картотека "Музыкально-дидактические игры по экологическому воспитанию"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Боровская Кристина Викторовна

музыкальные экологические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz-did.igry_po_ekolog.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры

на экологическую тему

 В дошкольном воспитании необходимо использовать ресурсы музыки и движения, применять разные виды музыкального движения для закрепления полученных знаний, умений и навыков экологического характера. Во время прогулок, наблюдений, экскурсий музыкальное движение будет усиливать восприятие красоты окружающей природы, вызывать интерес, поможет ребенку быть ближе к природе и обрести духовность.

«Экология движения»:

- для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе.

-ребенок – существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении.

  Музыкальное движение в воспитательном процессе в целом и в процессе экологического развития ребенка–это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей музыкально-эстетической среды образовательного учреждения.

Известно также, что использование двигательных заданий позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.

 Использование движения как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

—воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;

 —формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

 —рассмотрение связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях;

 —формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала;

 —становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты музыки и движения

 При организации эколого-ориентированных видов музыкального движения прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:

 —формированию понимания ценности природы;

 —осознанию ребенком себя как части природы;

—воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

—формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

—пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;

—пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

—формированию у детей желания сохранить окружающую среду,

 —осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

 —усвоению основ экологической безопасности;

 —усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

—формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни

Таким образом, эколого-ориентированное музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления – созидать позитивное поле возможных идей и действий.

 Само по себе музыкальное движение имеет большое значение в воспитании дошкольников; оно вызывает положительные эмоции –ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что оно несет в себе. С игрой, движением ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

Эколого-ориентированное музыкальное движение детей дошкольного возраста может быть представлено в разных видах.

Эти виды имеют свою классификацию:

 1. Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.

 2. Для этюдов, в которых дети раскрываются и пластически, и музыкально, предлагается более сложный по содержанию и разнообразный музыкальный материал.

Этюды-настроения –это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения.

Этюды-сюжеты подразумевают обыгрывание экологических сюжетных рассказов, сказок, передачу эмоционального состояния изображаемого персонажа.

При этом от детей младшего возраста требуется простейшая имитация движений. В среднем возрасте повышаются требования к сходству с образом, к переживаниям его. В старшем возрасте требуются эмоциональные, выразительные движения, осознанное отношение к ним, формирование своего отношения к образу.

 3. Упражнения подразделяются на игровые и танцевальные. Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства, совершенствовании движений.

4. Хороводы представляют собой коллективное песенно-хороводное действие. Движения в хороводе могут комментировать текст песни, а могут быть не связаны с текстом.

 В игре проявляется уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников. Ребенок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.

Этюды способствуют тому, что дети раскрываются и пластически, и музыкально, знакомятся с более сложным по содержанию и разнообразным музыкальным материалом. В этюдах дети учатся ставить перед собой простые музыкально-двигательные задачи, они с удовольствием занимаются танцевальным творчеством, сочиняя танцы различного содержания.

 Хоровод – это массовый танец, его рисунок –простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.

Цель: формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

1.«Пес Шарик»

Ход игры. Дети слушают песню и отмечают хлопками слова, со звуком «Р». 

 

1. Пес мой Шарик загрустил,

 Хвост он дверью прищемил.

За котом пес побежал —

Хитрый кот исчез, пропал.

 2. Тихо пес лежит, ворчит,

Он обиделся, скулит.

Может, мне варенье дать,

Настроение поднять?

3. Шарика я взял гулять,

Будем и парке мы играть.

«Раз, два, три! Догоняй!

Да смотри, не отставай!»

2.Игровое упражнение «Лошадки»

Программное содержание. Услышать и воспроизвести в движениях «лошадок» и «кучеров» меняющийся характер 3-х частного музыкального произведения: решительность и упорство в 1-й части и при её повторении («кучера» сдерживают напор рвущихся вперед «лошадей»); весёлая беззаботность —во 2-й части: («кучера» пустили «лошадей» вскачь).  Описание движений. Дети образуют пары, встав друг за другом и сцепив руки: стоящий впереди протягивает руки назад ладонями вверх, стоящий сзади «цепляется» своими пальцами за согнутые пальцы стоящего впереди партнера. Получается «упряжка» —«лошадка» и «кучер». «Лошадь слегка натягивает поводья»: чуть подается вперед, а «кучер сдерживает лошадь»: чуть отклоняется назад. Соединенные руки параллельны полу.

 1 часть.

Такты 1-8. «Упряжки» движутся одна за другой высоким шагом. Головы «лошадей» упрямо наклонены вперед. «Кучера» сдерживают их движение.

На 8-м такте дети опускают руки, прыжком на двух ногах поворачиваются кругом и снова берутся за руки, меняясь ролями.

Такты 9-16 (повторение со 2-й вольтой). Те же движения, но в обратном направлении. В конце ещё раз меняются ролями.

 2-я часть.

Такты 17-32. «Упряжки» движутся по кругу прямым галопом («кучера пустили лошадей вскачь»).

 В 24-м такте делают поворот, как в такте 8, и (такты 25-32) скачут в обратном направлении.

3-я часть. 

Движения, как в тактах 1-16.

3.«Козел»

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца (к спектаклю «Синяя птица») одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой всеми детьми повторяются слова, напоминающие им о характере образных движений. Козел сердит, козел молчит, Он копытами стучит, Бородой своей трясет, Никак капусту не найдет.

4.Хоровод «Веснянка»

  1. Ой, бежит ручьем вода,

 Нет на снега, нет ни льда

Припев: Ой, вода, ой, вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

2. Прилетели журавли

И соловушки малы.

Припев: Журавли, журавли

 и соловушки малы.

  1. Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Припев: Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем.

 Вступление. Дети стоят двумя параллельными колоннами

Первый куплет. Каждый ведущий ведет свою колонну по полукругу от середины к боковым стенам, соединяют круг.

 Припев. Положив руки на пояс, дети топают правой , левой ногой (по 2 раза), пятясь, расходятся к краям площадки.

 На повторение, те же поочередные притопы, и дети возвращаются на свои места.

 Второй куплет. Дети бегут по кругу вправо, раскрыв руки в стороны, как крылья, изображая полет журавлей.

 Припев. Движения повторяются.

Третий куплет. В середину круга выбегают заранее намеченные 5-6 плясунов, они, образуя свой круг, бегут в одну сторону, а оставшиеся во внешнем круге – в противоположную.

 Припев. На первую половину припева дети хлопают в ладоши, на вторую –кружатся с поднятыми вверх и в стороны руками.

 Исполняется любая плясовая украинская мелодия (например, гопак). Наружный круг раздвигается, а стоящие во внутреннем круге свободно пляшут, используя знакомые плясовые движения.

5.Игровое упражнение «Весенние ручейки»

Описание движений. Дети встают «цепочкой».

 Такты 1-8. Легко бегут за ведущим по окружности зала.

 Такты 1-8 повторяются. Ведущий меняет направление движения на противоположное.

Такты 9-10. Меняется направление движения («Ручеёк огибает препятствия»).

Такты 11-12. Меняется направление движения.

Такты 13-16. 

Меняется направление движения.

Такты9-16. Движения повторяются.

 Методические рекомендации. Первоначально «цепочку» ведет взрослый, обращая внимание детей на крутой поворот при смене направления движения. Затем ведущим «ручейка» может быть тот ребёнок, который хорошо слышит изменения в музыке.

6.Этюд «Весна»

Описание движений. Можно предложить два образа: птицы (девочки) и дождь (мальчики). Каждая группа детей самостоятельно находит движения, соответствующие образу и характеру музыки.

Девочки-«птицы» летают, танцуют, собираются стайками, щебечут, радуясь весне.

 Во время «грозы и дождя» —прячутся под воображаемую крышу (собираются в одном из углов зала).

Мальчики-«дождинки» двигаются острым бегом врассыпную, прыгают на месте, кружась, и т.п.

Методические рекомендации. Педагог, наблюдая за творческими движениями детей, может предложить им двигаться в какой-то момент одинаково, повторяя придуманный кем-то из детей наиболее выразительный вариант движения.

7.Игра «Солнечные зайчики»

1.Явилась однажды Весна в детский сад

 И нам подарила веселых зайчат.

 Припев: Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.

Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики.

2. Играют зайчата с тех пор у ребят.

И в клетку зайчата идти не хотят.

Припев: Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.

Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики.

8.«Ходят капельки по кругу»

(Экологические игры-превращения)

Задачи:

1.Развивать у детей воображение, фантазию;

2.Способность идентифицировать себя с капельками дождя.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь):

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.

Полетели капельки на землю.

Попрыгали, поиграли.

Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).

После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к маме-тучке.

9.На лесной опушке

Задача:

1.Закреплять знания детей о том, как нужно вести себя в лесу.

2.Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.

Ход игры:

Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные движения:

Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(
Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(
Махи руками одновременно с бегом
Мы слегка присядем, 
Будем наблюдать.
(
Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(
Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(
Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
В группу дружно пошагали.

10.Кто вышел погулять?

Задача: 

1.Учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

2.Расширять представления детей о многообразии животного мира.

Ход игры:

 Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

11.Что ты, ёж?

Задача: 

1.Развивать координацию (движение и слово).

2.Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

3.Закреплять представление о еже как о лесном жители.

Ход игры: 

Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты ёж такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)

Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

12.Зайчики и лошадки

Задача: 

1.Усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

2.Расширять знания о диких и домашних животных.

Ход игры:

Дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки, у другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах,

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках. (отдельно и в чередовании)

(в старшем дошкольном возрасте передают ритм в движении с одновременной игрой на музыкальных инструментах)

1-я группа исполняет на инструментах,

2-я группа изображает ритм в движении.

13.Утята

Задача: 

1.Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне;

2.Выполнять ритмизацию текста с движением.

3.Закреплять представление детей о домашних птицах.

Ход игры:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке (шаг ( 1,2,3,4 ) + игра на барабане)

Малые ребята.

И поплыли по реке («плывут» + глиссандо на металлофоне)

Жёлтые утята.

14.Волк

Задача:

1Передать ритм, изменяя движения.

2.Закреплять знания детей о разнообразии животного мира.

Ход игры: Читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост (1и2и3и4 приставной шаг с пружинкой)

Серый грозный волк идёт. (1и2и3и4)

Страшный волк - волчи-ще, (1и2и3,4 выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4  хлопка)

Острые зубищи, (1и2и3и 4 выбрасывание пальцев рук вперёд,

раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4  хлопка)

15.День и ночь

Задача:

1.Различать контрастную музыку и передавать это в движении.

2.Развивать умение определять смену времени суток.

3.Закреплять понятия времени суток (ночь, день)

Ход игры:

Дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

16.Птичий концерт.

Задачи: 
1. Учить детей различать высоту звука.
2. Расширять представления детей о многообразии птиц родного края, о их голосах

Материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано).

Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети садятся полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.


На березовой верхушке
Целый день поет кукушка.
Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку! 

А синица целый день
Поет громко:
Дети. Тень- тень-тень, тень-тень-тень!

Вторит дятел им: тук-тук-тук,
Долбя клювом старый сук.
Дети. Тук-тук-тук!


17.
Шаловливые сосульки.

Задачи: 
1. Развивать у детей чувство ритма.
2. Расширять представления об окружающей природе и явлениях происходящих в ней.

Материал. Карточки с изображением ритмического рисунка.

Ход игры:

Дети делятся на три-четыре команды по пять-шесть человек в каждой, им раздаются карточки с ритмическим рисунком. Сначала дети поют песню «Шаловливые сосульки» с движением:

Шаловливые сосульки  
Дети поют стоя.
Сели на карниз. 
Садятся на стулья.
Шаловливые сосульки 
 Поют сидя, голова прямо.
Посмотрели вниз. 
Наклоняют голову.
Посмотрели, чем заняться? 
Пожимают плечами.
Стали каплями кидаться. 
Взмахивают кистями рук

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Одновременно на сильную долю такта.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. В
змахивают кистями рук по очереди.

Целый день идет трезвон: 
Дили-дили-дили-дон!

После пения каждая группа прохлопывает тот ритмический рисунок, который изображен на карточке:
Восьмые длительности - произносить «капа-капа…» и медленно опускать руки, шевеля пальцами.
Четверти - хлопать в ладоши и произносить «кап-кап…»
Половинные длительности- хлопать ладонями по коленям и произносить «хлюп…хлюп…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Роль дидактической игры в экологическом воспитании.

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.Д. РодовичВ настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастроф...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...