практикум для педагогов "учим детей любоваться природой"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

развитие наблюдательности у воспитанников в процессе совместной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Практикум для педагогов

«Учим детей любоваться природой-развитие наблюдательности у воспитанников в ходе совместной деятельности»

  Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

   Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействия на эмоции ребенка своими качествам- совершенством формы, разнообразным и ( в зависимости от времени дня, года, освещения ) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлением природы.

  Но природу необходимо познавать. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

  Процесс познания осуществляется в ходе повседневного  восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом систематических наблюдений.

  Наблюдения за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день: ведь природа динамична. Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире, способствует развитию нравственно- эстетических чувств, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

  В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми ( фронтальная форма организации ) или с подгруппами детей. Наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

  Используются и обычные методы обучения ( наглядные, практические, словесные ).

   Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

  К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

  Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установление связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

  Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально – положительное отношение к природе.

  Необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

    Наблюдение как основной метод

  Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов ( растений, животных ), сезонных явлений.

  Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, красоту и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

   Литература:

  Мир природы и ребенок. Под редакцией Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003.

  Детское художественное творчество. Т.С. Комарова. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Мозаика – Синтез. Москва 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Приучайте детей любить природу".

Сообщение  на тему: «Приучайте детей любить природу». Природа имеет уникальные возможности для развития каждого ребенка. На природе вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести в...

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Какими вырастут наши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и пр...

Как научить детей любить природу. О птицах.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, ее умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие и воспитание. Мы должны научить детей не только брать от природы, но...

Учим детей любить природу с ранних лет.

Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безра...

Семинар-практикум для воспитателей «Научите детей любить природу».

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе р...

Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"

Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"...