Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  казенное учреждение

Детский дом-интернат

 « Южное Бутово»

Перспективное планирование

наблюдений в природе по сезонам

с умственно отсталыми детьми

(старший дошкольный возраст)

 

подготовила    воспитатель

                                                                    Терешкина Светлана Васильевна

                                                   г. Москва

                                                       2012

Сезон

         Наблюдения

         Цели наблюдения

осень

за сезонными изменениями

закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; расширять представления о сезонных изменениях в природе.

 за пауком

расширять представления о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях.

за цветником

закреплять знания о строении растений (стебель, листья, цветки, корни);  умение сравнивать растения (высота, форма листьев, окраска, запах).

за небом (облаками)

формировать умение видеть красоту неба; развивать воображение, видеть в очертаниях облака различные предметы.

за деревьями

 закреплять название частей дерева; умение выделять характерные особенные признаки каждого дерева, сезонные изменения.

за ветром

 продолжать знакомство с явлениями природы, со свойствами воздуха; определять силу ветра.

за цветником (семенами)

закреплять представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о размножении растений семенами; умение сравнивать семена разных растений.

за осадками

продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность.

за овощами в огороде

 закреплять представления о характерных особенностях овощей; называть условия, необходимые для роста растений.

за различием деревьев и кустарников

 закреплять представления о строении деревьев и кустарников, росте и развитии; умение сравнивать, выделяя существенные признаки.

за насекомыми

 систематизировать представление о многообразии насекомых; закреплять знания об особенностях внешнего вида, способах передвижения.

за птицами

 продолжать знакомить с многообразием птиц; расширять представление о перелетных птицах; формировать умение.

за листопадом

 расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать умение видеть красоту осени.

за туманом

знакомить с явлением туман; причиной проявления; расширять и уточнять знания об осенних явлениях в природе.

за первым снегом

продолжать знакомство с природными явлениями; закреплять представления о признаках последнего периода осени.

зима

за снегом и льдом

закреплять знания о разнообразных состояниях воды; развивать познавательные процессы.

за сезонными изменениями

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы; учить различать характерные приметы начала зимы.

за повадками зимующих птиц у кормушек

формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить наблюдать за повадками птиц.

сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

знакомить с особенностями строения птиц, образом жизни на примере сравнения воробья и синицы; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

за продолжительностью светового дня

формировать представление о изменениях в зимний период; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

за хвойными деревьями

расширять знания о ели (строение, название частей); развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

за инеем

учить изменения, происходящие в природе; продолжать знакомство с изменениями явлениями.

за снежинками

обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.

за деревьями и кустарниками

расширять знания о растениях в зимний период; закреплять умение находить свойства и отличия деревьев и кустарников.

за метелью

дать представление о движении снега в ветреную погоду; развивать умение анализировать.

 за осадками

за красотой зимней природы ( в дневное и вечернее время)

 знакомство со свойствами снега; развивать умение самостоятельно выделять и называть признаки зимы.

конкретизировать и углубить представления о зиме; воспитывать эмоциональную отзывчивость в красоте зимнего пейзажа.

за березой

продолжать знакомить с березой в зимнее время; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

за травянистыми растениями под снегом

формировать представления об условиях жизни растений зимой; познакомить с защитными свойствами снега.

за облаками

продолжать знакомство с неживой природой.

Весна

за сезонными изменениями

 формировать представление о весенних изменениях в природе; развивать умение замечать новые изменения в природе.

за оттепелью и капелью

развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха; обучать исследовательским действиям.

за ветром

уточнить и расширять знания о неживой природе (воздухе), о причинах возникновения ветра.

за птицами

формировать представления о птицах, условиях их жизни; устанавливать связь между сезонными изменениями и поведением птиц.

за деревьями (почками)

устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.

за мать-и-мачехой

формировать представления об условиях жизни растений; закреплять умение описывать растения, отмечая его характерные особенности.

за весенним дождем

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать наблюдательность.

за солнцем

формировать представление о том, что солнце является источником света и тепла; устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.

за одуванчиками

закреплять представления о последовательности роста и развития растения.

за насекомыми

формировать представления о многообразии насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

за ростом растений

уточнять представления о последовательности роста и развития растений.

за божьей коровкой

формировать знания о том, как насекомое защищается от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

за цветением деревьев (липа, береза)

уточнять представления о последовательности роста и развития растения; сравнивать цветки различных деревьев.

за цветами на клумбе

 расширять представления о многообразии весенних растений, способах посадки.

за птицами

закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам.

за цветущей сиренью

уточнять название частей кустарника; расширять знания о том, что каждый кустарник имеет соцветие, отличающее от других.

лето

за грозой

расширять представления о многообразии природы; знакомить с элементарными правилами поведения во время грозы.

за кузнечиком

углублять знания о строении, образе жизни кузнечика; развивать интерес к жизни насекомых.

за небом (кучевые, слоистые облака)

учить различать ясность неба и следить за движением облаков; описывать увиденное, используя как можно больше слов и выражений.

за травяным покровом

формировать представления о составе травы, состоит из различных травинок, у которых есть свои названия.

за дождевыми червями

продолжать знакомство с многообразием мира, внешнем видом червей, как передвигаются.

за радугой

продолжать формировать представление о радуге, как о части неживой природы; устанавливать связь между появлением радуги и погодой.

за ласточками

 расширять представление о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, чем и как питаются ласточки.

за летним дождем

 за подорожником

закреплять представление о разных видах дождя; умение детей находить отличие летнего дождя от осеннего.

продолжать знакомство с лекарственными растениями; расширять знания о свойствах и пользе растений.

за песком

расширять представления о свойствах песка.

за бабочкой

обобщать знания о бабочке, ее происхождении; строении, размножении, пользе.

за растениями на огороде

закреплять знания об условиях, необходимых для роста растений.

за муравьями

систематизировать представления о многообразии насекомых, образе жизни; закреплять знания о значимости насекомых для человека.

за многообразием растительного мира

расширять и уточнять знания о растениях (деревья, кустарники, травы); углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений.

за пчелой

уточнить содержание понятия «насекомые»; отметить характерные особенности пчелы, значимости для человека.

за деревьями

закреплять знания о деревьях, их разнообразии; учить отличать деревья по внешнему виду, плодам, семенам.

                                            Список литературы

Аксенова З.Ф.- Войди в природу с другом- М.:ТЦ Сфера, 2008

Кислова Н.М.- Работа с детьми в летний период.- М.: ТЦ Сфера, 2007

Кобзева Т.Г., Александрова Г.С.- Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Учитель, 2011

Соломенникова О.А.- Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по развитию речи в смешанной группе детей среднего и старшего дошкольного возраста

перспективный план разработан на основе казахстанских програм "Бiз мектепке барамыз" и "Зерек бала" для смешанных групп среднего и старшего возраста дошкольных учреждений. содержит темы предложенные в...

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ

НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

Перспективное планирование проектной деятельности на 2020 – 2021 учебный год группа № 10 ( старший дошкольный возраст)

Перспективное планирование проектной деятельности  на 2020 – 2021 учебный год группа № 10( старший дошкольный возраст)...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...