                                      (Ель.)

                                        4.В сенокос – горька, а в мороз сладка.

                                            Что за ягодка.         (Рябина.)

                                      

      5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.

                                                                                (Осина.)

              Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на реку Аган.

              Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится река Аган?

    Аган — река в Ханты-Мансийском автономном округе, левый приток реки Тромъеган, близ впадения её вОбь (поэтому Аган иногда считают правым притоком Оби). Длина 544 км, площадь бассейна 32 200 км². Истоки Агана расположены на возвышенном болотистом водоразделе бассейна реки Пур и правых притоков Оби. Протекает в центральной части Западно-Сибирской равнины. Преимущественно снеговое и дождевое питание. Средний расход около 260 м³/сек. Ледостав с конца ноября по май.

    - А как называется город, в котором мы живем?

    Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие?

    А почему на вертолете?

    И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь.

                (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

              

    Наш вертолет совершает посадку вблизи реки Аган.

    Ребята, посмотрите на какое красивую реку мы с вами приехали.

                                (Просмотр отрывка из фильма.)

    . Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода.

    А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

     В реке водится очень много рыбы.

    - Как вы думаете, какая рыба может водиться в этой реке?

    - А кто знает, чем ловят рыбу?

    - А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

     (Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

    - А почему?

    Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку.» 

            (Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы, которые написаны на обратной стороне)

    1. Может ли рыба жить без воды?
    2. Чем дышит рыба?
    3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
    4. Чем покрыто тело рыбы?

      А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу реки.

                     (Звучит народная ханты -мансийсккя мелодия).

     -Что вы видите вокруг?

    - Назовите, какие деревья вам повстречались?

    - Как по-другому можно назвать лес? (тайга.)

    - А чем отличается лес от тайги?

      Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

      А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.

    - Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

               Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

     - Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

      Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя,  проживают столько лет.

          А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.                      

              Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.

    Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

    - Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

    - А еще кто?

              Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка.(Звучит пение кедровки).  

      Давайте рассмотрим с вами птицу

      Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом  шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

    - А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

    -А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

    - А какие вы знаете ягоды?

    -Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

      Игра: « Собери дары леса».

                   Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д. 

              Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам реки Аган, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора.    А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы  также чисто?

    А что бы мы с вами увидели?

    - Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

     Молодцы правильно.

    Давайте вспомним правила поведения в природе.  

               Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

                 Смотрите, на берегу реки стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

    Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

    Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

            Спасибо белочка за угощение.

             Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось?  Кто запомнил, как называется река?                                                

             А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

    Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Большое воздушное путешествие».

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.Тема:«Большое воздушное путешествие»....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

    Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Путешествия по сказкам»

    Цель.Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разным материалом: сыпучим – опилки, нитки; бумагой “Волшебные ложки”, дать каждому ребенку возможность творчески применить их.Развивать...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

    Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...