Картотека игр и упражнений по гендерному воспитанию в старшей группе.
картотека (старшая группа)

Нагорнова Светлана Юрьевна

Гендорное воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по гендерному воспитанию в старшей группе

Моделирование жизненно значимых ситуаций.
 
Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков

А. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?

Б. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания?

Модель поведения для девочек

А. В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?

Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? Откажешься?

Дидактические игры

«Кто что носит?»

 Цель: Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

 Материал: Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

Задание: Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

 Ход игры: Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.

 Дополнительное задание: Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

«Наши прически»

 Цель: Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.

Материал: Картинки , сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.

 Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать
салон красоты.

«Сундучок русской хозяюшки»

 Цель: Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.

 Задание: Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).

Игры-состязания

Задание: Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Игры-занятия с куклами

 Задание: Накормить куклу Машу, одеть куклу Машу на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу Машу.

Подвижные игры «Найди свою пару»

Задание: Держась за руки, составить пары.

 Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу - находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

«Утка и утята».

 Цель: Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах.

 Материал: Покрывало.

Действующие лица: Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель).

 Ход игры: Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в , пруду, ищут червячков на полянке... Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.

Схемы-действия

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу.

Моделирование ситуаций Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Совместная трудовая деятельность.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т.д.

Символические игры

«Кто живет в твоем сердце?»

 Задание: Получив карточки-символы , схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д.отобрать те , которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед, как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики - защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки - будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья»

Символические игры

«Предмет-мужчина, предмет-женщина».

 Задание: Рассмотреть предмет (кувшин , лампа , подушка, карандаш)
представить, кем бы он стал , если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.

 «Мой любимый герой»

 Задание: Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.

Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно: вхождение в образ посредством мимики : пантомимы.

 «Сбор чемодана»

 Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

Дидактические игры

«Мама»

Цель: Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим
радость, сохранять дружбу.

 Материал: Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

 Ход игры: По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток
разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным
определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

 «Кем я хочу стать? Как буду работать?»

 Цель: Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

 Материал: Картинки, изображающие людей разных профессий.

 Ход игры: 1. Беседа по темам :«Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. обсуждение темы: какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской. 4. Вывод, к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое дело.

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд решений, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Модель поведения для девочек

  1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше при вести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?
  2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

Ребенок моделирует ситуацию и с помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми, кто находится с ним в одной ситуации.

Модель поведения для мальчиков

Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?

 Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

Сюжетно-ролевые игры. «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

Игры-драматизации

«Спящая красавица»

 Цель: Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать  способность и желание говорить приятное своим товарищам.

 Задание: Мальчик (девочка) по желанию изображает
спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).

«Сказка наоборот»

 Цель: Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.

 Задание: Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино , Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Имитационные игры

«Любящие родители»

Задание: Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

«Бездомный котенок»

Задание:
Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.

«Разъяренная медведица»

 Задание: Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.

«Охота Бабы Яги»

 Задание: Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

Моделирование ситуаций «Прими решение»

 Цель: Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе.

 Содержание: Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми, - самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее - очень рассеянная . Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...».

Ответы детей обсуждаются.

Игры-состязания

Задание: Назвать пословицы , раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

Русские народные игры

 «В хороводе были мы»

 Цель: Формировать умение овладевать нормами межполового общения.

 Ход игры: Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни:

В хороводе были мы.

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись -

выбирается новая пара.

Русские народные игры

«Утка». Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре - «утка» (девочка), за кругом - «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

«Наши мамы. Наши папы»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Материал: семейные фотографии каждого ребенка.

Дети стоят по периметру, в центре которого разложены фотографии. Воспитатель говорит о том, что у каждого есть родители, затем предлагает найти фотографию своей мамы или папы, рассказать о них.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопросы: чем похожи ваши мамы (папы)? Какие обязанности по дому они выполняют? Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав детей, воспитатель обобщает их ответы.

«Помощники»

Цель. Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Материал. Цветок из картона со съёмными лепестками.

Дети поочерёдно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, играют с младшими сестрами и братьями, убирают игрушки и др.).

Вариант игры. Дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы.

«Кто я в семье?»

Цель. Формировать представления о родственных связях. Учить правильно употреблять слова «сын», «внук», «брат», «дочь», «внучка», «сестра» (в старшем дошкольном возрасте - «племянник», «племянница», «двоюродный брат»).

Материал. Цветок из картона со съёмными лепестками.

Воспитатель задаёт вопросы, отвечая на которые каждый ребёнок должен оторвать лепесток и сказать, в каких родственных отношениях он находится со своей мамой (папой, бабушкой, тётей, дядей и т.д.)

«Я знаю пять имён...»

Цель. Учить идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Взрослый перечисляет несколько имён, например Серёжа, Миша, Лёня, Даша, Дима. Дети называют лишнее имя, затем объясняют, почему они считают его лишним.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: Учить детей проявлять внимание к сверстникам своего и противоположного пола. Формировать представления о мужественности и женственности.

Материал: Куклы Саша и Маша, сделанные из картонных цилиндров. Головы кукол - воздушные шары голубого (Саша) и розового (Маша) цвета с нарисованными лицами. Мальчик одет в рубашку и брюки, девочка - в кофту и юбку. Живой (искусственный) цветок.

Воспитатель вносит в групповое помещение кукол и рассказывает детям историю их знакомства. «Саша увидел Машу на прогулке и решил с ней познакомиться. Из всех девочек он выбрал её, потому что Маша была самая красивая и доброжелательная. Маше тоже понравился симпатичный мальчик. Они подружились и пришли в детский сад узнать, что думают друг о друге дети и как они умеют дружить. Куклы принесли волшебный цветок, который поможет каждому выразить свои чувства». Дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт ему наводящие вопросы.

«Смайлик»

Цель: Учить называть, понимать и демонстрировать эмоциональные состояния человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал: Большой круг из картона -Смайлик; вырезанные из цветной бумаги глаза, брови, рты, носы - на каждого ребёнка.

Воспитатель описывает какую-либо ситуацию, например Смайлик увидел друзей (заболел, рассердился и т.д.). Дети должны составить из деталей изображение Смайлика, передав его настроение в зависимости от ситуации, затем изобразить данное эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

«Вежливые слова»

Цель: Формировать уважительное отношение друг к другу, желание оказать помощь. Активизировать словарь (здравствуйте , до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи и др.).

Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации (ребёнок толкнул мальчика (девочку), поднял вещь, которую уронил сверстник, и т.д.).

Дети поочерёдно рассматривают картинки и называют вежливые слова и выражения, употребление которых уместно в той или иной ситуации.

Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт ему наводящие вопросы.

- Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг не обиделся?

  • Как ты отблагодаришь человека за помощь?
  • Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь толкнул или задел? И т.д.

«Собираемся в гости»

Цель: Формировать потребность выглядеть аккуратно и опрятно. Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять заботу.

Материал: Предметы одежды (юбки , рубашки, галстуки, пояса и т.д.) сумки, детская косметика, часы, расчёски, игрушки и т.д.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости и напоминает, что для этого надо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.

По сигналу двое-трое детей начинают собираться в гости, остальные наблюдают за их действиями и отвечают на вопросы воспитателя: могут ли дети отправиться в гости прямо сейчас? Что желательно изменить во

внешнем виде мальчиков (девочек)? Нуждаются ли они в помощи? Как можно помочь девочкам (мальчикам)? И т.п.

Когда внешний вид игроков, по мнению детей, приведён в порядок, взрослый напоминает им о том, что надо поблагодарить друзей за проявленную заботу и внимание.

«Отгадай профессию»

Старший дошкольный возраст

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Материал: Карточки с изображением людей разных профессий.

Воспитатель перечисляет действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребёнок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии. Например: «Человек надевает специальную одежду, спускается под землю, работает отбойным молотком, добывая уголь. Кто он по профессии? (Шахтёр , Горняк) Как вы считаете, сложно ли работать шахтёром? Мужчины или женщины работают шахтёрами? Как вы думаете, почему? Каким должен быть шахтёр? Как вы думаете, почему женщины не работают горняками?» (Высказывания детей.) Если у кого-либо из детей родственники работают шахтёрами, педагог просит рассказать о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по гендерному воспитанию в старшей группе.

Представлено подробное планирование по работе с детьми и родителями на учебный год в соответствии с программой Детство....

Система работы по гендерному воспитанию в старшей группе

Данный материал отражает систему работы по решению задач гендерного воспитания в старшей группе...

Самоанализ занятия по гендерному воспитанию в старшей группе

Самоанализ занятия по гендерному воспитанию в старшей группе. «Путешествие в страну мальчиков и девочек» ...

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе «Девочки и мальчики».

Представление о сходстве и различие по половым признакам, о психологических характеристиках мальчиков и девочек....

Конспект НООД по гендерному воспитанию в старшей группе «Путешествие из настоящего в прошлое»

Конспект НОД , направленной на формирование гендерной принадлежности, создание эмоционально-приятной атмосферы....

Конспект НОД по гендерному воспитанию в старшей группе на тему : "Кто Я?"

Цель занятия: 1. Формировать представление о своем я, позитивное к нему отношение. 2. Расширять и закреплять представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических х...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ В ДЕТСКОМ САДУ» (с участием детей)

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции, отношения между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Ребенок подраж...