Главные вкладки

    картотека игр и упражнений по экологическому воспитанию
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    в картотеке расписаны цель, оборудование, ход игры и рекомендации к проведению. собраны разнообраные дидактические и подвижные игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эколого-психологический тренинг

    Упражнение «Волшебные дощечки».

    Цель: Расширение чувственного опыта детей развитие воображения.

    Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений. Песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.

      Рекомендации к проведению упражнения: Детям раздается комплект карточек и предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточек. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

    Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с ощущением и чувственным опытом ребенка.

      Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь, но и зарисовать свой выбор.

    Упражнение «Природный оркестр».

    Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

    Рекомендации к проведению упражнения: Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

    Более сложный вариант: воспитатель подбирает небольшой рассказ с описанием природы, а дети прослушав его, озвучивают.

    Упражнение «Поздороваемся».

    Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию экологической  эмпатии.

    Рекомендации к проведению упражнения: воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление новогодняя, просили прощения у Земли- кормилицы за это.

    «Что  рвала я твою грудушку

    Сохою острою, разрывчатой,

    Что не катом укатывала,

    Не гребешком чесывала,

    Рвала грудушку боронушкой тяжелою

    Со железными зубьями ржавыми…»

    Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношении.

    Упражнение «Забавные танцы».

    Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

    Рекомендации к проведению упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или  животное и попробовать выразить его в движении. Один ребенок показывает. Остальные пытаются предлагать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева. А далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

    Упражнение «На участке дождь».

    Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

    Рекомендации к проведению упражнения: Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т.д) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

      Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя (н-р, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром).

    Упражнение «Лесовичок»

    Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

    Рекомендации к проведению упражнения: Рассказ воспитателя: «Лесовичок -хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя счастливым ч и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым»

      Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).

    Упражнение «Экологический пост».

    Цель:  экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой.

    Рекомендации к проведению упражнения: Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.

    Дидактические игры по экологии.

    Пластическая игра «Буря на море»

      Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

    Игра «Изобрази».

      Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облако, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите детям народные приметы: «Кучевые облака - к вечеру будет дождь. Низкие облака – к дождю».

    Пластическая игра «Танец бабочек».

        К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить «одеяние» бабочки, то есть ее крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полет бабочки.

    Игра «Чья птица улетит дальше?»

      Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица улетела дальше всех.

    Игра «Журавли».

      Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речетативом следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки. Как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает. «Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой». Журавли быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. «Журавли, журавли, извивайтесь, как змея!»- вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше «Змея, заворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д. упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

    Игра «Ласточки и мошка».

      Играющие- мошки- летают по поляне и напевают:

    Мошки летают, ласточку не замечают!

    Жу - жу,  зу – зу!

    Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!» С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой. Игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

    Игра «Птица из гнезда».

      Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает «Раз…» -игроки, изображающие гнезда ставят руки на поле. «Два…»- птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счет «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

    Игра «Пищевые цепочки на лугу».

      Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается (растения – гусеница - птицы, злаковые травы-грызуны-змеи, трава-кузнечик -луговые птицы, насекомые и их личинки -крот- хищные птицы, травы-шмель).

    Игра «Пищевые цепочки водоема».

      Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: (комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка, водоросли - улитка-рак, ряска – малек – хищная  рыба).

    Игра «Пищевые цепочки в лесу».

      Воспитатель раздает карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: (растения-гусеницы-птицы, растения –мышки -сова, растения –заяц -лиса, насекомые –ежи, грибы – белки – куницы, лесные злаки – лось – медведь, молодые побеги – лось – медведь).

    Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

      Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

    Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи, с элементами экологического воспитания для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи, с элементами экологического воспитания для детей дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников

    Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников....

    Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

    Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...