Непосредственная образовательная деятельность "Удивительные животные"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Лукожева Наталья Васильевна

1.Ознакомление детей с происхождением домашних животных от диких. 2. Составление рассказа с помощью схем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tele-peredacha.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Телевизионная передача «Удивительные животные»

Цель: Обобщить и систематизировать знание детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

 Задачи:

        Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

        Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас,  развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

        Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

         Оформление: Тропинка здоровья  «тропинка – следов», скамья, картинки  диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».

Ход занятий:

  Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чем мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

     

Загадывание загадки:

 Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

 Домашними бывают и помогают людям.

 -Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные2. Согласны? В путь!

        Ходьба по «тропинке следов» прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроения:

 

      Дыхательная гимнастика «Запах леса через лесную галерею».

 Вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.).

 Воспитатель: Глубоко вдыхает аромат леса.

- Коллеги. Вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на диване).

  Основная часть:

 Беседа с просмотром презентации.

 Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она полезна на охоте, охраняет жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временим Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете? 

 (Педагог называет дикое предка, а дети – домашнего животного. Собак – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – як, кошка – рысь и т.д.

 Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных.

(Педагог выставляет перед детьми 1 схему и просит детей прокомментировать: где живут домашние животные и дикие)

  Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом Человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название

(Педагог выставляет 2 схему и просит детей  прокомментировать ).

 Беседа с использованием схем:

 Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним. Как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк – логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т.п.)

 - Давайте вспомним, как  могут выглядеть животные. 

(Педагог выставляет 3 схему , обозначающую цвет)

Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т.д. какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

 (Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где он живет).

   

 Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись).

 Воспитатель: А сейчас – живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).

 Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).

 Составление рассказов по схемам:

Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут но и цветом, и размером.

4 схема подскажет вам величину животных.

Физкультминутка «Лиса».

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие к лисице в лес.

Проводится физкультминутка с имитацией движений:

    У лисицы острый нос,

    У нее пушистый хвост,

    Шуба рыжей лисы

    Несказанной красоты.

    Лиса важно похаживает.

    Шубу пышную поглаживает.

 Юля:

    Я – охотница до птицы!

    Кур ловить я мастерица!

    Как увижу – подкрадусь,

    И тихонько затаюсь.

    После прыгну и схвачу,

    Деткам в норку отнесу. (И.С.Лопухина)

(Педагог просит детей занять свои места)

 Воспитатель: Посмотрите на схему, какая она занятая. На не нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части – какие? ( ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреется.

 Воспитатель: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, ёж). Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т.д. ? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема:

 Эта схема поможет вам рассказать об отношениях Человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как Человек заботится о домашних животных?  (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают Человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу).

       Игра «Расскажи о себе»

 Воспитатель: Чтобы наша передача стала интересной для зрителей, каждый из вас представит себя каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем.

 (Каждый ребенок берет карточку с изображением животного) и рассказывает о себе.

  Заключительная часть:

 Игра «Посмотри и скажи»

 Воспитатель: Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:

- не умеют строить себе жилье,

- самостоятельно добывать себе пищу,

- защищаться от врагов.

И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных:

- они не могут жить рядом с Человеком, так как боятся Человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образам жизни Человека.

 Воспитатель: Пусть будет так, как устроила природа.

     Создание ситуации ожидания:

 Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответ детей). Какие из животных были вам наиболее интересны?  (ответы детей).

- Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные», а вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

непосредственная образовательная деятельность "Животные наши помощники"

Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека;  познакомить с трудом животных; с названиями жилищ домашних животных;  учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумыв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ".

Занятие по знакомству детей с животными Севера. Разработано в соответствии с ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...